"13-й сектор" у многих, быть может, вызовет ассоциации с телеверсией игры знатоков, а не с гандболом. Но пора перестраиваться: в первую очередь — это группа болельщиков клуба "Ростов-Дон".
Откуда такое название? Об этом и не только "Быстрому центру" рассказал главный организатор и вдохновитель движения Денис Пономарёв. Между прочим, по "гражданской" специальности — водитель автобуса (а их мы в БЦ, как вы, наверное, заметили, тоже особо привечаем: не раз давали слово, а первым — как раз ростовчанам).
Донские рассказы от водителей "Ростова": ночлег в чистом поле, рыбалка, двое суток в пути
— Началось с того, — пускается в воспоминания Денис, — как ехали мы на футбол в Самару, но ребята предложили заскочить по пути ещё на гандбол: рубились в финальной серии с волгоградским "Динамо". Я в детстве сам играл, поэтому был только за. Но про наших девчонок как раз почти ничего не знал!
Это был 2011 год, Волгоград тогда считался безоговорочным лидером. Помню, всё было бесплатно, никакого контроля на входе…
В 2016-м снова поехал болеть за "Ростов-Дон" — и тоже на финал, уже в Астрахань. К сожалению, опять проиграли тогда... А уже с 2017 года меня затянуло окончательно.
Насколько затянуло-то? Скажу так: если из моей жизни сейчас убрать гандбол, она станет скучной и однообразной. Помню, поехал поболеть за наших даже со сломанной ногой!
Мы там должны были за рулём легковушки меняться, чтобы до Уфы и Ижевска доехать. И я в итоге разрезал гипс, чтобы нажимать на педали, а на игры ходил на костылях. Тогда ещё и попали в аварию: на машине слетели с трассы, правда, в тот момент не я рулил. Хорошо, что нас вытащили…
В какой-то момент подняли такой вопрос: почему на выезде можем поддерживать команду, а дома никакой системы нет? И по возвращении начали выбирать сектор.
На первой игре в Ростове стояли на 6-м, но он нас не устроил. Показалось, что далеко, а нас плохо слышно… На 12-м больше попадали в обзор камер, уже баннеры видно было. В итоге на нём и остановились. Вот только возник вопрос, как называться. 12-й — это уже ассоциация с футболом: двенадцатый игрок, слышали же? Поэтому мы решили назвать себя 13-м (хотя такого, собственно, физически нет). Так что секрет названия нашей группы поддержки прост — и к телевикторине отношения не имеет.
Мы мирные, с нашей стороны не бывает никогда никакого унижения болельщиков других команд, никаких ругательств и драк. Я могу смело сказать это, как говорят в Ростове, за каждого из нас. Да если в любую соцсеть или чат зайти, вы сразу в этом убедитесь.
Потихоньку сформировался костяк группы, распределили обязанности. Кто-то собирал деньги, кто-то придумывал перформансы, а кто баннеры заказывал. Так вышло, что в один момент главные обязанности достались мне.
Но лидером я себя не считаю. Такой же, как все, кто приходит на гандбол. Разве что перед играми обзваниваю наших болельщиков, узнаю, кто придёт, а кто не сможет. Слежу, чтобы всем хватило билетов: ими тоже я занимаюсь. Опять же выезды, начиная с автобуса и заканчивая поездками... Так что я просто основной организатор.
У нас во Дворце спорта своя комната есть, где всё хранится, поэтому ничего, кроме шарфов и, конечно, одежды, таскать не приходится. Баннеры, барабаны остаются на арене... А потом, если гостевая игра, грузим их в автобус.
Костяк сообщества — примерно 15-20 человек. Со временем поняли, что надо при помощи соцсетей зазывать ещё людей на трибуну. Максимальная посещаемость — 85 человек, но это, думаю, не предел. Уверен, у нас один из самых массовых фан-клубов в России, а возможно, и в Европе.
— А с выездами руководство клуба помогает?
— Да, от всех передаю ему благодарность. Уже много лет нам гендиректор Антон Ревенко и его помощники предоставляют большой автобус. Выезды — это, конечно, особый разговор. Но не то, что подумали, у нас всё спокойно: по дороге говорим о гандболе. Некоторые, кстати, когда в первый раз едут, тоже думают, что там кошмар творится, но мы же не футбольные фанаты (улыбается).
Бывает, что кто-то из новичков, поехавших с нами на автобусе, в итоге просто на гандбол не приходит или отправляется на другой сектор. Такого, извините, отправляем в игнор, конечно.
Обычно заранее обсуждаем все детали с руководством принимающей стороны. У меня есть практически все контакты. В прошлом сезоне были, правда, два казуса. В Тольятти сказали, что мы не отправили письмо, хотя заранее обсуждали бесплатный проход, и попросили приобрести билеты. Что делать, купили: они рублей 200-300 стоят. И потом в Краснодаре похожая история была…
— Кто создаёт тексты на майках, на баннерах?
—Перед каждой игрой стараемся придумать какую-нибудь новую фразу. Человек 5-6 у нас креативные. Звенигородцам, помню, подарок сделать решили: "Дружба навсегда". Ну а наше "Вернём золото на Дон" — все подхватили, включая игроков.
Вообще-то гандбольные фанаты почти все дружат между собой. Зачем ругаться? Столько всего интересного, что можно обсудить! В Астрахани в "Звёздном" принято даже проводить кубок для болельщиков. Более того, наши игры и сами гандболистки, знаю, охотно смотрят.
— А теперь расскажите про первый заграничный выезд: кажется, это был Будапешт?
— Верно. Тогда, к вопросу о креативе, майки были с надписью: "Нас мало, но мы в тельняшках". А как нас встретили венгры из Дьёра! Конечно, мы их хорошо до этого принимали у себя. И вот мы, расстроенные после поражения в первой игре и ещё уставшие от перелёта, появляемся, а нас приглашают в ресторан русской кухни. А там — включают "Левый берег Дона"! Потрясающе…
Прекрасно тогда вечер провели, замечательно пообщались: жалко, что многие из наших не говорят по-английски (ну и по-венгерски тоже, само собой). Но это не помешало родству фанатских душ. Ох, как же здорово было, до сих пор вспоминаю! Да и вообще поездка на тот "финал четырёх" Лиги чемпионов — воспоминание на всю жизнь: насколько крутой зал, насколько организованные болельщики… Ну и наконец — главный турнир Европы!
Да, меня же там чуть не забыли (улыбается). Пошёл искать товарища, который куда-то пропал, а автобус без меня уехал… Какие-то евро, к счастью, оставались, да и таксист попался понимающий по-русски ещё с советских времён, домчал в аэропорт. Там уже переполох: "Караул, Дениса забыли!" Но ничего, успели…
— Расскажите, что была за акция с касками в поддержку нового дворца?
— Да, там неожиданно двусмысленно получилось… Просто всё время шли разговоры о новой арене, но дело не сдвигалось с мёртвой точки. А тут, когда играли с "Мецем" в Лиге чемпионов, решили акцию устроить, чтобы напомнить об этом. Обговорили с клубом, закупили 50 касок и манишек, в которых строители ходят. Но тогда не подумали, что эти манишки для французов — больная тема. И на записи видно, как тренер французов жестами показывает, что мы их, мол, провоцируем. Такой казус вышел…
Я давно говорю: новая арена очень нужна, она привлечёт даже далёких от спорта людей! Им просто для начала интересно посмотреть изнутри, как там и что. А в итоге многие остаются.
Вот наш футбольный клуб с обретением стадиона, оставшегося в наследство от чемпионата мира-2018, стал собирать намного больше болельщиков. Так и здесь было бы! Вы же знаете: гандбол даёт такие эмоции, попав раз, уже не останешься к игре равнодушным. Представляете, какая атмосфера может быть на новой арене?
— Прошла новость, что ваши ребята установили памятник руке Анны Вяхиревой на прощание…
— Да, отпечаток руки сделали. Все, конечно, живут надеждами, что она к нам вернётся. Аня — не просто классный игрок, но и человек хороший, всегда подойдёт к сектору и поблагодарит за поддержку.
— Ещё уход Виктории Борщенко — большая потеря…
— Это отдельная тема. С ней прекрасно общались, делали друг другу подарки. Первая майка клубная у меня от неё была. (Я вообще собираю футболки всех клубов, это моё хобби, хотя ношу сам в первую очередь жёлтый, конечно). В Ставрополь я ей фейерверк привозил. Когда пошли слухи об уходе Виктории из команды, написал ей. Она потом ответила: мол, Денис, хочу попрощаться с болельщиками…
Увы, комментариев некоторых я не понимаю. С её-то стороны ни одного дурного слова не прилетело. И хорошо, что Вика в Португалии прижилась и снова стала улыбаться!
— И такой вопрос: почему у вас прозвище Панама?
— Да просто из-за созвучия с фамилией. Пономарёв же. Но я решил пойти дальше. Приобрёл чёрную панаму и сделал на ней ростовскую жёлтую нашивку. И ни одна выездная игра без этого головного убора теперь не проходит. Меня даже многие по имени не знают, а как Панаму — почти все, наверное.
— Есть ли особые пожелания перед стартом сезона?
— Хотелось бы, чтобы матчи чемпионата России проводили по субботам. Хотя бы — временно, ведь Лиги чемпионов у нас всё равно пока нет. Многие не могут попасть на гандбол, поскольку не успевают после работы. Даже в маленьком Ростове, что уж говорить о большой Москве…
Фанатские истории. Драка в Майкопе, ночёвка у родителей Пряхиной и жесткий разговор с игроками
Фанатские истории. Волгоград. В одиночку за "Динамо" по городам и весям страны
Фанатские истории. Маша и "медведи". Чеховский сюжет
Фанатские истории. "Невы" неспешное теченье — на трибуне становится тише…
Фанатские истории. "Виктор". "Когда понимаешь, сколько клуб преодолел, хочется болеть ещё больше"
Фанатские истории. Барабанщик из Автограда, шампанское из Кубка ЕГФ, плакаты в защиту кумиров
Фанатские истории. Краснодарские радости и разности "Сектора КГБ"
Фанатские истории. Астраханские "всадники" — помнить золото, мечтать о бронзе
Фанатские истории. Живёт в белорусском Полесье… Кто создал гандбольную видеолетопись в интернете?
Фанатские истории. Пермь. "Знал гандбол не только по песне "Сплина". Затянуло, когда увидел живьём"
Фанатские истории. Астрахань. "После нашего разговора Аня Вяхирева заплакала. Потом извинялся!"
Фанатские истории. "Динамо-Синара". Елена Суркова: "Вот бы мне связки, как у Трефилова…"
Фанатские истории. ЦСКА. "После финала Кубка и пирошоу Драгана Цвиич подарила мне золотую медаль"
Фанатские истории. "Лада". Роман Папин: собственный автобус, конфликт с клубом и вахты при минус 70
Фото: пресс-служба ГК "Ростов-Дон"; Алексей Старостин, Дмитрий Марочкин