Разумеется, мы расспросили Яну Саркисян, супругу Себастьяна Гардиллу и экс-гандболистку бакинского "Спартака" и московского "Луча", не только о субботнем матче финалистов Олимпиады в Рио.
— Для начала расскажите, как поживаете и чем занимаетесь.
— Поживаю неплохо. Уже второй месяц я одна с детьми, поскольку муж готовился к Олимпиаде на сборах, а сейчас в Токио.
Мы живем в Ницце. Я работаю. По завершении карьеры тренировала детей в клубах по всей Франции. Мы часто переезжали из города в город, поскольку и мне, и мужу поступали разные предложения.
Потом возникла потребность уйти из спортивной сферы и заняться чем-нибудь другим. Долго думала, в кого переквалифицироваться. Так как не люблю сидеть на одном месте, решила связать деятельность с недвижимостью. Прошла курсы и вот уже 12 лет работаю менеджером по продажам.
Сейчас непростое время. Из-за коронавируса очень сложно продвигаться в профессиональном плане. Когда началась пандемия, первыми серьезно пострадали работники из сферы недвижимости и ресторанного сервиса. Все приостановилось, и с сентября 2020 года практически ничего не изменилось.
С другой стороны, в этой ситуации можно найти и плюсы. Когда ты весь в работе — а нас с мужем можно отнести к трудоголикам, — времени на семью почти не остается. Но в марте и апреле прошлого года появилось больше возможностей общаться и видеться. Мы хорошо отдохнули.
— О вашей гандбольной карьере совсем мало общедоступной информации. Когда вы ее завершили?
— В 2000 году. Мне было 30 лет.
— Начинали вы в Баку. Как оказались в московском "Луче"?
— Это травма всей жизни. Я родилась в Баку, и вся моя семья тоже оттуда. Естественно, в гандбольную секцию пошла там же. Мечта сыграть в высшей лиге чемпионата СССР реализовалась уже в 16 лет. В то время "Спартак" тренировал Сергей Михайлович Аванесов. Считаю его сильным тренером и всегда уважала. Под его руководством клуб заметно прогрессировал.
Хочу также выразить благодарность тренеру юношеской команды Андрею Викторовичу Столярову. С ним мы взяли семь медалей первенств СССР, выступая за свой и старший возрасты. Многие его воспитанницы потом доросли до сборной.
В 1988-1989 годах началась заваруха с Нагорным Карабахом. Моя мама русская, но папа армянин, и нам пришлось покинуть территорию Азербайджана. Так я оказалась в "Луче", где провела пять сезонов. Еще поступало предложение из Волгограда, но решила остаться в Москве. Когда переходила в "Луч", тренером был Георгий Ларин, а потом его сменил Михаил Аксенов.
— Нынешний рулевой сборной России Алексей Алексеев тоже в свое время работал в "Луче".
— Да, это было уже после моего ухода. Пересекались с ним, хотя, может, он меня и не знает. Зато я его знаю. Как и многих других из сборной России.
В 1994 году я уехала по контракту в клуб из Лиможа, выступавший во втором дивизионе чемпионата Франции. Не скрываю, что согласилась перейти на более низкий уровень из-за денег. В "Лиможе" была хорошая зарплата. Потом поиграла еще в клубе из Пуатье.
— Предполагали ли тогда, что так и осядете во Франции?
— Нет, что вы! И в мыслях не было оставаться. Ехала туда прежде всего с целью реализовать себя как личность. После развала Союза все рушилось: уровень чемпионата стал падать, а внимание к спорту — ослабевать… И у меня пропал энтузиазм. Переезд во Францию послужил толчком, несмотря на то что я оказалась уровнем ниже и выступала в одной команде с людьми, которые были любителями, совмещавшими гандбол с другой работой. Но я ничуть не жалею. Рада, что увидела другую страну и выучила новый язык. Это наполнило меня как личность.
Тем не менее, повторюсь, не планировала оставаться. Но когда попала в клуб, сдружилась с будущим мужем. И эта дружба переросла в любовь. Себастьян сделал предложение, и я оказалась перед очень сложным выбором. Сомнения возникли не из-за того, что не хотела замуж, а потому что пришлось выбирать между двумя странами. В итоге приняла предложение. Через год после свадьбы родился ребенок, и вопрос о возвращении в Россию отпал.
— Слышал, вы подтягивали мсье Гардиллу в части гандбольных знаний.
— Было такое. Ему нравился советский спорт, тем более гандбол. Супруг интересовался, над чем мы работали на сборах, сколько тренировались в ходе сезона, какие отношения между тренером и игроками…
Тогда французы прогрессировали. Мужская сборная поднялась на новый уровень благодаря Даниэлю Костантини. С этим тренером гандболисты стали завсегдатаями "качалки". Раньше им недоставало атлетизма. А женщины немного отставали от мужчин. И французам, в частности, мужу, было любопытно, почему советские гандболистки добиваются успеха, а они нет.
Титаны игры. Даниэль Костантини. Железный кулак в бархатной перчатке
— Чему именно вы его учили?
— В основном по технической части. Например, рассказывала, как правильно ставить руку, как пасовать и финтить, как сделать эффективной связку линейной и разыгрывающей. Ха, сейчас вы про это напишете, а потом французские тренеры на меня накинутся. Мол, зачем она нас сдала.
— Думаю, до этого не дойдет.
— Ну, хорошо. Еще помогала мужу в работе с детьми. Себастьян ведь не сразу в сборную попал. Начинал старшим тренером в спортивном интернате. И он считал важным свозить детей в Россию в рамках программы по обмену опытом. Ездила вместе с супругом в качестве переводчицы.
Кстати, некоторые девочки, которых он вел, доросли до национальной команды. Например, Грас Заади, играющая в "Ростов-Доне", — из его второго выпуска. Капитан сборной Сираба Дембеле — тоже его воспитанница. Жаль, она пропускает Олимпиаду из-за травмы.
Грас Заади: "Старшая сестра" Сираба Дембеле заверила, что "Ростов" — большой и стабильный клуб"
— Себастьян признавался, что в нем есть частичка славянской души и он обожает российскую культуру. Откуда все это?
— Наверное, от меня. Как ни удивительно, но это правда. Раз наши судьбы соединились, значит, видимо, в нем было заложено что-то вроде расположения к нашей культуре. Хотя, может, любовь передалась через наши отношения. Но то, что он с большим уважением относится к российскому спорту, — это сто процентов.
— Чем занимаются ваши дети?
— У нас две дочери — 20 и 16 лет. Старшая Ноэми закончила школу, еще год отучилась в подготовительном учреждении, где помогают пройти конкурс при поступлении в престижный вуз. Вскоре Ноэми нас покинет, отправится в Лион получать высшее образование.
Она занималась гандболом. Правда, год назад травмировалась — "полетела" связка. После операции не возвращалась в спорт из-за насыщенного учебного графика. Но собирается возобновить выступления в сентябре. Подкачала ножки и постепенно входит в форму.
Младшая Элиси тоже делает успехи в учебе и занимается гандболом при клубе. Кстати, изначально я тренировала обеих. Уже работая в сфере недвижимости, по вечерам добровольно ходила заниматься с детишками. Но год назад бросила это дело.
Нэоми выходила и полусредней, и разыгрывающей. Элиси — левая угловая. Иногда ставят на позицию полусредней, потому что она хорошо финтит. Но из-за нехватки роста в основном появляется на краю.
— На каком языке общаются дети?
— Друг с другом — по-французски. Но и русский знают хорошо. Конечно, есть небольшой акцент, немного коверкают слова. Но я очень рада, что они разговаривают по-русски.
— Какие у них гандбольные перспективы?
— Думаю, уже никаких. Они играют для себя. Хотя старшая очень хотела стать профессиональной гандболисткой. Она даже дошла до спортивного интерната, куда отбирают тех, кто прогрессирует и хочет в профессионалы. Тренировалась каждый день. Но тяжелая травма стала преградой. Да и я, если честно, не подталкивала детей к этому. Несмотря на то что заиграть в гандбол было мечтой всей моей жизни, не хочу, чтобы дочери пошли по моим стопам. Акцентирую их внимание на учебе. Хорошее образование важнее.
— Как зарождалась ваша дружба с Евгением Трефиловым?
— Когда играла в "Луче", он тренировал клуб, который мы называли "курятник", так как его спонсировала куриная фабрика (речь о волгоградской "Россиянке" — прим. БЦ). Была наслышана и о его работе в Краснодаре. Но это все издалека. Мы сблизились во время чемпионата мира во Франции в 2007 году.
Федерация попросила меня сопровождать сборную России. Потребовался человек, который говорил на французском и русском. И я месяц провела с командой. Получила колоссальное удовольствие, просто тащилась! Для меня было честью общаться с тренерами. Увидела изнутри, как работает национальная сборная.
Жила по графику команды. У девчонок завтрак — и у меня. В автобус нужно было забегать заранее, потому что Евгений Васильевич наказывал за опоздания. Такая дисциплина! Я словно вернулась в прошлое, когда сама играла.
Переводила и помогала решать бытовые вопросы. Сопровождала на официальных приемах. Тренировка — я с ними. После тренировки — аналогично. Во время матчей сидела рядом, и все вопросы проходили через меня. Потом пресс-конференция. Трефилов был очень доволен моей работой, хотя непросто переводить его ответы с фирменным юмором, который не каждый иностранец поймет.
В этот период я хорошо узнала Евгения Васильевича как человека. Многие негативно о нем отзываются, в том числе за границей. Но я-то знаю его лично. Это очень добрый, приветливый, приятный человек. Может, он не со всеми такой, но для меня — родная душа.
Два года назад ездили в Краснодар к моим родственникам со стороны отца, которых давно не видела. Нас же всех разбросало, мы долго не виделись. И вот подвернулась возможность приехать в Краснодар на неделю. В аэропорту встречал Трефилов. Он нам все показал, пригласил на тренировку "Кубани". Встретились с Натальей Анисимовой (Гуськовой), которая ознакомила нас с инфраструктурой. Нам устроили очень теплый прием. С распахнутыми руками.
После этого я отправилась к родственникам, а муж остановился у Евгения Васильевича на целую неделю. Но и до этого Себастьян неоднократно гостил у Трефилова. Все началось еще со Звенигорода. В этом плане нужно отдать должное Евгению Васильевичу: всегда примет, накормит. Все как подобает.
— Вернемся к сборной Франции. Каковы обязанности Себастьяна в тренерском штабе?
— На данном этапе супруг отвечает за тактику и делает детальный разбор соперников. На нем вся ключевая подготовка. Дополнительно занимается с вратарями.
— С его приходом в сборную Франции результаты снова пошли в гору. Серебро Олимпиады-2016, золото чемпионата мира-2017 и чемпионата Европы-2018 — какое из этих достижений ценнее?
— Думаю, муж назовет золото "Европы". Ее было сложнее выиграть, чем, например, "мир". Я присутствовала на парижском финале и прожила его, что называется, вместе с командой. Эмоции, конечно, переполняли. Тем более в финале встретились Россия и Франция.
ЧЕ-2018. Двойной французский реванш. Не умениями, так числом
Но вообще каждый титул по-своему ценен. "Мир" это или "Европа", не так уж и важно. Золото остается золотом.
— Олимпийское серебро тоже вполне себе достижение.
— Да, для многих это высокий результат. Но французы восприняли то серебро как неудачу. Себастьян считает, что в Рио команда могла заполучить золото и недоработала в финале со сборной России. Прекрасно его понимаю, зная, сколько усилий прикладывалось для максимального результата. Муж досконально разбирал всех игроков соперников, изучал их жесты, высматривал слабые стороны в тактике. Он четко представлял, как будут играть россиянки, и поэтому, наверное, сожалеет, что эти знания не помогли француженкам стать олимпийскими чемпионками.
— Насколько комфортно Себастьяну в роли помощника Оливье Крюмбольца? Есть амбиции поработать главным тренером?
— Супруг с удовольствием попробовал бы себя в зарубежном клубе. Но сегодня ему это не нужно, он в полном равновесии. Такое бывает редко, но в сборной Франции, начиная от массажиста и заканчивая старшим тренером, великолепная атмосфера. Создан сплоченный коллектив — как по идеям, так и по организации. Думаю, благодаря этой гармонии и есть результаты.
Себастьян уже много лет работает вместе с Оливье. Они понимают друг друга с полуслова, и это немаловажно. У каждого свои обязанности, которые хорошо выполняются. Когда в 2016 году Крюмбольца вернули в сборную, он пригласил в штаб проверенных людей. И ничего удивительного, что французы показали результат. Пока муж не видит смысла что-то менять.
— В чем сила Крюмбольца?
— Он отличный менеджер, мотиватор и знаток женской психологии. Знает, как правильно использовать того или иного игрока в конкретный момент. "Мистер спокойствие" во время матча. Как бы игра ни складывалась, сохраняет хладнокровие. Здесь есть еще такой нюанс: методика, применяемая в России, во Франции вряд ли уместна. Оливье не зацикливается на неудачах и нередко акцентирует внимание на позитиве даже после поражений.
Титаны игры. Оливье Крюмбольц. Лотарингский чародей, превращающий песок в золото
— В общем, полная противоположность Трефилову.
— Да, у этих тренеров совершенно разные подходы. Французы вообще не любят агрессии, это не в их менталитете. Даже взять повседневную жизнь: если кто-то начинает повышать тон, это не приветствуется и считается некрасивым. С французами такой подход точно не пройдет. Их нужно гладить по шерсти.
— Вам какой подход ближе — Трефилова или Крюмбольца?
— Ой, сложно ответить. Я адаптируюсь ко всему. Можете считать это проявлением лаксизма. Но если все же выбирать, то предпочла бы, пожалуй, методику Евгения Васильевича. Главное, чтобы она была эффективной.
— Можете оценить степень влияния российского гандбола на его развитие во Франции?
— Думаю, российское влияние осталось в прошлом. Как и любое другое. В свое время здесь хорошо поработали югославы, уделявшие много внимания игре вратарей. Сейчас гандбол во Франции самодостаточен и развивается в своем русле. Хотя французы, конечно, обращают внимание на мировые тенденции. Знаю, что пристально следят за скандинавской моделью.
— Давайте про Олимпиаду. Сперва поинтересуюсь про обстановку в Токио. Трибуны пустуют, кровати картонные, повсюду ограничения и тотальный контроль… Муж не жалуется?
— На бытовые условия — нет. К ежедневному тестированию на коронавирус, когда нужно сплевывать в пробирку натощак, все уже давно привыкли. По словам супруга, несмотря на ограничения, в олимпийской деревне есть ощущение праздника, пусть и не в такой мере, как на предыдущих Играх.
Единственное, что удручает, — отсутствие зрителей. Большинство французских сборниц привыкли играть на переполненных аренах и получать от трибун дополнительную дозу адреналина. Француженки не раз переламывали ход матча благодаря поддержке болельщиков. Для команды это очень важно. В Токио зрителей не хватает.
— Как вам в целом олимпийский турнир?
— Не могу сказать, что удивлена какими-то результатами. Всем сердцем болею за Россию.
— Только супругу не говорите.
— А он знает о моих симпатиях. Это вообще идеальный муж, который принимает от меня все — и хорошее, и плохое. Но если об этом прознает Крюмбольц, думаю, у супруга будут проблемы.
Если серьезно, то в матче Россия — Франция я действительно на стороне олимпийских чемпионок Рио. Это гандбол, на котором я выросла. Болею за девчонок очень сильно. Сборная Франции — немного другое. Здесь я переживаю за мужа, потому что знаю, сколько он вкалывает. Ха, коллеги по работе смеются: мол, ты болеешь за французов только потому, что команде обещана премия.
— И какие шансы заработать эту премию?
— Думаю, в этот раз француженкам будет тяжеловато. Многовато значимых кадровых потерь. И травмы у девочек неприятные. У двух из них полетели ахиллы... Вдобавок уже по ходу Олимпиады сломалась и выбыла до конца турнира Александра Лякрабер. Безусловно, это дает о себе знать. И все же хочется, чтобы француженки продвинулись как можно дальше.
Олимпиада. Игроки, без которых Токио будет не так ярок: Леке, Гульден, Дембеле, Полман, Брох…
— Как вам триллер Швеция — Франция?
— Я была на работе, поэтому удалось посмотреть только концовку. Лучше бы не смотрела. Мурашки пробежали по телу, я очень расстроена. Считаю, француженки должны были решать исход раньше, но упустили несколько шансов оторваться в счете.
— Тем не менее одно очко лучше, чем ничего.
— Здесь не поспоришь. Но этого мало, когда видишь, что команда обязана была побеждать. Так что чувство досады превалирует.
— У сборной Франции три очка после трех туров. Как оцените такой промежуточный итог?
— Повторюсь, ей будет непросто. В составе переплелись два поколения. Тренерам приходиться больше доверять молодежи. И такой сплоченности, как на предыдущих турнирах, не ощущается. Уже говорила про отсутствие травмированных лидеров. Та же Сираба Дембеле играла огромную роль не только на площадке, но и в раздевалке. Даже находясь не в оптимальной форме, она давала хорошую взбучку коллективу.
Девчонки не сдаются, борются. Но видно, что тяжело. К тому же группа попалась очень сильная.
— Что скажете о выступлении в Токио сборной России?
— Пока не видела ни одного матча с ее участием. Поэтому не спрашивайте у меня прогноза на субботний поединок. Могу лишь предположить, что будет равная борьба. Почему-то кажется, что россиянки доставят француженкам больше хлопот, чем шведки.
С Надеждой. Метаморфозы сборной России: из фаворитов — в "темные лошадки". И обратно?..
— У россиянок те же три очка, что и у француженок. Им тоже будет проблематично повторить успех Рио?
— Еще не все потеряно. В моем понимании россиянки остаются фаворитами. Впрочем, как и француженки.
Фото: из личного архива Яны Саркисян, afp.com, handlfh.org, handbollslandslaget.se.