В межсезонье состав финского клуба "Кокс" из Риихимяки пополнился ярко сыгравшим в прошлом сезоне вратарём "Пермских медведей" Дмитрием Холмовым. Накануне старта чемпионата Суоми (или, если официально, СМ-Лиги) БЦ во всех подробностях расспросил воспитанника московской школы об особенностях финского гандбола и о том, как голкиперу удалось обустроиться.
— Новость о вашем переходе была опубликована финнами 5 мая. А когда они на вас вышли?
— Где-то в апреле, дату не вспомню. Согласился мигом. Мной двигало желание поучаствовать в еврокубках в том числе, сами понимаете.
Потом началась эпопея с визой. Обычно спортсмены играют по рабочим наклейкам в загранпаспорте, но тогда ни рабочих, ни даже туристических не выдавали, так как страна ещё не сняла ковидные ограничения. Клуб отреагировал так: подавай на вид на жительство (иначе говоря, ВНЖ), время есть. Мы и пошли по этому пути.
Но прежде формуляр нужно было в электронном виде на сайте заполнить на финском языке. Напомнило наш российский МФЦ. С одной лишь разницей, что ничего не понятно (смеётся). Спасибо клубу, сотрудники помогли заполнить и оплатили. Мне оставалось только ждать, когда решение придёт в Москву. Получил добро — и в путь.
— С семьёй сразу?
— Да. Эх, кабы ехал один, ещё ничего. Но семье тяжело далось. Из Перми мы приехали в Москву, где остановились у мамы. Пробыли день, сходили в зоопарк, а в половине второго ночи уже приземлялись в Санкт-Петербурге. Трансфер из аэропорта Пулково, гостиница, а в 6 часов утра нас ждал автобус в Хельсинки.
11 июля клуб встретил в финской столице, и нас на машине отвезли в Риихимяки, где уже была готова квартира. Расстояние до этого местечка — ближе, чем от Москвы до ближайших областных центров: электричка час идёт, а по трассе это будет минут 40.
Пока нас везли, показали город, объяснили для начала, где находятся основные бытовые точки: продмаги, хозяйственные магазины. Ну и, конечно, продемонстрировали зал "Кокс Арена". А потом — и квартиру, где нас ждал сюрприз: холодильник был заполнен продуктами первой необходимости, чтобы утолили голод с дороги. Я был приятно удивлён.
Ну, само собой, всё жилище было обставлено мебелью и разной утварью вплоть до вилок. Судя по всему, это клубная квартира. А сам дом четырёхэтажный, два подъезда. Контраст с Москвой, где проездом посмотрели на стройки: у нас там и 30 этажей уже мало (улыбается).
— И сразу тренировки?
—Нет. Ещё когда контракт подписал, был включён в группу в одном из мессенджеров, там тренеры всем разослали план индивидуальных занятий. Но получилось так, что я приехал до того, как финны после каникул собрали всю команду. Что делать? И тогда мне дали ключ от спортзала — со словами: "Тренируйся в любое время дня и ночи, лишь бы поддерживал форму!" Для справки, живу я в трёх минутах ходьбы до этого зала! Лучше не бывает.
Есть ещё интересная штука, на которую обратил внимание. Бассейн, где ты можешь выставлять разные температуры, а смысл — в разгрузке мышц. Из раздевалки — прямой выход в сауну. Финны, конечно, обожают парилки. Да чего далеко ходить: у меня в доме на этаже общая сауна есть, для нашего подъезда! Там записываемся наперёд. Например, в пятницу в 8 вечера квартира такая-то идёт в сауну…
— А чем можно заняться в вашем городке, помимо гандбола и сауны?
— За развлечениями надо отправляться в Хельсинки: и просто погулять, и аттракционы посетить. Аквапарк, впрочем, есть. На природу пока не выбрались. Лес чем-то похож на нашу тайгу, но пермская как-то погуще, что ли…
— Кухня местная не смущает?
— Продукты как продукты. Ничего особенного и сенсационного. То, что в России, то есть и здесь. Разве что красной рыбы больше разновидностей. Но я и дома рыбу особо не ел. Мы, спортсмены, больше предпочитаем курицу, а она в пересчёте на рубли тут раза в два дороже обходится.
— Имеете представление о финской лиге?
— Ещё нет. Знаю, что там 7 команд. Пока же сыграли два предсезонных турнира в Швеции и во Франции, две еврокубковые встречи с португальцами (увы, выбыли из турнира) и на Кубок страны с ПИФом (в оригинале — Pargas IF — БЦ). Три часа ехать на выездной матч. Меня сразу предупредили: никаких самолётов во внутреннем чемпионате не используется. Только автобусы.
Европейская лига. "Кокс" затоплен в Святых Водах, "Амицития" спаслась голом через стенку
— У вас 4 русскоязычных гандболиста: коллега по амплуа — россиянин Виталий Шицко, белорусы Павел Дуда и Юрий Лукьянчук... Общаетесь кучно?
— Само собой. Ещё правый крайний Виталий Неница из Молдавии тоже по-русски говорит. Серб, линейный Давор Басарич, тоже понимает нас.
Также босниец есть, французы и, само собой, финны. Интернационал подобрался! Но в раздевалке официальный язык — английский. Это решение главного тренера Кристофа Вьенне. Чтобы все понимали друг друга. Но в любом случае легионеров акцент выдаёт: кто есть кто. У нас 8 новых игроков, включая меня. Становление команды только начинается. В субботу играем с главным конкурентом, БК-46. Хорошо, что начинаем чемпионат дома (улыбается).
— Как выглядит домашняя площадка изнутри?
— Их даже две. И они при желании перекрываются шторкой, чтобы команды могли тренироваться одновременно, друг другу не мешая. А когда игры начинаются, выдвигают трибуны, кладётся тарафлекс. Зрители ходят по билетам. На еврокубках это примерно 10-15 евро. Конечно, вип-трибуна дороже, но туда, наверх, абонементы на сезон продают.
В целом же финны хорошо поддерживают — и это здорово! Всё-таки в тишине играть некомфортно. Потому что гандбол в любом случае должен быть праздником.
Фото: пресс-службы "Пермских медведей", гандбольного клуба "Кокс"