Кунцевский воспитанник Давид Кекелия целое десятилетие жил и играл в Исландии. В интервью БЦ он рассказал, как, будучи игроком, тренировал там подростков, как осваивал замысловатый язык островитян, а также как сдружились на всю жизнь победители чемпионата мира 1995 года среди молодёжных команд.
— В московском клубе я прошёл все ступени развития. Из спортшколы попал в дубль, оттуда начали понемногу привлекать в команду мастеров, а постоянно играть за неё я стал осенью 1992 года после возвращения с юношеского чемпионата Европы в швейцарском Винтертуре.
— "Кунцево" ведь уже не было лидером отечественного гандбола, как в 60-е и 70-е годы?
— Но и "за калиткой" не оставалось. Сражались. Могли как победить фаворита, так и проиграть не самому сильному сопернику. Занимали места в серединке: шестое, седьмое…
В первый год я был в команде вторым номером на позиции правого крайнего. Основным стал после того, как команду покинул Денис Кривошлыков, выступавший затем много лет за ЦСКА.
"На площадке не думаю о возрасте". Денис Кривошлыков — о спортивном долголетии и успехах "Дворца"
— А с Михаилом Чипуриным и Василием Филипповым в команде "Кунцево" пересекались?
— Они порядком младше. С Михаилом вместе поиграли один год. Вася же попал в команду, когда я уже собрался за границу.
— Вы упомянули юношеский чемпионат Европы в Швейцарии. Как выступили?
— Заняли 2-е место. И это несмотря на то, что команда из-за распада СССР получила удар, лишившись ведущих игроков.
В ходе отборочного турнира в основной семёрке было пятеро белорусов, а на финальный турнир они не поехали. Однако те, кого считали вторым составом, выступили достойно. В полуфинале одолели в дополнительное время Испанию. Думали, что уж с Португалией-то справимся — объективно мы были сильнее!
Но звёзды не сошлись. Вмешалось спортивное невезение: то штанга, то мяч отлетает к сопернику… В финале снова потребовался экстра-тайм, и на этот раз мы проиграли.
В 1974 году в стране родилось много хороших гандболистов, так что даже в юношескую сборную пробиться было непросто. Спустя три года большинство из тех, кто ездили на турнир в Швейцарию, и я в том числе, выиграли в Аргентине молодёжный чемпионат мира.
Многие из "золотого" состава впоследствии выступали за национальную команду. Сергей Погорелов, Олег Ходьков и Эдуард Кокшаров завоевали в Сиднее-2000 звание олимпийских чемпионов, Олег Кулешов побеждал на чемпионате мира 1997 года.
Эксклюзив БЦ. Олег Ходьков: "После Кубка России ЦСКА не имел права на ошибку"
Эдуард Кокшаров: "Не сравнивайте меня с Горлуковичем. Всё-таки у нас игра интеллигентнее"
Итоги сезона. "Динамо-Синара". Олег Кулешов: "Делаем хорошую работу, бросать её на полпути нечестно"
— Вас в национальную сборную вызывали?
— Ездил только на матчи в Испанию. В 97-м или 98-м. Тогда по каким-то причинам не мог сыграть Лев Воронин, и позицию на правом краю закрывали мы вместе с бывшим одноклубником Кривошлыковым. Конкуренция за место в составе сборной была очень жёсткая.
— Впоследствии не приглашали в сборную Грузии, которая недавно, кстати, впервые пробилась в финальную стадию чемпионата Европы?
ЧЕ-2024. Зураб Цинцадзе: "Когда впервые встал в ворота — за 15 минут не пропустил ни разу!"
— Нет. Понятно, по отцу у меня есть грузинские корни, но я родился и вырос в Москве. Отца не помню — он ушёл из семьи, когда я был совсем маленьким, оставив мне только фамилию и имя.
А моим воспитанием как мужчины занимались, можно сказать, тренеры в "Кунцево".
— Звали в клубы, боровшиеся за места на пьедестале почёта?
— Подумывал перейти в челябинский "Полёт", который в сезоне-1998/99 завоевал в чемпионате России бронзу. Уже была договорённость с тренером. Но мне подыскали контракт в Исландии, и я сделал выбор в пользу заграничного варианта.
Думал, годик поиграю, а там видно будет. Уже когда приехал в Исландию, предлагали перебраться в Норвегию. Но я решил не "прыгать" — сначала нужно закрепиться. В итоге закрепился почти на десять лет. В Исландии две дочери родились: Яна — в 2005 году, Ева — в 2008-м.
— Не скучно было на далёком острове?
— Москвичу, конечно, поначалу непривычно в стране, которая по численности населения сравнима с одним районом российской столицы (по данным на 2022 год, оно составляло 376 тысяч, а в 1999 году было ещё на 100 тысяч меньше — БЦ).
Но имеются свои плюсы — нет суеты, толп народа, автомобильных пробок. Это не может не радовать, жители Москвы меня, думаю, поймут. Мы жили в Рейкьявике, тренироваться и играть я ездил в другой город — Гардабайр, при этом вся дорога занимала лишь 15 минут!
В Исландии я играл за три клуба. Сначала был столичный "Филкир". Там во мне видели человека, призванного тянуть команду. В первых матчах это удавалось, но соперники быстро приспособились, стали опекать персонально или даже вдвоём, притом не церемонились. А хороших помощников в составе, к сожалению, не находилось.
Да и языковой барьер давал о себе знать. Трудно было договориться с кем-то на площадке, попросить подыграть. Приходилось больше импровизировать самому.
На всех позициях выпало действовать: и на краю, и в центре, и на полусреднем, и в линии. Но один человек в командной игре реально не воин. В итоге заняли одно из последних мест. Меня же заметили и пригласили в более сильный клуб — "Стьярнан" из Гардабайра.
Его цвета в то время защищал Эдуард Москаленко, воспитанник краснодарского гандбола, поигравший за "Полёт" и ростовский "Источник", серебряный призёр чемпионата Европы 2000 года, который до последнего был кандидатом на участие в сиднейских Олимпийских играх. Уезжая в Исландию, я даже не знал, что встречу там Эдика. Как-то увидел по телевизору трансляцию матча "Стьярнана" — и очень удивился. Стали общаться, а потом оказались в одной команде.
Эдуард Москаленко. Пропущенная Олимпиада как заноза в сердце
Рядом с Москаленко мне стало намного проще. На площадке мы хорошо понимали друг друга, так что у нас образовалась эффективная связка. Но через год Эдуард уехал во французский "Шамбери". Я же играл в "Стьярнане" до 2005 года, пока у него не возникли финансовые трудности. Ради экономии клуб решил расстаться с легионерами.
Ушёл в команду "Гротта" из Рейкьявика. Но только на сезон. На следующий год в "Стьярнан" подтянулись спонсоры, администрация города помогла — и собралась хорошая команда. В состав, среди прочего, влились опытные исландцы, поигравшие в немецкой бундеслиге.
— Успехов добивались?
— В 2006 и 2007 году брали Кубок Исландии. В чемпионате заняли в 2007-м второе место. Но обычно "Стьярнан" располагался в диапазоне от 4-го до 6-го. Притом явных фаворитов там не было. Каждый мог выиграть у каждого. Многое решала длина скамейки.
— В Исландии играли и двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Филиппов, а также Сергей Петрайтис, работающий теперь главным тренером в клубе первой лиги "Бескудниково". Вы их там застали?
Дмитрий Филиппов: "В аэропорту Рейкьявика меня встречал будущий президент Исландии"
Главный тренер "Бескудникова" Сергей Петрайтис: "В работе с детьми кое-что взял у исландцев"
— Дмитрий Филиппов выступал за "Стьярнан" несколькими годами раньше, с ним мы не пересекались. Петрайтис же играл за "Копавогур" под руководством литовского специалиста Миглюса Астраускаса.
Агент Балича запросил много денег, в клуб мог перейти Доленец — интервью с экс-директором БГК
В этой команде было много литовцев: Томас Эйтутис, Эгидиюс Петкявичюс, Аугустас Страздас. Они родились ещё в Советском Союзе и неплохо изъяснялись по-русски. На спортивной площадке мы были, конечно, соперниками, но за её пределами хорошо общались, иногда проводили время вместе. С Сергеем дружим и видимся в Москве.
Вместе со мной в "Стьярнане" в последние два года карьеры выступали гандболисты из Грузии — вратарь Роланд Эрадзе и левый полусредний Тите Каландадзе, а также украинский линейный Владимир Кисиль. Атмосфера в команде сложилась очень дружелюбная и комфортная, играть вместе было одно удовольствие.
Тите — замечательный человек и удивительный игрок. У нас привыкли, что полусредний должен быть двухметровым. Каландадзе, конечно, высокий, но не в такой степени. Зато у него были прыжок, скорость и бросок. В конце 90-х Тите играл за македонский "Вардар". Ныне же он главный тренер сборной Грузии.
ЧЕ-2024. Давид Никабадзе: "Тите Каландадзе — очень хороший тренер, много подсказывает!"
— Исландская сборная в Пекине-2008 дошла до финала, победив по ходу турнира и Россию (33:31). Чем объяснить этот взлёт?
— Когда я приехал в Исландию в 1999 году, национальная команда не входила в число ведущих в Европе и мире. Хорошие игроки в ней были всегда, не хватало командной игры. Почти все ведущие гандболисты выступали в немецкой бундеслиге, но не все из них находились там на ведущих ролях.
Но исландский гандбол прогрессировал на глазах. Некоторые островитяне, выступавшие в Германии и Испании, оставались там тренерами и принимались привлекать из своей страны молодёжь, которая быстро набиралась опыта и мастерства, соперничая с лучшими в мире игроками. Постепенно исландцы стали выдвигаться на ведущие роли. Причём в топовых клубах: "Барселоне", "Киле", "Лемго". Кто-то возвращался на родину в возрасте 34-35 лет и помогал поднимать уровень национального чемпионата.
С некоторыми из тех, кто завоевал олимпийские медали, я играл, но ещё до того, как они уехали за рубеж. В Пекин отправили сборную, почти целиком сформированную из легионеров.
— В Исландии, наверное, по случаю завоевания олимпийского серебра состоялись народные гуляния?
— Нет. Но куда бы ты ни зашёл, все говорили об успехе гандбольной сборной: "Мы маленькая нация…" Исландцы очень гордятся достижениями соотечественников.
— Исландские болельщики прославились на весь мир во время чемпионата Европы 2016 года по футболу барабанами на трибуне и дружными выкриками на выдохе со вскидыванием рук. А как вели себя зрители на гандболе?
— Атмосфера на матчах по сравнению с российским чемпионатом была небо и земля. У нас, бывало, похлопают, что-то выкрикнут. А там неистово и без устали били в барабаны. Гандбол конкурирует по популярности с футболом, так что матчи собирали много народа. Болеть приходили целыми семьями.
— Наверняка, вы поддерживали отношения с нашим известным тренером Борисом Залмановичем Акбашевым, скончавшимся в Рейкьявике в апреле на 90-м году жизни… Причём именно с этим специалистом связаны успехи команды "Кунцево" в советские времена — три чемпионских титула и семь попаданий в призёры!
Борис Акбашев: "Просто так матом никого не поливаю. Человек я всё-таки культурный"
— Это тренер-легенда и для "Кунцево", и для исландского гандбола. Акбашев долго работал в "Валюре", который в первой половине 90-х постоянно побеждал в национальном чемпионате.
Игроки этого клуба чуть ли не в полном составе входили в команду, которая заняла 3-е место на молодёжном чемпионате мира 1993 года. Притом в матче за бронзу исландцы победили сборную России. Это были воспитанники Акбашева. Позже он входил в тренерский штаб национальной сборной, был в ряде клубов консультантом.
Мы общались, но нечасто. Когда я приехал, он работал на острове Вестманнаэйяр, входящем в архипелаг возле берегов Исландии.
А туда полчаса лёта либо часа три на пароме. Перебрасывались несколькими словами во время матчей, больше разговаривали, когда созванивались.
— Учитывая, что население Исландии сосредоточено в районе Рейкьявика, путешествие с большого острова на маленький было единственным достаточно длительным переездом по ходу сезона?
— На удалении от столицы находится также город Акюрейри на севере острова. До него на автомобиле 4-5 часов.
— В Исландии очень трудные для нашего восприятия названия. Как справлялись?
— В первый год к нам с супругой ни одного слова не прилипало. Когда игроки свои имена называли, не мог повторить. Но постепенно привык. Тем более что имена часто — одни и те же.
— Насколько я знаю, фамилии исландцев — это, строго говоря, отчества, поэтому у отца и сына они часто разные.
— Верно. Если человека зовут Сигурд, то сын будет — Сигурдссон. Впрочем, исландцы не называют друг друга полными именами. Говорят не Сигурд, а Сиги, не Конрад, а Кони…
Правда, и с фамилиями есть исключения. Видимо, в тех случаях, когда она иностранного происхождения. Допустим, норвежского. Тогда передаётся сыну, как у нас.
— Язык в итоге выучили?
— Далеко не сразу. Фразами стал изъясняться года через четыре. Тем более поначалу принялся изучать английский.
Все исландцы владеют им свободно, так как с детства повсюду его слышат, да и в школе этот язык хорошо преподают. На нём написаны чуть ли не все книги. Американские фильмы и в кинотеатрах, и на телевидении идут на английском с исландскими титрами.
Когда уезжали из Исландии, старшая дочь понимала исландский язык и достаточно хорошо на нём изъяснялась. Детский сад и общение со сверстниками сделали своё дело. Но со временем всё забылось.
Четыре года назад уже в Москве мы отдали Яну в скандинавскую школу для изучения исландского языка как дополнительного. Год она отучилась, но не преуспела. Ей было только 14 лет, а группа была взрослая, да и объём давали серьезный. Сейчас Яна поступает в лингвистический университет, но, конечно, с английским. Ева же перешла в 9-й класс.
— Как давно вы в России?
— Уже 14 лет. Хотя в 2007 году принял гражданство Исландии. Взял при этом фамилию Ларссон. Закончив играть, устроился на работу в компанию по продаже и ремонту автокемперов и домов на колёсах для путешествий, которые очень популярны у исландцев, хотя, казалось бы, ездить особенно некуда.
Я и до этого подрабатывал. Ещё будучи игроком, по два раза в неделю тренировал 15-летних юношей и девушек. Сначала попросили подменить человека, а потом я остался. Совместительство продолжалось полтора-два года, но, когда родилась старшая дочь, перестал справляться с нагрузкой.
В 2008 году появилась на свет вторая дочка. Именно тогда жизнь подтолкнула к возвращению в Россию.
Дом, в котором мы жили с мамой, пошёл на слом. Нужно было помочь с переездом, ремонтом, оформлением документов — и я взял… декретный отпуск. В Исландии он полагается не только матери, но и отцу ребёнка. Оплачиваемый, сроком на три месяца.
В Москве было свободное время, и я неожиданно устроился на работу в компанию по производству упаковочных материалов. Понравилось. Перед отъездом поинтересовался: "Если мы решим вернуться, возьмёте меня?" Получил утвердительный ответ. В итоге, продав квартиру, машину и другое имущество, мы приехали в Москву.
Начал с рядового менеджера и вырос до заместителя генерального директора. Через десять лет перешёл в другую компанию того же профиля и сейчас работаю в ней в должности коммерческого директора.
— С гандболом теперь как-то связаны?
— Долгое время занимался только работой и семьёй. Спустя пять-шесть лет начал посещать тренировки ветеранов, среди которых были мои бывшие кунцевские партнёры.
Занимались на Малой Филёвской улице, где теперь зал МССУОР № 2. В течение двух лет играл за "Кунцево" в первенстве Москвы среди ветеранов, в один из сезонов даже был признан лучшим правым крайним.
Хожу на матчи гандбольного ЦСКА на волейбольной арене "Динамо", собираемся компанией из игроков той молодёжной сборной, которая выиграла в 1995 году чемпионат мира. Олег Ходьков и Игорь Левшин работают в армейском клубе, иногда подъезжают спортивный директор ФГР Дмитрий Бочарников, с которым я жил в Аргентине в одном номере, и Олег Кулешов…
Дмитрий Бочарников: "Бурчу по поводу плохих дорог и разбитых залов. Но это мой Волгоград"
Тогда в Аргентине у нас сложилась на редкость дружная команда. Хотя играли в разных клубах, встречались потом во время разъездных туров, благо жили обычно в одной гостинице. Теперь с кем-то видимся часто, с кем-то редко, но отношения, так или иначе, поддерживаем.
На матчи много знакомых приходит: Денис Кривошлыков, Сергей Черкасов, Виктор Фоминых, другие гандболисты, игравшие за ЦСКА и "Кунцево". Максим Федюкин, который сейчас работает в армейском клубе, долгое время, как и я, жил и играл в Исландии.
Максим Федюкин: "В Исландии был хороший опыт, но никогда себя не рассматривал в качестве эмигранта!"
Рад, что в Москве вновь появилось место, где можно полюбоваться гандболом и встретиться со старыми друзьями, которых не видел много лет!
Люди гандбола. Михаил Гайно: "Наш альянс с Агакиши поначалу не одобряли"
Фото: личный архив Давида Кекелии