БЦ в конце минувшей недели побывал на двух матчах в Минске между сборными Беларуси и России. Сами игры уже описаны — повторяться смысла нет. Осталось только поделиться листками из путевых заметок. Не пропадать же им, право…
Товарищеский матч. В двух шагах от края. Белорусские "углы" принесли победу хозяевам
Товарищеский матч. Обидно, досадно, но ладно. Что помешало сборной России победить в Минске
***
Для затравки — немножко личного. Люблю Минск. Беларусь обожаю. Чистота. Красота. Доброта. И вежливость. Был раз десять, наверное. Впервые — ещё в 1993-м. В командировке, да простят гандбольные боги, на футболе. Минское "Динамо" против бременского "Вердера". Бьются за Кубок чемпионов: Лига ещё тогда как бренд не особо прижилась, да и название трофея остаётся до сих пор старым, если кому интересно.
И запомнилась больше не игра, а та самая чистота-красота-доброта. Умытые тротуары. Отсутствие грязи при подходе к стадиону, где тоже вроде бы был рынок — а как в те времена без этого (нет, даже не представляете контраст на фоне российской столицы 90-х и тогдашних арен). Редакция "Прессбола", где и так приняли как родного, а уж когда сказал, что выписываю газету на московский адрес и перечислил любимых авторов…
Впрочем, тут уже начинаю повторять репортаж Сергея Приголовкина и Артёма Шмелькова почти десятилетней давности. А зачем?
***
Приголовкину, для которого, и это невооружённым глазом видно, каждая поездка в Беларусь — тоже в радость, впрочем, не повезло. Насладиться с трибун гандболом (а игры и вправду выдались сочные) на второй день не позволил белорусский коллега Сергей Мацкевич: увидел руководителя проекта БЦ перед матчем у площадки да утянул с собой комментировать.
Трансляция, кстати, шла вживую на "Беларусь 5" — и в этом можно было убедиться, взглянув на экраны в просторных холлах "Чижовки", куда многочисленные, хотя и не заполнившие арену до аншлага зрители могли выйти приобрести чего-нибудь поесть-попить или даже выпить, если кто-то предпочитает именно этот глагол. "Пиво на спортсооружениях?!" — ахнет ревнитель нравов. Да, и ничего страшного. Как мы не раз убеждались, в том числе и на крупнейших соревнованиях в России — губит людей вовсе не оно.
Хорошо быть не таким известным и приметным — я за компанию с Сергеем Гуренко, легендой местного футбола, а заодно и московского "Локомотива", где и поныне болельщики в нём души не чают, прошмыгнул в ложу к председателю Белорусской федерации гандбола Владимиру Коноплёву, в чьей уникальной хлебосольности, помнится, убедился не только я, но и вся дружная команда российской прессы (эх, где ж ты, времечко золотое и схватки боевые с заклятыми друзьями из белорусских СМИ, лелеемыми мэтром Сергеем Новиковым).
Приголовкин vs Новиков, Шмельков vs Щурко. Как рубились сборные журналистов России и Беларуси
***
А там — только и хлопаешь глазами: звезда на звезде! И Гуренко, даром что футболист, все знают прекрасно и приветствуют тепло: начиная от самого Коноплёва, продолжая Сергеем Рутенко и заканчивая председателем, официально выражаясь, ГК "СКА-Минск", а некогда замечательным голкипером Андреем Крайновым ("да у нас же дети в школе вместе учатся!").
Ба, а это кто заходит вслед за генеральным секретарём БФГ Андреем Балецким, заполняя сразу харизмой не только нашу ложу, но и пару соседних? Ошибиться невозможно: гроза вратарей всего мира Михаил Якимович. Чем-то, кстати, неуловимо похожи они с Гуренко — взглядом ли озорно-мудрым? — да и знакомы тоже, как выясняется, давно.
— Испания же! Сантандер! — напоминает Гуренко. — День рождения Димы Попова (экс-футболиста сборной России, а совсем ещё недавно — спортивного директора московских спартаковцев — БЦ). Мы ещё с Владом Радимовым из Сарагосы приехали…
Владислав Радимов и другие звёзды футбола — про Анну Вяхиреву
— Ох, точно, — изумляется олимпийский чемпион-1992. — Это сколько лет прошло-то? Больше двадцати уж точно!
И Якимович, который в интервью БЦ как-то рассказывал, что и сам в детстве футболом занимался, принимается вспоминать и Попова, и другого Дмитрия — Радченко, и то, как они с Талантом Дуйшебаевым тогда в Сантандере рубились против них в дружеских битвах буквально во всё на свете….
Михаил Якимович: "Носить сетку с мячами в минском СКА я перестал совсем скоро"
Михаил Якимович: "В Сантандере между нашими с Талантом домами даже не было забора"
***
— А мне ведь гандбол всегда очень нравился, — рассказывает, в свою очередь, Гуренко, с которым нам тоже, признаться, есть что вспомнить. — И поражала всегда хорошая физическая подготовка гандболистов. Вот в футболе, например, это у нас сейчас проблема. По всей Беларуси не так много, мягко говоря, тренеров по физподготовке должного уровня. А у минского СКА, видно, с этим нет вопросов. Получается, сохранили во многом советскую систему, взяв лучшее. Со времён Спартака Мироновича… Молодцы!
"У меня и по 30 километров бегают". Вадим Сашурин — про себя, баян и самых трудолюбивых гандболистов
Спартак Петрович, кстати, тоже на игре был — на второй уж точно. Сам видел. У того же вип-входа, куда он подошёл, разумеется, никакого пропуска не предъявляя. Да если бы и попытался — любезный представитель секьюрити (точнее, "бяспеки" — мы же не в Чикаго, да?) опередил бы, распахивая перед ним калитку: "Проходите, Спартак Петрович!" Миронович тут — на вечном пьедестале. Ну а как?
…То ли дело в Подмосковье, на Арене "Балашиха" имени Юрия Ляпкина. Свечку не держал, но коллега и один из учителей божится, что так и было. Подходит легендарный хоккеист к служебным воротам, а ему: "Куда?" Как куда, да я же Ляпкин, говорит Юрий Евгеньевич, этот, мол, ледовый дворец так-то в честь меня назван… А охранник в ответ олимпийскому чемпиону и многократному чемпиону мира: "Да ты прекращай тут, дед, заливать мне, Ляпкин давно умер!"
Хотя — это ж всё, тьфу-тьфу, к тому, что кому-то жить и жить ещё, как поговаривают в таких случаях… Юрий Евгеньевич, здоровья и долгих лет вам!
Спартак Миронович. Кулеш, Каршак и сон на третьей полке
***
В Беларуси вообще поражаться не устаёшь. Смотришь — и изумляешься.
И когда в субботу герои той первой, победной для хозяев игры Никита Вайлупов и Вячеслав Солдатенко (так и не признающийся для печати, куда переходит: "Поймите, официально решение не принято ещё!") десятки минут по её окончании стоят на площадке, раздавая интервью и фотографируясь.
И когда спускаешься на площадку после матча и во второй игровой день — и опять видишь одну из главных звёзд постсоветского гандбола Вайлупова, и вновь там фото со всеми желающими плюс эти бесконечные автографы-автографы-автографы… В том числе на собственных коллажах, заботливо распечатанных детишками: "Никитосу от Никитоса!"
20 вопросов не о гандболе. Никита Вайлупов: "Серия моих работ ушла за четыре тысячи евро"
Впрочем, поразил он не только меня — да и вообще, окажись там любой, уверен, представитель СМИ, он бы диву давался от таких слов. Ну серьёзно: когда ещё игрок команды, которой удалось отыграться — и не без помощи спорных судейских решений, на это самое судейство принимался сетовать?.. Мол, не лучшие впечатления от работы арбитров остались — удивлены, поди, когда игрок в моей ситуации говорит про это? Первый раз слышите, да? Но такого не должно быть. Если мы хотим расти. В чью пользу ошибались? Не знаю: можете ведь сами посмотреть запись…
После такого Вайлупова, у которого и без того каждое общение с прессой — как праздник для "акул пера", начинаешь уважать ещё больше. И вовсе не только за 23 заброшенных в двух встречах мяча. И с угла, и в отрыве, и с семиметровых... Про которые тоже рассказывал небанально: "Если пенальти — то я босс… Ведь мяч у меня. И я решаю, что делать. Да пусть хоть сразу всех трёх вратарей выпускают!"
Раскрываешь рот, говоришь ему про слова Велимира Петковича, считавшего заднюю линию белорусов самой опасной, а Никита в ответ: "Ну так у нас там такие ребята, как Вадим Гайдученко или Владислав Кулеш… На них надо выходить, иначе просто порвут сетку или вратаря вышибут. Отсюда — пространство между защитниками, пасы в том числе и мне на край — а это моменты! Выходит, мои голы – не личная заслуга, а результат действий всей команды".
И вроде опять хочется удивиться: только что, мол, сыпал откровениями, а тут такое шаблонное — про действия всей команды… Но нет, из его уст — это совсем не штамп, которым он стремится отгородиться, словно щитом, от заезжих репортёров. Никита продолжает мысль — и доводит до конца, как голевую атаку: "То есть — кто-то поставил заслон, кто-то стянул защитников, а кто-то вовремя отдал передачу. Впрочем, и я работу свою знаю. И стараюсь должным образом выполнять её".
***
…И вот снова это — товарищеские матчи, тьфу! Прав Станислав Черчесов (опять уж футболиста вспомнил, пардон, но хоть руками мячи ловящего): неправильное это выражение.
Тем более — в этой конкретной ситуации.
Когда российские гандболисты так расстроились после поражения в субботу, что тема поездки на хоккей, на Кубок Гагарина — в четвертьфинале Западной конференции минское "Динамо" в решающем матче играло с питерским СКА, вполне вроде бы актуальная перед игрой, даже уже и не поднималась.
Когда болельщики — и стар, и млад — от души поздравляли главного тренера белорусов с "тремя очками" (в товарищеских матчах, ага), а Юрий Шевцов шёл и улыбался.
Да уж, ничья и победа накануне — особенно после январских поражений в Москве — не шутки. Можно и передать привет старинному приятелю Петко!
Юрий Шевцов: "По сравнению с январскими спаррингами в Москве сборная России прибавила"
***
А вот и Дмитрий Житников с обещанной футболкой. Человек слова. Сказал — сделал.
Это волгоградка Настя Чешева, взявшая даже в сборной по своему году рождения 89-й номер ("Совпадение? Не думаю!"), дала однажды откровенное интервью нашему порталу. Рассказав о сокровенной мечте — футболке кумира с автографом.
Дима с фирменным юмором ("Так себе кумира, конечно, выбрала") после этого и пообещал. Через друзей из БЦ.
И вот передал — не простую, а просоленную и вдоволь пропутешествовавшую: ещё, кстати, с чемпионата Европы-2022.
Анастасия Чешева: "Не сомневайтесь, я буду судьёй! Для меня очень важно, чтобы была справедливость"
***
…А нам пора в дорогу! Пробиваться сквозь смоленские и подмосковные бураны.
Прощаемся с Минском, а затем и милой придорожной кафешкой с говорящим, по счастью, названием "Сытый путник". Чтобы вернуться. Обязательно. Смотрю на чинно восседающего за рулём Николаича — Сергея Приголовкина — и вспоминаю: как там у его тёзки Довлатова?
"Капитан вытер мозолистые руки паклей… Глиняная трубка оттягивала квадратную челюсть. Он подмигнул мне и сказал:
— Запомни, парень! Свобода — как воздух. Ты дышишь свободой и не замечаешь её... Советским людям этого не понять. Ведь они родились свободными, как птицы... И потому — я вернусь! Я вернусь, чтобы снова отведать ржаного хлеба! Душистого хлеба свободы, равенства и братства!.."
Вот и мы — обязательно же вернёмся. И в буквальном смысле отведать вновь белорусского хлеба — и вправду удивительно вкусного. И насладиться ещё раз этой чистотой. И красотой. И добротой.
Фото: Алексей Лебедев; пресс-службы БФГ, ФГР