Очередной герой авторской рубрики БЦ — правый крайний "Веспрема" и сборной Беларуси Никита Вайлупов — про покупку дрона, венгерскую кухню, отвращение к алкоголю, а также необычные картины, которые создаёт сам.
1. Весь гандбольный мир знает, что вы пишете картины в стиле абстрактного экспрессионизма. Хотя как-то сказали в интервью "Быстрому центру": "Не думаю, что эта страсть на все времена. Мне и многое другое в жизни интересно". Что именно?
Никита Вайлупов. Земляк Шагала, художник и гандболист
— Если говорить о новом хобби — недавно купил дрон. Впереди экзамен на получение лицензии А1 и А3. Тогда смогу официально использовать аппарат на территории Евросоюза. Для меня это не только развлечение. С помощью беспилотника буду под разными углами снимать свои тренировки, потом выкладывать видео в соцсети.
Ещё хочу поделиться опытом с молодыми гандболистами. Запишу полный курс индивидуальных тренировок с упором на броски и другие полезные фишечки, тоже выложу в интернет. Бесплатно или за денежку — пока не решил.
Ну а картины — это просто хобби. В один прекрасный день увлёкся и до сих пор не могу остановиться. Параллельно изучаю графический дизайн и моушн-дизайн, пробую себя в коллаже. В общем, стараюсь развиваться, узнавать что-то новое.
2. Сколько стоит дрон?
— Цены разные. Агродроны, которые применяют в сельском хозяйстве, обойдутся в 35-40 тысяч долларов. Есть скоростные дроны FPV. Это расшифровывается как First Person View — вид от первого лица. Они гораздо дешевле.
Мой — исключительно для аэрофотосъёмки. Заплатил тысячу евро. По соотношению "цена — качество" — оптимальный вариант. В этом деле я пока даже не любитель — новичок. Только-только осваиваюсь.
3. Года четыре назад вы признались, что не умеете рисовать: "Ни кота, ни собаку, ни натюрморт не изображу". С тех пор что-то изменилось?
— Нет. Натюрморты, пейзажи, портреты — это не ко мне. Писать их по-прежнему не умею, да и не стремлюсь. Неинтересно. Классическая живопись — абсолютно не мой формат. В отличие от абстракции. Вот здесь, как и в digital art, есть сдвиги к лучшему. Я вижу, как меняется настроение картин, техника. Появляются новые приёмы…
4. Говорят, Айвазовский мог метровую картину нарисовать за полчаса. Это и ваш случай?
— Когда как. Порой за десять минут три штуки способен забабахать. А могу и несколько дней на картину потратить.
Рекорд в этом смысле — две недели. Ещё в Минске для одноклубника делал работу на заказ. Сложность заключалась в том, что он попросил картину в духе кубизма, мы вместе прорабатывали дизайн. Там было много и плоских геометрических форм, и слоёв. Сразу наносить их нельзя, нужно ждать, когда подсохнет. Из-за этого всё и растянулось.
5. Вы, как и прежде, обходитесь без кистей? Бросаете краски на холст руками, пользуетесь шпателем и резиновым валиком?
— Это зависит от размера холста. Большой абстракцией сейчас не занимаюсь. На неё банально нет времени. Ну а вообще тут можно брать всё, что под руку попадётся: пальцы, кисти, шпатель, валик, карандаши… Что и даёт разный эффект.
Меня в абстракции привлекает сам процесс. Когда подходишь к холсту и не знаешь, что будет на финише. Если вы видели мои работы, то наверняка обратили внимание, что они яркие, сочные, насыщенные. Я выплескиваю всё, что у меня внутри — и потом месяца полтора могу ничего не делать. Просто не тянет.
6. С какой картиной вам было особенно жаль прощаться?
— С первой. Вложил в неё много души и труда. Но у меня в Минске есть близкий товарищ, не гандболист. Он в эту картину прямо влюбился. Смотрел на неё такими глазами, что я не выдержал — и подарил.
С одной стороны, было жалко расставаться. С другой — каждая картина должна найти свой дом. О том, чтобы взять за неё деньги, я и не думал. Как говорится — друзей не продают!
7. Рекордная цена, за которую ушла ваша картина?
— Около четырёх тысяч евро. Правда, это была серия то ли из восьми, то ли из девяти работ. Имя покупателя не назову. Попросил не афишировать.
8. Ваш любимый художник — Джексон Поллок, основоположник абстрактного экспрессионизма?
— Поллок — гений, я в восторге от его картин. Знаменитая "№5" особенно вдохновляет. Но любимого художника у меня, пожалуй, нет. В этом плане вкусы меняются в зависимости от настроения.
Например, в последнее время нравится Каллен Шауб, канадский абстракционист. Он всегда использует много акриловой краски. Если интересно — загляните в YouTube, Шауб выкладывает процесс создания своих работ. Это как арт-терапия. Можно посмотреть и кайфануть.
9. Пару лет назад Роман Абрамович отдал 120 миллионов долларов за "Крик" Мунка. Узнали об этом — о чём подумали?
— Да я от вас только что и узнал. Вот о картине "Спаситель мира" Леонардо да Винчи, проданной на аукционе за рекордные 450 миллионов долларов, разумеется, слышал. Мне кажется, платить такие деньги за произведения искусства — "ту мач".
Что касается Мунка и его "Крика", то картина довольно депрессивная. Наверное, в жизни художника произошло что-то ужасное — и он это воплотил на холсте. Поймите правильно, я не собираюсь сравнивать себя с мировым классиком. Говорю исключительно о настроении, которое создают мои работы. Они позитивные, везде яркая палитра красок. С точки зрения стилистики и эмоций мне это ближе, чем гнетущая абстракция.
10. Допустим, вы можете повесить в собственной гостиной любую картину мира. Какую выбрали бы?
— Чужую вешать не хочу. Лучше свою. Из эпоксидной смолы сделал бы огромный круг, дальше использовал бы оранжевый, бронзовый и желтый цвет. Как на Марсе. Почему именно такая картина? Да это первое, что пришло в голову после вашего вопроса.
11. Что вы ещё не попробовали, хотя очень хочется?
— Во-первых, прочувствовать ощущения гандболиста, который выигрывает Лигу чемпионов и поднимает над головой трофей.
Во-вторых, давно мечтаю прыгнуть с парашютом. Загнать себя в условия преодоления — и выйти из этой внутренней борьбы победителем. Но если в моей жизни и случится парашют — только после того, как закончу карьеру.
Мечта номер три — посидеть за штурвалом реактивного истребителя.
12. Фобии у вас есть?
— Нет. Я не боюсь высоты, глубины, замкнутых пространств, пауков, тараканов, змей… Бояться надо живых людей. Которые могут предать и оболгать.
13. Даниил Шишкарёв рассказывал мне про жизнь в Веспреме: "Маленький городок на берегу озера Балатон. Если летом там полно туристов, то зимой вообще никого нет. Пустынные улицы, умиротворяющая тишина — такая тоска накатывала… Лишний раз убедился — подобный ритм жизни не для меня".
20 вопросов не о гандболе. Даниил Шишкарёв: "Очень люблю футбол! И с детства болею за ЦСКА"
— А я, наоборот, чувствую себя здесь комфортно, получаю удовольствие от этой умиротворённости. Мой родной Витебск такого же темпа город. Чистенький, спокойный, никто никуда не торопится. В Бресте, где отыграл три сезона, то же самое.
Да, развлечений в Веспреме маловато, но это совершенно не смущает. Я по натуре домосед: балдёж, движуха и ночные клубы мне не нужны.
14. А вот цитата из интервью Дмитрия Житникова: "Венгерские блюда вкусные, но тяжёлые, калорийные. Еще и довольно острые, повара перца не жалеют". Для вас это тоже проблема?
— Нет. Для меня чем острее, тем вкуснее. В Веспреме первым делом купил банку Eros PISTA — легендарного венгерского соуса из измельченной паприки и соли. Жгучий, прямо огненный, но мне очень нравится. Теперь во все блюда добавляю. И в супы, и в куриную бастурму, которую сам готовлю. Разве что мороженое без "пишты" ем.
15. Какое блюдо вам никогда не надоест?
— Из венгерских? Гуляш! Тут он в любом кафе бесподобный. Говядина настолько сочная, мягкая и нежная, что просто во рту тает.
У моей жены два коронных блюда — рассольник и сырники… Когда приезжаю домой, с удовольствием ем всё, что готовит мама. Ей мастерски удаются и супы, и салаты, и вторые блюда. А папа изумительно жарит картошку. Вот рассказываю вам — и слюнки потекли…
16. Самая большая гадость, которую пробовали?
— Устрицы. Для кого-то — деликатес. А я с трудом проглотил одну и понял — ко второй даже не прикоснусь.
17. Мы добрались до традиционного для этой рубрики блока вопросов. У того же Житникова любимый сериал — "Сыны анархии", у Антонины Скоробогатченко — "Постучись в мою дверь". А у вас?
20 вопросов не о гандболе. Антонина Скоробогатченко: "На Новый год обязательно — оливье и мандарины"
— "Великолепный век". Турецкая историческая драма про султана Сулеймана. 150 серий, каждая по полтора часа — но все на одном дыхании. С женой уже три раза смотрели.
18. А какой фильм, из недавно увиденных, не станете пересматривать?
— "Однолюбы". Российские сериалы в принципе не жалую, а этот неожиданно всплыл в рекомендациях. Ну и включил. Досмотрел до конца на морально-волевых. Второго раза не будет точно.
19. Знаменитый теннисист Евгений Кафельников сообщил мне когда-то: "Не переношу блондинок и коньяк". Что не любите вы?
— Враньё, несправедливость, безволие. Не люблю, когда человек не борется за свою мечту. А ещё вызывают отвращение алкоголь и сигареты. Я сам не пью и не курю.
20. Шестикратная чемпионка мира по плаванию Юлия Ефимова как-то сказала: "Я вредная, вспыльчивая, упорная". Как себя охарактеризуете вы?
— Я наивный, порой даже слишком. Честный. Прямой. В то же время — нетерпеливый, категоричный. Из тех, кто хочет всё и сразу.
20 вопросов не о гандболе. Валерия Кирдяшева: "Собралась получать права — а паспорт съела собака"
20 вопросов не о гандболе. Александр Котов: "Мечтал стать милиционером и ловить преступников!"
20 вопросов не о гандболе. Анна Вяхирева: "Редко хожу на концерты. Боюсь большого скопления людей"
20 вопросов не о гандболе. Дарья Васильева: "Если уверена в своей правоте — меня не переубедить!"
20 вопросов не о гандболе. Эмилия Турей: "С папой общаемся на смеси русского и английского"
*Автор — обозреватель СЭ, специально для БЦ
Фото: личный архив Никиты Вайлупова