Эксклюзив БЦ. Велимир Петкович: "Если выиграем в Минске с защитой 5–1, буду безмерно счастлив"

11 марта 2023

Продолжение большого интервью БЦ с главным тренером мужской национальной команды России перед матчами с белорусами, которые пройдут 11 и 12 марта в Минске. Сегодня — вторая и заключительная часть нашего разговора.

Первую часть беседы читайте здесь

— Мы с вами обсудили то, что сейчас российской сборной не так просто найти соперников — несмотря на все усилия ФГР. При всём при этом у вас наверняка появилось больше свободного времени. Не думали заняться параллельно и клубной работой?

— В 2016 году, когда я тренировал "Берлин", меня приглашали возглавить сборную Румынии. Предварительно побеседовали в Вене, потом я отправился в Бухарест. Провёл там 3-4 дня, всё было замечательно, но я отказался, поскольку румыны были против совместительства. Потом из Барселоны приехал Хави Паскуаль и принял румынскую сборную, а я вернулся в Берлин и продолжил работу в клубе.

В нынешней ситуации, когда у нас нет отборочных матчей, я мог бы совмещать работу в сборной и клубе. В ноябре прошлого года был в отпуске в Германии — на меня вышло руководство "Лейпцига", предлагало контракт. Если бы мы участвовали в отборе, я бы вообще не рассматривал возможность совместительства. Когда боретесь за выход на крупный турнир, работы столько, что отвлекаться некогда: нужно следить за игроками, беседовать с ними, посещать матчи, готовиться к своим играм.

Эксклюзив БЦ. Велимир Петкович: "Если выиграем в Минске с защитой 5–1, буду безмерно счастлив", изображение №1

На данный же момент у меня не так много работы. Я был готов принять предложение "Лейпцига", но руководители ФГР возражали, им хотелось, чтобы я полностью посвятил себя делам сборной. Ну а пару-тройку дней назад мне звонил владелец "Вецлара", просил помочь им, команда в кризисном положении, но позиция ФГР осталась неизменной — и я это уважаю.

— Ваш контракт истекает в июле 2024 года. Вы готовы и дальше оставаться во главе российской сборной?

— В нашей профессии этого мне никто не может гарантировать. Ходили слухи, что меня и после ЧЕ-2022 здесь не будет. Но такова наша работа — бывает, что журналисты критикуют меня, бывает, что болельщики на форумах пишут плохо обо мне. Это нормально, я профессионал, хотя, конечно, что-то и задевает, но принимаю реальность таковой, какая она есть.

Москва — самый красивый город, в котором мне доводилось бывать, она каждый день вызывает у меня восторг. Здесь я познакомился со многими хорошими людьми. И моя жена, которая уже два раза сюда приезжала, осталась в восторге и в Берлине всем рассказывает об этом. Жаль, что она давно здесь не была. Но я сказал ей, что после матчей сборной в Минске должна приехать, поскольку я до следующего сбора не собираюсь покидать Москву. Здесь уж точно безопаснее, чем в Берлине (смеётся)!

"Пригласил к себе в кабинет Андреева, заодно позвал и Сашу Котова, его лучшего друга из Чехова…"

— В январе сборная сыграла после почти годичного перерыва. Какой след оставила пауза?

Товарищеский матч. Четыре вывода по итогам уверенной победы России над Беларусью

Товарищеский матч. Вторая победа сборной России далась легче. Но есть нюанс…

— Большой, я это заметил сразу. И многое зависит от того, каково отношение к сборной в клубе, из которого игрок приглашается. Я чувствую это в каждом из них, много беседуем тет-а-тет. Знаю всё о любом клубе и игроке. Они с радостью приходят ко мне, им интересно.

У меня здесь были все записи матчей Хорватии на ЧМ-2023 с защитой 5–1, хочу, чтобы мы это сыграли. Приглашал их по двое, по трое, по четверо, обсуждали эту защиту. Когда готовлюсь к матчу, некоторые игроки приходят даже на полчаса раньше в демонстрационную комнату, им интересно... Смотрят нарезку, я останавливаю запись, анализирую, объясняю.

Некоторые говорят, что в их клубах подобная практика отсутствует, а другие, с которыми я работал в ЦСКА, вспоминают, что мы часто устраивали такие разборы по видео, они рады вновь такому анализу.

С помощником Валентином Бузмаковым
С помощником Валентином Бузмаковым

— Как преодолеваете проблему, если замечаете, что игрок ментально где-то в другом месте?

— У меня есть одно качество: могу в любой момент мотивировать игрока. Я предельно искренен с ними и ни разу не обманул их. Я готов отдать им всё, что у меня есть здесь и здесь (в голове и сердце — БЦ), но при одном условии — они должны мне это вернуть своей самоотдачей на площадке. За время работы в сборной ни один из них не подвёл меня.

У меня была одна проблема с Павлом Андреевым, понимал, какой у него потенциал, уровень мастерства не вызывал сомнений, но он не показывал на площадке свой максимум. Я не торопил события, но как-то раз после тренировки пригласил его к себе в кабинет. Заодно позвал и Сашу Котова, его лучшего друга из Чехова.

Сказал Павлу открыто: "Если ты почему-то настроен против меня, это твоя проблема, не моя. Ты можешь так делать в клубе, но здесь больше нет. Я пригласил тебя из наилучших побуждений и говорю тебе это в присутствии твоего лучшего друга. Это наш последний разговор на эту тему. Завтра новая тренировка, я буду наблюдать за тобой другими глазами. Если ничего не изменится, у меня не будет иного выбора, кроме как отчислить тебя из команды. А я не хочу этого, поскольку ты мне нужен, но только при условии, если выложишься на площадке на 100 процентов".

Мы пожали друг другу руки — и со следующего дня он поменял отношение к работе. Сегодня Андреев — один из моих лучших и самых старательных игроков.

Павел Андреев: "Друзья в России просят привезти из Беларуси сгущёнку. Чтобы была, как в детстве!"

"Гидсель пройдёт трижды, четвёртый раз — нет"

— Вы сказали, что перед матчами с белорусами попытаетесь наиграть защиту 5–1. Сколько времени для этого нужно?

— Трудно сказать, ты как тренер никогда не можешь знать, как быстро игроки полностью примут новинку. Вот во вторник на тренировке мы наигрывали эту защиту, и в первые 20 минут получалось замечательно, я был доволен. Потом стала падать концентрация, игроки начали "возвращаться в свои команды", переходили к той версии защиты 5–1, которую привыкли играть в клубах. Я тут же остановил упражнение и прервал тренировку.

Эксклюзив БЦ. Велимир Петкович: "Если выиграем в Минске с защитой 5–1, буду безмерно счастлив", изображение №3

— Чем эта версия защиты отличается от привычной системы 5–1?

— Основное отличие — это коллективная защита со своей системой, она плотная в том месте, где находится мяч. Но вместо того, чтобы стягиваться там, где мяч, игроки начинают гонятся по площадке за своими визави. В Минске хотел бы, чтобы мы сыграли эту защиту, но хочу и победить. Если выиграем, используя эти 5–1, буду безмерно счастлив. Если не пойдёт, буду менять на 6–0, но хочу посмотреть, сможем ли это сыграть против Кулеша и его партнёров...

В мире много команд, у которых нет тактики действий против агрессивной защиты. 95% клубов защищаются по схеме 6–0, любая атака к этому готова. Но если взламываешь систему соперника... Вот, например, случай, когда в "Киле" выступал Стефан Лёвгрен, а я тренировал "Гёппинген". "Киль" приезжает, мы обыгрываем их, ещё раз приезжает, снова обыгрываем! Журналисты берут у Лёвгрена интервью, мол, вам вновь встречаться с "Гёппингеном", явно неудобная для вас команда, а он отвечает: "Дело не в "Гёппингене", проблема в Петко — он взламывает нашу систему!"

— На том самом тренерском семинаре в 2012 году в Сербии вы разбирали защиту 6-0 и подчёркивали, насколько важно динамично менять схемы по ходу игры в зависимости от того, как складывается матч. Подобную гибкость заметили на недавнем чемпионате мира?

— Нисколько, её просто нет! Я собрал множество аналитических данных, подкрепляющих это утверждение. Веду статистику со всех крупных турниров — ЧМ, ЧЕ и ОИ. Вот защитные схемы тех или иных сборных: Швеция — 6–0, Германия — 6–0, Испания — 5–1, Хорватия — 3–2–1, 5–1, 6–0, Сербия — 3–2–1, 5–1, 6–0... Сегодня же все играют 6–0, но не классическую версию, а вот эту испанскую с выходами вперёд.

Я говорил с ребятами в "Берлине": у Копляра рост 210 см, у Марсенича — 202. Спрашивал: зачем выходить на 10 метров, когда нет бросков с задней линии? Вернитесь назад, играйте 6–0, кто же вам забросит? А так они выходят на 10 метров, где их спокойно обыгрывают один в один — и всё. При этом все молодые тренеры ставят именно эту защиту — под копирку.

Оглядываясь назад, вспоминаю фамилии великих тренеров, которых я застал, когда приехал в Германию: Сердарушич, Андерсон, Линдгрен, Ломел, Кляич, Хасанэфендич, Штенцль… А теперь в Бундеслиге тренируют парни, которым 25-29 лет! И вся лига играет 6–0 с этими "испанскими" вылазками на 10 метров. Гидсель — феноменальный игрок, но если бы моя команда опекала его, три раза он смог бы пройти, а четвёртый уже нет. А тут он по десять раз за матч прорезает защиту, и никто не меняет схему!

Эхо ЧМ-2023. 11 друзей Гидселя. БЦ рассказывает о ключевых фигурах турнира: от Маэ до Вуйовича

"Я учился у Евтушенко, Мироновича, Максимова..."

— У вас репутация требовательного, строгого тренера, который при этом умеет блестяще налаживать коммуникацию с игроками. Насколько вам удалось выстроить доверительные отношения с российскими подопечными?

— Когда я приехал на переговоры с главой ФГР господином Шишкарёвым, я уже знал почти всё о российском гандболе. За 10-15 дней прочёл многое о его истории, а о достижениях и так много знал из личного опыта. Я учился у Евтушенко, Мироновича, Максимова... Разумеется, и игроки немало знали обо мне.

Эксклюзив БЦ. Велимир Петкович: "Если выиграем в Минске с защитой 5–1, буду безмерно счастлив", изображение №4

Кстати, в день моего знакомства с командой произошёл интересный эпизод. Протягиваю руку каждому игроку, здороваемся, но никто не смотрит мне в глаза, все опускают взгляд. Потом я выступил с речью и сказал, что мы ещё раз должны пожать друг другу руки. "Когда подам вам руку, хочу, чтобы мы смотрели в глаза, поскольку в глазах вижу вашу душу", — сказал игрокам. Затем мы жали руки вновь, с тех пор смотрим друг другу в глаза.

Я очень часто беседую с игроками. На каждый сбор приглашаю двух-трёх молодых, уровень мастерства здесь — не главное. Важно, чтобы они ощутили атмосферу в сборной и вернулись с этим ощущением в свои клубы, "разбудили" местную среду. Мы не можем себе позволить оставить за бортом сборной игроков из таких гандбольных центров, как Астрахань, Краснодар, Волгоград, которые дали России столько великих игроков.

Новички сначала довольно замкнуты, задаю какой-то вопрос — молчат. Тогда приходят Дима Житников или Даниил Шишкарёв и говорят им: "Не стесняйтесь, если чего-то не понимаете, Петко подскажет, он не будет ругать вас, не будет кричать!" — и они начинают потихоньку раскрепощаться.

20 вопросов не о гандболе. Даниил Шишкарёв: "Очень люблю футбол! И с детства болею за ЦСКА"

— Из-за несгибаемого характера и железной дисциплины немцы прозвали вас Harter Hund("жёсткий тип", буквально — "злой пёс" — БЦ), сравнивали с их футбольной легендой Феликсом Магатом, у которого схожий стиль работы, при этом он так же прям и открыт в общении. Сербский форвард Раде Богданович, игравший у Магата в "Вердере", как-то сказал, что это самый честный тренер в его карьере, поскольку всегда всё говорит в лицо, держит слово и ни разу не обманул ни одного своего игрока. Вы как-то встречались с Магатом. Как прошла эта встреча, заметили схожесть характеров?

— Я когда-то играл в футбол и продолжаю следить за ним по сей день. Мне нравится, как работает Магат. Мой друг Хусния Фазлич, который, к сожалению, уже умер, был партнёром Магата по команде (в 1974-76 гг. они вместе выступали за "Саарбрюкен" — БЦ), так что я регулярно следил за тем, что делал Феликс. Знаю, что у него железный кулак, любит давать большие нагрузки и проводит интенсивные тренировки, требуя от каждого выложиться по максимуму.

В начале 2017 года я дал интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung, одной из самых высокотиражных немецких газет, которая распространяется на всех рейсах "Люфтганзы". Магат, работавший тогда в Китае, летел домой в Германию и увидел заголовок того самого интервью — "Гандбольный Магат". Он позвонил своему берлинскому агенту и спросил: "Кто такой этот Петкович?"

Когда агент ему ответил, Магат сказал: "Я приеду в Берлин 10 января. Устрой мне встречу с ним, потом сходим пообедать!" Газеты передали эти слова, наши агенты связались, я, конечно, принял приглашение.

Приезжаю на встречу, а там — 20 камер, три грузовика с телеоборудованием в центре города! На любую пресс-конференцию приходило меньше людей (смеётся). Приехали, познакомились, поговорили перед камерами, потом пошли обедать. Позже Магат приходил и на наши матчи, когда бывал в Берлине. Заходит в арену, на трибунах 12 тысяч человек — и все следят за ним, никто не смотрит гандбол!

Эксклюзив БЦ. Велимир Петкович: "Если выиграем в Минске с защитой 5–1, буду безмерно счастлив", изображение №5

"Сегодня не так уж много хороших тренеров!"

— "Борац", "Металопластика", минский СКА, ЦСКА, "Стяуа", "Дукла"... Когда-то команды из Восточной Европы были лучшими на континенте. Сегодня лишь отдельные польские и венгерские клубы могут сражаться с сильнейшими на равных. Чего не хватает, чтобы клубы из этой части Европы вновь смогли навязать конкуренцию в Лиге чемпионов?

— У "Веспрема", "Кельце", "Вислы", "Динамо" из Бухареста есть покровители. Да, нужен спонсор, готовый вкладывать деньги. В бывшей Югославии только "Загребу" удаётся оставаться на плаву благодаря хорошему финансированию. А в Венгрии, к примеру, каждый клуб высшего дивизиона получает 1 миллион евро перед началом очередного чемпионата. Потолка, разумеется, нет, дальше каждый клуб может искать спонсоров и максимально увеличивать бюджет, но этой суммы достаточно для того, чтобы нормально функционировать.

Не все сумели адаптироваться к новым условиям. Например, теперь гандбольный "Борац" испытывает трудности. Когда-то был сильнейшим в Европе, а сегодня еле выживает. В то же время в еврокубках выступает баскетбольный клуб "Игокеа" из города Лакташи, которая пользуется поддержкой президента Республики Сербской Милорада Додика, построена и новая арена. Не имею ничего против "Игокеи", но пока угасает гигант с великими традициями, продвигается клуб из провинции.

— Вы давно разменяли седьмой десяток, но многие молодые коллеги могли бы позавидовать вам в плане бодрости духа, энергичности и настроя. Как долго собираетесь тренировать?

— У меня два взрослых сына, один работает врачом в Базеле, второй — дипломат, трудится в немецком МИДе. Мы с женой финансово обеспечены, решили жить в Берлине, чтобы быть рядом с детьми.

Я подумываю об окончании карьеры по завершении работы со сборной России, хочется немного насладиться жизнью. Но когда вижу, в каком направлении идёт гандбол, это немного интригует. Говорят, что возрастные тренеры не в моде, а "Лейпциг" попадает в кризис и звонит мне, "Вецлар" оказывается в том же положении — и звонит тоже мне. Значит, интерес есть и будет, поскольку сегодня не так уж много хороших тренеров. Я не хвалю себя, лишь констатирую то, что происходит.

Я не знаю, что нас ждёт впереди, но у меня есть энергия, желание, со здоровьем, слава Богу, всё в порядке, так что, возможно, продолжу тренировать. В июле 2024 года у меня истекает контракт, если не будем участвовать в Олимпийских играх. Делаю эту оговорку, поскольку по натуре оптимист и верю в лучшее!

Фото: пресс-служба ФГР

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»