Перед финалом женского олимпийского турнира Евгений Трефилов по просьбе БЦ рассказал о давних приятельских отношениях с тренерами "трехцветных" Оливье Крюмбольцем и Себастьяном Гардиллу.
С Надеждой. "Игрой с норвежками Вяхирева уже наверняка застолбила новое звание MVP Олимпиады"
— Наше первое рукопожатие с Оливье Крюмбольцем состоялось в 1996 году на молодежном предновогоднем турнире в Португалии. Тогда, кстати, только начинали играть Анна Кареева и Ирина Полторацкая. Я запомнил ту поездку.
На турнир отправились и четыре майкопские воспитанницы. Финал предстоял как раз с француженками, и я сказал своим никуда не ходить. Но понимал: девчонкам хочется по магазинам прошвырнуться. Смотрю в окно, а они через площадь гуськом пробираются. Как сейчас, помню нарушительниц: Лариса Сысоева, Аня Кареева, Эльвира Житлова (Ищенко) и Аня Игнатченко. В общем, пошли обувь смотреть. Но по возвращении, конечно, от меня получили.
Тогда мне рассказали, что во Франции формируется система интернатов, как это было в СССР. Послушал внимательно и не очень поверил в перспективы. Как эта система работает? Есть детский спорт, потом отбирают лучших, которые поступают в интернаты. И государство берет на себя обеспечение. Но при этом осуществляет серьезный контроль за теми, кто из этих интернатов выпускается.
Я немного отвлекся... Да, именно тогда мы с Оливье и познакомились.
Потом мы с ним часто встречались. И обменивались подарками: он мне французское вино, а я в ответ — наши напитки. Те, что 40 градусов. Помню, дарил коньяк ереванский, которого сейчас и не найти. А потом мы приходили-уходили и как-то потерялись. Считаю, это вполне нормальные взаимоотношения. Полагаю, если бы мы присели за столом и поговорили, я узнал бы намного больше, чем в этих официальных встречах, где рассказывали про 200 интернатов. Общались в основном через Себастьяна Гардиллу: о жизни, о семьях.
Оливье необычный. Например, он приезжал на матчи на недорогом мотоцикле. В очках и шлеме, как положено.
Конечно, весь XXI век для французского гандбола — это эпоха Крюмбольца. И отказ от его услуг в 2013 году считаю ошибкой. Через три года федерация опомнилась. Объясню доступными словами: он понимает команду, а команда — его как тренера. Там собираются совершенно разные люди: менталитет, происхождение. От этого никуда не деться.
Как пример — Александра Лякрабер, которая успела поиграть в Звенигороде. Думал, у них проверенные, хорошие отношения, но, как выяснилось, не совсем. У нее характер не сахар, у Крюмбольца тоже. Тем не менее считаю Оливье одним из лучших тренеров на сегодня. А возможно, и лучшим. И он продолжает работать. По медалям и нас может догнать. А вот насчет его методов работы, если честно, не в курсе.
Хотелось бы узнать больше, но французы не раскрывают секретов. В "Ростов-Доне" работал Фредерик Бужан. Он разве делился секретами? Впрочем, и от Яна Лесли или Пера Юханссона откровений не дождешься. Пер — хороший парень. Но, как у нас в России говорят, это не профессия. Считаю, мы имеем право знать их методики, приглашая к нам на работу.
Вернусь к Бужану. Он как-то провел семинар для наших тренеров. Нарисовал красивый график и рассказал про 200 интернатов. Вот и весь обмен опытом.
Помощника Крюмбольца Себастьяна Гардиллу тоже давно знаю. Познакомились благодаря его супруге Яне Саркисян. Как-то мы приехали во Францию, она нас сопровождала, и я узнал в ней игрока московского "Луча". В Баку тогда было неспокойно, в 90-е многие оттуда бежали. Сергей Михайлович Аванесов, Света Мозговая и еще несколько человек.
А Яна обнаружилась уже во Франции и в тот наш приезд очень профессионально помогала. Оказалось, Себастьян — ее муж. Он тогда только начинал: осваивал аналитику, готовил видеонарезки, разбирал действия команд.
"Всем сердцем болею за Россию". Жена тренера сборной Франции — россиянка армянского происхождения
Однажды Яна сказала мне: мол, муж хочет стать хорошим тренером и интересуется, что для этого нужно. Как выяснилось, он захотел приехать ко мне в гости. Я подумал, что это шутка.
Я тогда работал в Звенигороде. Была проблема. Во Франции ведь на завтрак положен круассан с кофе, а у нас круассаны продавались только в одной "точке" — на автозаправке BP. И каждое утро мы ездили туда с Себастьяном завтракать по-французски.
У меня он пробыл примерно месяц. Разрешил ему провести несколько полноценных тренировок "Звезды". Вообще за занятиями он следил всегда очень внимательно. Когда попросил провести тренировку самостоятельно, я не возражал. Для девчонок это было нечто новое — я-то им уже приелся, как горькая редька. А здесь новый человек, да еще и иностранец. Они с желанием работали. И я вообще не вмешивался: в течение полутора часов Себастьян все делал сам.
Несколько лет назад вновь позвонила Яна: мы к вам в гости собираемся. Сразу подумал про Баку или Ереван, но, как оказалось, это станица Северская в Краснодарском крае. Там у нее родственники. Гостеприимная семья, как всегда у армян.
Потом Себастьян выразил желание побыть у меня в Краснодаре. Приехал. Правда, в этот раз ненадолго — дня на три. И попросил разок потренировать "Кубань". Получилось хорошее занятие. Спросил, кто ему больше всего понравился. В ответ услышал: Настя Листопад. И я сказал: "Забирай!" Посмеялись, конечно.
Жил он тогда в частной гостинице, недалеко от зала и моей квартиры. Приходил утром ко мне, и мы вместе шли на работу. На сей раз без круассанов. У меня дом еще строился, и я не мог его приютить.
В Звенигороде мы посмотрели, как Себастьян чувствует себя в бане. Нормально, кстати. Сразу становится разговорчивее. Наш человек.
Потом виделись уже во Франции на чемпионате Европы в 2018 году… В Токио он тоже подходил. Но мы долго не общались — ковидные ограничения. Здесь вообще ни от кого не скроешься. На днях российские журналисты захотели покурить. Слышу: "Вот здесь растение в ящике, спрячемся за ним". И тут как тут японская полиция. Подошли и погнали.
Если отойти от лирики, то связка Гардиллу и Крюмбольца — одна из самых эффективных в мире. Роль второго тренера Себастьян исполняет профессионально. Ассистентом главного нужно уметь работать! Не всем дано. Но, думаю, у него есть желание перехватить штурвал. Хотя он человек воспитанный и никогда этого не покажет и вслух не скажет.
От прогноза на финал воздержусь. Предстоит тяжелый матч. Многое могут решить игра вратарей и физическое состояние девчонок.
Олимпиада с Трефиловым. "Для ПЦР-теста берется слюна. Когда злишься, ее хватает! Как после Бразилии"
Олимпиада с Трефиловым. "При подготовке к Рио у сборной были примерно те же нагрузки, что и сейчас"
Олимпиада с Трефиловым. "Сегодня завелся, покрикивал с трибуны, но обещаю впредь вести себя хорошо"
Олимпиада с Трефиловым. "Был уверен в победе. Хотя за пять минут до конца сердце сжалось"
Олимпиада с Трефиловым. "В целом все молодцы. Но есть нюанс: мы получили три гола в пустые ворота!"
Олимпиада с Трефиловым. "Последние одиннадцать минут умолял часы: идите быстрее!"