Про спортсменов, тренеров, руководителей клубов болельщики знают если не всё, то многое. В том числе – и про "Ростов-Дон", вновь завоевавший золото женской Суперлиги.
Чемпионат России. "Ростов-Дон" вернул себе титул в жестокой рубке с ЦСКА. Это было очень круто
А вот про тех, кто остаётся, как правило, за кадром – водителей автобусов, массажистов, операторов, других клубных работников, наконец, известно гораздо меньше. Хотя рассказывают они зачастую даже интереснее, чем те, кто раздал за жизнь десятки, а то и сотни интервью. Чем БЦ как издание, стремящееся всегда к оригинальному и незатёртому взгляду на любимую игру, в очередной раз и воспользовался.
Сегодня своими "донскими историями" – почти по Шолохову! – с нами поделились водители ростовского клуба Сергей Бахмет и Александр Розмазнин. Оба, кстати, начинали работать ещё в легендарном "Источнике" и застали много поколений гандболисток.
От "Источника" до "Ростова"
Сергей Бахмет: "Официально мы перешли в клуб в 2008-м. До этого работали в "Водоканале", который был спонсором "Источника" и предоставлял клубу автобус. А вообще, можно сказать, с "Ростовом" мы с сезона-2004/05. Самыми сложными стали 2007 и 2008 годы. Тогда "Водоканал" перестал поддерживать гандбол, а мы так и вообще без работы оказались.
Но недолго. Антон Николаевич Ревенко пригласил нас в клуб, рассказал про то, что всё будет иначе, скоро приобретут свой автобус, и предложил работу. Естественно, отказываться не стали.
Становление "Ростова" шло на наших глазах. В "Водоканале" у нас "Вольво" был. Первый автобус в "Ростове" был китайским – Golden Dragon. На нём три года отъездили – техника уж слишком сыровата была, все от него устали. Осенью 2010-го получили новенький MAN, на котором катаемся до сих пор. Отличная машина. Главное ведь ухаживать за ним, вовремя проводить ТО, сообщать о том, что нужно заменить какие-то детали.
Наш гендиректор, а также начальник транспортной службы Дмитрий Черников всегда найдут возможность выполнить все наши просьбы, ведь от этого зависит безопасность всей команды".
Александр Розмазнин: "Из всех водителей, которые работают в наших гандбольных клубах, я, наверное, главный старожил. Да среди нашего брата не так много тех, кто именно сотрудниками клубов является – Ростов, Краснодар, Звенигород, Тольятти... Другие либо совсем новые, либо наёмные водители из других организаций.
Я сразу ответил согласием на предложение руководства. Поначалу сторожами поработали пару месяцев, а потом нам тот самый китайский автобус купили. И началась работа".
Ночёвка в чистом поле
Сергей Бахмет: "Раньше мы всегда выезжали с командой на сборы в Польше. Оттуда на турнир в Германию. Часто путешествовали через Украину, где и останавливались обычно в отелях. Но был один случай, когда остановились возле небольшого озера в чистом поле за Киевом – примерно в 100 км в сторону Львова. Думаю, это было связано с финансами. И ни разу не пожалели!
Получился своеобразный турпоход. Остановились вечером, девчонки матрасы повытаскивали, мы шашлыки затеяли, заночевали под открытым небом. Такая обстановка была замечательная, что никто даже комаров не заметил. Потом уже укусы проявились, но все только посмеялись над этим. Утром погрузились в автобус и продолжили свой путь".
Двое суток в дороге
Сергей Бахмет: "Однажды пришлось двое суток ехать без длительных остановок от Ольденбурга до Ростова с двумя таможнями. Да, нарушили немножко правила перевозки пассажиров, но главное было – Германию и Польшу проехать. А как только на Украину заехали – уже никто не трогал.
Маршрут составил примерно 3000 км, далековато, но девчонки так сильно хотели домой, что мы решили их довезти как можно быстрее. Слишком длинный сбор получился, а потом ещё и турнир товарищеский".
Куда ехать не хочется
Сергей Бахмет: "Раньше, конечно, хуже всего было ездить в Волгоград. Все дороги – напрочь убитые. Да и не только в городе, но и на подъездах.
Сейчас, к счастью, закатали там практически всё, теперь без нервов можно путешествовать. Так что теперь остался только один маршрут, где есть участки, из-за которых ехать не хочется – на Тольятти. Да, там тоже подделывают, но всё равно ощущения крайне неприятные".
Александр Розмазнин: "Именно по дороге в Тольятти у нас чуть ли не единственный случай был, когда техника подвела. Отказала коробка передач, а нужно было тронуться. Вся команда вышла и толкала автобус. Это было ещё в 2006-м, когда ездили на "Вольво" от "Водоканала". С тех пор стараемся не ломаться (улыбается)".
Где самые строгие "гаишники"
Сергей Бахмет: "В Польше. Однозначно. И 50 км по стране не проедешь, как тебя начинает беспокоить транспортная инспекция. Сейчас в электронном виде показания снимаются, а раньше на старой технике были такие бумажные шайбы, на которые самописцы наносили показания – сколько проехал, сколько отдыха и так далее. Так поляки всегда снимали эти шайбы и дотошно изучали. Не приведи Господь, если где правила нарушил – обязательно найдут!"
"Вот нужная улица… Город только другой!"
Сергей Бахмет: "Дело было в Германии. Приехали мы на турнир в Ольденбург. И Ольга Аджидерская в выходной день говорит: "Меня тут подруга в прошлый раз в такой классный торговый центр возила – закачаешься! Здесь недалеко". Разрекламировала, в общем, соблазнила всех на то, чтобы съездить.
И ведь она даже адрес назвала, хорошо, что запомнила. А тогда только появились навигаторы. Ну забили мы нужную улицу, поехали. Проехали эту улицу – ни намёка на торговый центр.
Оля позвонила своей немецкой подруге, чтобы уточнить, куда они ездили. Всё правильно, именно эта улица и этот номер дома. Город только другой! Они в Бремене были, а мы по Ольденбургу мотались.
Благо, до Бремена не так далеко – всего 50 км. Решили поехать. А навигатор что-то зависать начал. "Оля, хоть примерно помнишь, где поворачивать?" – спрашиваю. Помню, говорит! Вот тут направо! А я уже в средней полосе трёхполоски. Ну включаю поворотник, водители пропустили…
А потом ещё такая же ситуация на повороте – пришлось нарушать. Так с горем пополам и подъехали мы к нужному торговому центру. Только выгрузились, девчонки пошли в магазин, а ко мне полицейские – покажите документы, а то нам звонок был, что вы правила нарушали. Но кое-как обошлось без штрафов".
Самый главный страх
Александр Розмазнин: "Для меня главный страх – зима. Иногда смотришь, как на М4 автобусы с людьми стоят в снегу сутки или больше, даже внутри всё переворачиваешься. Честно скажу, я боюсь этого времени года. Не дай Бог что-то, на улице мороз, а у меня за душой два десятка девчонок.
К зиме готовимся особенно, вовремя ставим новую резину. Перед каждой поездкой – полные баки топлива, воды. Для меня самое главное, чтобы в автобусе было тепло, чисто и безопасно".
Лучшая рыбалка в жизни
Сергей Бахмет: "Мы возили команду под руководством Ольги Эрнестовны Карпенко на матчи высшей лиги в Астрахань. С нами в той поездке были Сергей Анатольевич Белицкий, Артур Николаевич Сазонов и другие представители тренерского штаба основного состава.
Высадили команду в гостинице, а сами проехали чуть дальше на базу отдыха. У нас было четыре или пять дней свободного времени там. Белицкий же у нас заядлый рыбак, соблазнил всех пойти на рыбалку на Волгу. Ну сходили… Ничего особенного. Но вот потом нас с Сергеем Анатольевичем вдвоём отвезли уже на настоящую рыбалку на лодке. Уехали около 6 утра, а приехали на базу примерно в 15 часов. Тогда мы наловили около 30 кг щуки и краснопёрки! Это была незабываемая рыбалка, лучшая в моей жизни.
Сергей Белицкий: "Мне чужого не надо"
Когда попадаем в поездки с Белицким, он не упустит ни одного водоёма. Любит порыбачить! При наличии свободного времени, конечно… У меня в автобусе всегда лежат рыбные снасти, но времени крайне мало. Хотя даже на одном из выездов в Польшу удалось с удочкой посидеть, вот только рыбёшка там маловата".
Кто всегда выходит последним?
Сергей Бахмет: "У нас особого ритуала по посадке в автобус нет. А вот последним всегда выходит главный тренер. Сейчас Томаш Главаты, до него – Пер Юханссон…
Из иностранцев я бы выделил Фредерика Бужана. Классный мужик в общении. Главаты – вообще наш, он отлично по-русски говорит. С девчонками вообще со всеми в прекрасных отношениях. Причём я могу сказать так про разные поколения команды".
Водители – специалисты и в гандболе
Сергей Бахмет: "Когда всё только начиналось, представления о гандболе не имел. А сейчас всегда стараемся присутствовать на трибунах. Особенно на выездах. Вот в Москве на ответном финальном матче были вместе с болельщиками, поддерживали команду. И я, кстати, уже после игры в Ростове был уверен, что золото точно никуда не денется (улыбается)".
Александр Розмазнин: "Уже судьёй быть могу (смеётся), спорить с ними точно чувствую себя в силах. Да и потренировать, наверное, смог бы уже. Что я, зря иногда на тренировках присутствую (улыбается)… А если серьёзно, когда ехали в Москву, видел глаза девчонок, какой огонь в них полыхал – с таким настроем проиграть невозможно.
Вообще, если честно, уже по взглядам игроков могу понять, как матч будет складываться. До бегства легионеров такой огонь в глазах наших девочек вспыхивал редко, а вот после того, как иностранки покинули команду, все сплотились".
Фото: личные архивы Сергея Бахмета и Александра Розмазнина