Беседа с главным тренером мужской сборной России накануне матчей с белорусами, которые пройдут 11 и 12 марта в Минске, вышла далеко за рамки отведённого часа. Для вашего удобства мы разбили её на две части. Сегодня — первая половина, завтра — окончание.
"У белорусов очень хорошее поколение! Матчи наверняка будут интересными…" БЦ побывал в Новогорске
— …Вот здесь у меня — около 150 часов гандбола, — начинает разговор с БЦ Велимир Петкович, доставая с рабочего стола на базе в Новогорске сумочку на молнии, из которой вынимает три жёстких диска. — На этих дисках хранятся лучшие упражнения, которые я собирал на протяжении 20 лет на разных тренерских семинарах во всех уголках мира. Старые упражнения, но почему бы не использовать их, если они были хорошими, чуточку изменив и добавив что-то современное?
Вторник, на часах полседьмого вечера, тренировка сборной России только что закончилась. Дальше в расписании — ужин и отдых, а уже в эти выходные россияне выйдут на площадку в Минске, чтобы сразиться с национальной командой Беларуси.
В начале января те же соперники дважды встречались в Москве, оба раза победила сборная России. В преддверии ответного визита в соседнюю страну Петкович говорит, что на этом коротком сборе — акцент на наигрывании защиты 5–1 и контратакующей игре. При этом добавляет, что один из его главных принципов в работе — каждое занятие должно быть интересным.
— Получается?
— Я ни разу в карьере не провёл две одинаковые тренировки, всегда добавляю что-то новое. Теперь хочу наиграть защиту 5–1, но готовлю её, используя разные упражнения. Уже 40 лет тренирую, буквально каждое занятие записано на бумаге. У Вали (помощника Валентина Бузмакова — БЦ) также есть полная документация с тренировок за последние два года.
Я хочу, чтобы он рос как тренер. Когда я начинал работу в России, сказал гендиректору ФГР Льву Воронину, что на месте помощника мне нужен молодой российский специалист, который будет учиться и займет моё место, когда уйду. Валя много работает, у него огромное стремление прогрессировать в профессии, с октября 2020 года каждая тренировка у него "заархивирована".
Эти диски передам и Людмиле Бодниевой. Часто созваниваемся, глубоко уважаю её, после возвращения команды из Минска планируем встретиться.
Эксклюзив БЦ. Людмила Бодниева: "Линейные порадовали. Беларусь понравилась. Китай надо похвалить"
"В Сербии есть проблема с тренерами, они не горят желанием учиться"
— Вы многому научились у других тренеров, но и сами многому учили других, в том числе на тренерских семинарах.
— Да, хоть и не столь часто. Когда я приехал в Германию в начале девяностых, у меня была проблема. Я начинал тренировать во второй немецкой лиге, в Югославии в то время шла война. А в 1998 году меня пригласила команда бундеслиги "Вецлар". И президент клуба мне говорит: "Я не знаю, кто ты такой, ты должен провести пробную тренировку!" Какую ещё пробную тренировку, я в 1991 году выиграл Кубок ЕГФ (югославский "Борац" Петковича тогда по сумме двух встреч в финале переиграл московский ЦСКА — БЦ)!
В тот момент встаёт известный женский тренер, доктор Юрген Герлах, он отвечает президенту: "Ты представления не имеешь, кто перед тобой. Этот человек во Франции выступал на семинаре перед местными тренерами!" И ведь он правду сказал, где-то в 1988-м или 1989-м я преподавал во Франции, мне тогда было 32-33 года.
— С вашей харизмой, опытом и знаниями вы наверняка весьма популярны среди коллег-слушателей.
— История из жизни: в 2012 году тогдашний президент Гандбольного союза Сербии Божидар Джуркович пригласил меня на семинар в Крагуевац. В Сербии есть проблема с тренерами, они не горят желанием учиться, на семинары приходят 20-30 человек, максимум — 50…
Я приглашение принял, а через пару дней звонит Джуркович и говорит, что за два дня на семинар заявилось 250 тренеров! Пришли и возрастные, и молодые коллеги, я всем сказал, чтобы обращались, если нужна помощь. У меня в Берлине гора специализированной литературы со всего мира. Кабинет завален книгами, и я всегда готов отправить коллегам то, что ищут. Хочу делиться знаниями, я сам многое впитывал у других. У меня были хорошие учителя, великие тренеры и люди, которые отдали мне всё.
— Кого-то из них можете выделить?
— Перо Янич был моим наставником в "Бораце", сейчас он живёт в Загребе. Для меня он лучший тренер, хотя в силу каких-то личных причин рано закончил тренировать. Как-то он сказал мне: "У каждого тренера есть свой секрет. Он будет тебе рассказывать всё до определенного уровня, но тот самый секрет не раскроет. А ты у меня спрашивай, я расскажу".
Ему 78 лет, каждый год видимся с ним два-три дня в Загребе, говорим о гандболе. И вот он мне как-то сказал: "Что изменилось в гандболе? Всё осталось, как прежде, я мог бы и сегодня тренировать — площадка всё ещё 40 на 20 метров, ворота — 3 на 2!" А я с ним не согласился, ответил — да, это единственное, что не изменилось, всё остальное — уже по-другому. Мы, кто постарше, не всегда хотим в этом признаться, но ведь это правда!
— Кто ещё интересный собеседник среди тренеров?
— Я провёл ночи напролет, беседуя о гандболе с Лино Черваром и Владо Штенцлем. Владо уже 88, его одолели проблемы, немецкое государство отняло у него всё из-за каких-то налогов, я помог ему в этой ситуации. И вот он как-то зашёл в гости, сидим, разговариваем, становится скучно, он то и дело повторяется, уже трудно следить за сюжетом, но вдруг в два часа ночи что-то приходит ему в голову, чего не найдёшь ни в одной книжке, и рассказ просто льется... Психология!
Вообще, когда я был молодым тренером, думал, что главное в профессии — подготовить и провести хорошую тренировку. Сегодня это лишь 30% успеха, всё остальное — психология.
У немцев есть слово — einstellung, то есть отношение к делу, настрой, вот что востребовано. С игроками сборной России всё было прекрасно до одного из недавних сборов. Они прибыли на базу, но явно не очень хотели работать. Я тут же прервал тренировку, собрал их у себя и сказал: "Всё, что сегодня делаем, делаем на будущее, на перспективу! Да, нас отстранили от турниров, но мы не знаем когда IHF и EHF скажут: "Со следующего месяца вы снова играете!" Мы не должны быть в этот момент на нуле!" И я не понимаю тренеров, которые выступают против этих сборов.
— Этим летом собираетесь преподавать?
— Планирую, хотя слоты не самые удобные. Семинары проходят в июне-июле, а я хотел бы немного отдохнуть. Получил три приглашения из Сербии и одно — из Баня-Луки (крупнейший город Республики Сербской, одного из двух образований в составе Боснии и Герцеговины — БЦ) на семинар, который 26-28 июня организует мой родной "Борац". Мы с женой как раз в эти дни планировали поездку, но я изменил сроки: не мог отказать родной команде.
"Сегодня нет защиты!"
— После январских контрольных матчей с белорусами вы отправились на чемпионат мира. Какие впечатления от турнира?
Товарищеский матч. Четыре вывода по итогам уверенной победы России над Беларусью
Товарищеский матч. Вторая победа сборной России далась легче. Но есть нюанс…
— Скажу вам то же самое, что сказал в эфире телеканала Sky на той неделе перед игрой "Берлина" с "Мельзунгеном". Гандбол, который ныне исповедуют молодые тренеры — это не мой гандбол, но это моя работа, так что я должен адаптироваться к переменам. Конечно, игра не могла оставаться неизменной на протяжении 30 лет, но я постоянно подстраивался под новинки. При этом сохранял основы югославской школы и продолжал развиваться как тренер.
— Каковы основные отличия двух эпох?
— Сегодня, к примеру, нет защиты! Гандбол в моём понимании — это нападение и защита. А "Магдебург" с "Килем", допустим, в этом сезоне сыграли в бундеслиге матч с кучей голов ("Kиль" на выезде выиграл — 34:33 — БЦ), но за 60 минут не было ни одной атаки 6 на 6, только контратаки и быстрый центр! Несколько лет назад, помню, был матч, который вообще закончился победой "Киля" со счётом 54:34…
Вот и на чемпионате мира: за 60 минут у каждой команды по 60 атак, шквал голов! Надо подстраиваться… Когда я возглавил сборную России, тоже потребовал, чтобы мы играли в быстрый гандбол. Тогда, помнится, Владимир Максимов сказал, что не надо только бежать. Я согласен, не надо, но можно ведь играть быстро, контролируя темп, а не ходить пешком по площадке и тратить по 10 секунд, чтобы вернуться из атаки в оборону.
На фоне высоких скоростей обороняющиеся команды не успевают встать в защиту, а молодые тренеры этим не занимаются. Я на тренировках работаю с игроками, чтобы нейтрализовать скоростную игру соперника, контратаки и быстрый центр. Благодаря такой подготовке на ЧЕ-2022 мы не позволили норвежской голевой машине забросить нам больше 22 мячей и выиграли.
— Что же хорошего в современном гандболе?
— Это дело вкуса — если вы любите, когда много забрасывают, если привлекает скоростной гандбол, тогда для вас как зрителя это плюс. Но вижу, что многие люди не понимают, что происходит на площадке. Когда за матчами бундеслиги слежу с трибун, то вижу болельщиков, которые пожимают плечами, в том числе — потому что не понимают решений арбитров.
Самую большую путаницу создаёт розыгрыш быстрого центра, диаметр центрального круга увеличили, а как раз на матче "Берлин" — "Мельзунген" судья несколько раз прерывал игру якобы из-за неправильного ввода мяча из круга. Ну тогда уж давайте лучше отменим это правило вообще, сразу будем атаковать, как в баскетболе, после очередного попадания. Иначе этот вопрос останется в плоскости судейской трактовки, дробящей игру!
"Исландцы Магнуссон, Кристьянссон, Палмарссон — большие мастера игры один в один"
— Что ещё отметили для себя на чемпионате мира?
— В современном гандболе уже не так много снайперов, забрасывающих с задней линии. В прошлом таковыми были Анпилогов, Кудинов, Растворцев, Тучкин — игроки экстра-класса... Даже такой мастер, как Миккель Хансен больше не в топе: года 3-4 назад он был лучшим в мире, а теперь с трудом забрасывает мячи.
Гандбол изменился, игра часто ведётся на 10-11 метрах от ворот, где надо обыгрывать один в один. Но сегодня в сборной России нет ни одного игрока задней линии, который умел бы делать это так же хорошо, как Сергей Марк Косоротов и Александр Шкуринский. Увы, оба сейчас по различным причинам в национальной команде отсутствуют, жду их скорого возвращения!
Это мировой тренд, все играют испанскую защиту с выходом на 10-11 метров, вот и перевелись снайперы, выдавят их совсем, останутся лишь малыши (смеётся)! Естественно, на тренировках требую от игроков идти в обыгрыш один в один, вот только, когда это делают, преимущественно просто смещаются в сторону без настоящего финта.
В то же время исландцы Магнуссон, Кристьянссон, Палмарссон — большие мастера такой игры. Это гандбол завтрашнего дня. Думаю, было бы неплохо устроить в России тренерский семинар и заняться только этой темой.
— Постоянная практика с сильными соперниками — один из ключевых факторов сохранения формы. Можно ли при столь больших перерывах, с редкими спаррингами сохранить готовность сборной на высоком уровне?
— Трудновато. В декабре прошлого года нас приглашали на 6-7 дней бахрейнцы. Их сборная готовилась к чемпионату мира, а у нас проходил очередной тур Суперлиги. Мы не смогли его сдвинуть и поехать в Бахрейн, а жаль.
Мы должны и в нынешней ситуации стремиться выезжать за рубеж и играть. Тренировка — не то же самое, что матч. И когда в январе у нас были матчи с белорусами, то многие спрашивали: "Зачем нам это?" А разница видна невооружённым глазом.
На тренировке кто-то не хочет выкладываться на 100%, кто-то не бежит в атаку. Против белорусов же каждый игрок увидел свои минусы. Если хочешь выиграть, должен выложиться максимально. А если не тренируешься на пределе, как же будешь готов к матчам?
На мой взгляд, на ЧЕ-2022 мы сделали большой шаг вперёд, многие тренеры и руководители были в восторге от нашей игры. Россия играла порой феноменально. Мы вели 4 гола на 45-й минуте против Испании, уступили в один мяч после нереализованного пенальти. Проиграли в один гол Германии, хотя у нас была ничья и владение, чтобы забросить победный мяч. Обыграли Норвегию. На ЧМ-2021 одолели Словению...
Значит, можно добиваться успехов, но нужно чаще собираться, больше работать и спарринговать с сильными соперниками.
— Отправляясь на ЧМ-2023, вы сказали, что в ходе поездки собираетесь пообщаться с коллегами как раз на предмет проведения спаррингов. Насколько успешными были эти переговоры?
ЧМ-2023. Эксклюзив БЦ. Веселин Вуйович: "Петкович — мой друг. Сыграть с Россией было бы здорово!"
— Я побеседовал с коллегами из Сербии, Хорватии, Северной Македонии, Катара, Ирана, Бахрейна и Туниса. Все хотели играть с нами, все высоко ценят нашу команду. Но сейчас не всегда получается превратить желания в реальность.
В принципе март-апрель в Европе и так забронированы под отбор к ЧЕ-2024, но у нас есть предложения из стран Азии и Африки.
— О чём-то конкретном договорились?
— Предварительные договоренности уже есть, но об этом сообщат представители ФГР после того, как все формальности будут зафиксированы.
Я согласен с Людмилой Бодниевой: сейчас ситуация в любом случае сложилась так, что сделаем шаг назад. Но мужская сборная в несколько лучшем положении относительно женской. Нам легче, поскольку Беларусь по своей силе где-то на одном уровне с нами, тогда как у женщин нет постоянного равного соперника…
Вторая часть беседы — завтра!
Фото: пресс-служба ФГР