30-летний белорусский легионер "Пермских медведей" Виктор Зайцев в интервью БЦ — про то, как был голкипером, уверенную победу над "Виктором" в Кубке России, главных соперников в чемпионате страны и SEHA-Gazprom League, детского тренера Ирину Ёжикову, а также про многое другое.
— Никогда бы не подумал, что "Виктор" — настолько удобный для вас соперник… Лёгкая, пардон за каламбур, кубковая виктория в Ставрополе получилась?
Кубок России. Интрига не пробегала? Одни "медведи" растерзали дублёров СКИФа, а другие — "Виктор"
— Что лёгкая — точно не скажу. Со Ставрополем лёгких игр и не бывает. Скорее — наоборот: это соперник для нас очень непростой. С прошлых встреч в плей-офф, с предыдущих матчей в этом чемпионате, да и со Спартакиады, где у нас получилась, если помните, мощная заруба.
По поводу воскресной встречи с "Виктором" — самому сложно чётко сформулировать, почему удалось победить так уверенно. Разумеется, готовились, тщательно разбирали оппонентов. Но мы, в общем-то, к каждому матчу так же основательно подходим — будь то игра против Ставрополя, Чехова или, допустим, Омска… Тактика, видео, моделирование различных ситуаций. Обычно всё более-менее одинаково. Все соперники — принципиальные!
Может быть, просто наши домашние заготовки лучше сработали?
— А вот об этом хотелось бы поподробнее. Против того же Гребёнкина знали ведь, как действовать?
— Опять же отмечу — как ни банально: разбирали каждого игрока, готовились ко всем должным образом. Смотрели, у кого что лучше получается из тех, кто против нас играет, а что хуже, на что обратить больше внимания, как с кем действовать. Не сказать, что мы больше ловили именно Гребёнкина. Но знали, естественно, что Александр хорошо может обыграть, бросить…
— Интересно, главный тренер Валентин Бузмаков с более опытными игроками навроде вас отдельно беседует при подготовке к матчам? Может, даже есть что-то типа тренерского совета?
20 вопросов не о гандболе. Валентин Бузмаков: "На Урале люди другие. Проще. Добрее. Отзывчивее"
— Нет, ничего подобного. Тренерский штаб сам разбирает игры. Бывает, Валентин Игоревич либо кто-то из его помощников посоветуется с кем-либо из гандболистов, но возраст игрока тут ни при чём, к любому могут обратиться. Может быть, это прозвучит чересчур официально, но так и есть: идёт плодотворная работа, зачастую незаметная, например, много внимания уделяется защитным действиям.
— Слишком простое объяснение впечатляющей серии "Пермских медведей"! А ведь в чемпионате вы в последний раз проигрывали ещё в ноябре — ЦСКА, а с тех пор победили и чеховцев, и тех же цээсковцев, и "Зенит", из СЕХА-лиги тоже питерцев выбили, ну и теперь вот вышли в "финал четырёх" Кубка России…
— Ну а с чем ещё можно связать успехи, если не с упорной работой? Чудеса только в сказках бывают, и то там обычно надо потрудиться.
Если вы думаете, что изнутри можно увидеть что-то принципиально иное относительно того, что болельщики и журналисты видят снаружи, то я вас разочарую — всё то же самое: пашем на тренировках, улучшаем свои сильные стороны, разбираем соперников — вот так потихоньку всё и меняется… Тем же армейцам в Москве проиграли, проанализировали игру, сделали выводы — и вот результат.
— Но ваш гол с 9 метров через "стенку" на исходе первого тайма домашнего матча с ЦСКА — это настоящее чудо! Или раньше тоже удавалось такое?
— В российской Суперлиге — нет. А вот в еврокубках, по-моему, удавалось. Точно матч не назову. Кажется, это было, когда за минский СКА играл против польского "Гурника"… И чудес здесь опять же не вижу. Когда-то должно залететь! Секрета — тоже нет: надо просто найти нужную точку — и попасть туда.
— Ну давайте не упрощать, расскажите поподробнее: как вы это делаете?
— Стараешься увидеть, кто в "стенке" чуть пониже, где есть шанс, что мяч пролетит… Раз забил, значит, на этот раз всё сделал правильно.
— Теперь о вашей личной статистике. Немного даже удивило, что с 14 блоками вы — лишь 7-й по этому показателю в Суперлиге в этом сезоне. Думал, что среди лидеров…
— Вот верите — вообще не слежу за этим. Не обозначаю себе в качестве приоритета личную статистику. Если команда выигрывает — значит, всё по большому счёту хорошо! А с другой стороны, прекрасно осознаю: есть где добавить, нужно работать.
При этом надо понимать, что мы больше используем активную защиту 5–1. А там сильно не сыграешь блоком.
— А вам лично какая система удобнее, 5–1 или 6–0?
— Да вообще нет разницы, хоть 3–3! Тут всё на усмотрение тренера. Наше дело — выполнять его установку.
Виктор Зайцев: "Все в сборной Беларуси хотят медалей. Пора уже!"
— Читал, в одном из интервью вы говорили, что защищаться вам нравится больше, чем атаковать…
— Ну так я точно не говорил, наверное, журналисты чуть переиначили мои слова. Но в целом в защите действительно чувствую себя комфортно.
— А что касается позиции — вы же, бывает, выходите в амплуа линейного. Нравится?
— Вот тут, пожалуй, замечу, что удобнее мне всё-таки действовать на месте полусреднего. Линейный — не совсем моё. Но опять же: тренерам всегда виднее. Мы воспитаны так, что надо выполнять их указания, делать всё, чтобы приносить команде максимальную пользу. Тем более у нас в Перми подобрался замечательный коллектив. Говорю это не в качестве дежурной фразы, а потому что так и есть!
Дмитрий Калугин: "Почему сменил номер? Не мог отказать старшему товарищу"
— Раз заговорили про тренеров, давайте напомним, кто вас воспитывал… Сразу, кстати, пришли в гандбол? Или высокого парня пытались утащить баскетболисты?
— Да, индивидуальные виды мне как-то никогда не нравились, а вот командные игры — другое дело. Пробовал себя и в баскетболе, и вправду хотели туда переманить потом из гандбола, и в волейболе… И даже в футболе — причём в качестве вратаря. В гандболе тоже, между прочим, как-то встал в "рамку". За Могилёвскую область. Получилось так, что не хватало голкиперов. "Кто хочет? — Я!" Даже отбил чего-то… Как оцениваю? Прикольно получилось. Небольшой опыт, всё пригодится.
— На постоянной основе перебраться в ворота не захотелось?
— Нет (улыбается), зачем? Мало ли — в голову прилетит!
А возвращаясь к разговору про гандбол — он мне как-то больше по душе пришёлся. И вот уже 20 лет мы с ручным мячом вместе. Естественно, большую роль тут сыграли и тренеры, от них всегда много зависит. Начинал я у Ёжиковой Ирины Михайловны… Да-да, это мама Карины. У неё год оттренировался. Порой даже в две смены. Приходил на тренировку с одной группой, а уходил со следующей. Дважды по полтора часа получалось!
Карина Ёжикова. "Правило первое: не выёживаться!"
Потом там же — в Бобруйске — Анатолий Николаевич Фильков забрал меня. Они же с Ириной Михайловной много лет так в тандеме провели. Первые год-два у Ёжиковой ребята занимались, потом к Филькову переходили, который их развивал дальше. Он же нас возил на соревнования по возрасту за Могилёвскую область. А затем наш 1992 год отдали Сергею Владимировичу Богатырёву (сейчас — начальник команды и старший тренер в "Машеке" — БЦ), Анатолий Николаевич стал работать с 94-м.
"Хочется показать себя на родине. Это вдохновляет". Тренер соперника СГАУ — уроженец Саратова!
А я вскоре отправился в Минск, в училище олимпийского резерва к Виктору Петровичу Косинскому. 14 лет мне тогда было. Причём мама отпускать не хотела, но упросил. Скажем так, слезами добился своего.
— Уже тогда понимали, что станете профессиональным гандболистом?
— И это, наверное, тоже. Да и просто понял, что надо уезжать из маленького городка и строить свою жизнь.
— А кто-то ещё в семье связан со спортом?
— Мама занималась когда-то лёгкой атлетикой, но на любительском уровне, брат старший ходил на настольный теннис, на бокс. Но сейчас все смотрят гандбол, болеют за меня. Как и сын Макар: если он не занят и не болеет, то посещает все наши матчи (улыбается).
— В гандбол-то не отдаёте его?
— Рановато — пока ему ещё даже 5 лет нет. Но спортом занимается: на плавание ходит, в садике у них футбол. А кроме этого, ещё и театральная школа. Будем смотреть, что дальше… Сам что хочет? В таком возрасте у него каждый день — новое желание. То хочет играть в гандбол, как папа, то лётчиком стать!
— А жена не спортсменка у вас?
— Тамара в своё время тхэквондо в Минске занималась. Профессионально, можно сказать. Но из-за травм завершила карьеру рано. Окончила Минский лингвистический университет, знает английский, немецкий, итальянский. Иногда как репетитор подрабатывает, но полноценно выйти на работу сейчас, конечно, не получится: надо за сыном смотреть, папа ведь как уедет на две недели (улыбается)…
— Кстати, финский Тамара не выучила?
— Пока играл в Финляндии за "Кокс", пыталась учить. Но сказала, что это всё-таки слишком тяжёлая задача.
Наши в Европе. Дмитрий Холмов: "По прибытии в Финляндию вручили ключи от квартиры и… спортзала"
— И ещё один негандбольный вопрос. В вашем профиле на сайте минского СКА, когда вы там играли, в числе хобби, если ничего не путаю, значился бильярд…
— Да, раньше его очень любил. Сам играл и в Минске, и в Перми первое время. Когда тут ещё Дима Чистобаев с нами был. В "Сухарева", где мы тренируемся, прямо и ходили в бильярд рубиться.
А ещё и родители, и брат старший в снукер периодически играли в Бобруйске. И смотрели мы его вместе. Особенно Ронни О’Салливан запомнился.
— Ну и давайте на прощание к гандболу вернёмся. В чемпионате страны не за горами плей-офф, в Кубке России вы с шумом вышли в "финал четырёх", в СЕХА-лиге — если всё пойдёт так, как планируется — можете выйти на венгерский "Веспрем"… Интересная концовка сезона намечается?
— Да, конечно. Еврокубков, безусловно, не хватает, но СЕХА-лига немножко скрасила нам, скажем так, серые будни (улыбается). Страшно ли выходить на "Веспрем"? Да наоборот: хочется сыграть с таким соперником, давно не встречались с сильными командами! Интересно посмотреть, как будем выглядеть на этом фоне…
SEHA-Gazprom League. Южане готовятся к плей-офф. "Восточные" излучают оптимизм. Но осторожный…
Фото: пресс-служба "Пермских медведей"; личный архив Виктора Зайцева