Откуда берутся судьи? Наверняка этим вопросом хотя бы раз задавались все болельщики.
Впрочем, ответ в большинстве случаев очевиден. Рефери — это бывшие спортсмены, которые по тем или иным причинам завершили карьеру, но любовь к игре не позволила распрощаться с гандболом. В этом плане ручной мяч не выбивается из общего ряда видов спорта.
Но БЦ решил досконально разобраться, как и почему становятся арбитрами, а также в других интересующих многих болельщиков вопросах, в чём нам помог председатель судейской комиссии ФГР Олег Тарасиков.
"Спартакиада послужила отличным предсезонным полигоном". Олег Тарасиков — об изменениях в правилах
Начало пути
Несмотря на то, что большинство рефери — те, кто в качестве игрока не выступал на самом высоком уровне, есть и иные примеры. Самыми известными, пожалуй, являются Стелла Вартанян, Дмитрий Слащёв и Михаил Гайно.
Экс-голкипер волгоградского "Ротора" и сборной России после завершения игровой карьеры работала арбитром в поле на всех значимых международных соревнованиях, а затем стала техническим делегатом, в качестве которого также обслуживала немало игр топ-турниров.
Дмитрий — бывший игрок астраханского "Динамо", выступавший на высшем уровне до 39 лет. Голосование болельщиков клуба определило Слащёва на позицию правого крайнего в символическую сборную за всю историю клуба.
А Михаил Гайно даже стал чемпионом мира среди молодёжи.
В основном же будущие рефери завершают спортивные карьеры в юношеском возрасте, начиная судить детские соревнования. С этого стартуют, впрочем, и те, кто пришёл в судейство чуть позже. Тот же Дмитрий Слащёв так и дебютировал в качестве арбитра, благо в его родной Астрахани игр по детям проводится очень много.
Стать судьёй международного уровня после успешной взрослой карьеры игрока сложно: в Европейской федерации гандбола невозможно получить лицензию после 35 лет. В ФГР же временная рамка одна — судить можно до 50 лет.
— Раньше рефери были, можно так сказать, солидные люди — профессора, директора предприятий, руководители организаций. И бывших игроков неплохого уровня было гораздо больше. Однако из-за того, что темп игры становился быстрее, требования к арбитрам повышались, поэтому люди в возрасте уже им не соответствовали.
Из-за уже упомянутых возрастных цензов экс-гандболистам трудно успеть стать арбитрами. Однако в последнее время позиции ИГФ и ЕГФ изменилась: для топ-игроков, желающих перейти в судейство, федерации готовы сделать некоторые послабления.
Также сложности добавляет переосмысление своей роли на площадке. Когда ты долго играл в гандбол, непросто перестроиться, ведь игроцкое и судейское мышление — это диаметрально противоположные вещи. Сами можете видеть, как гандболисты порой ведут себя в играх по отношению к арбитрам.
Конечно, понимание гандбола изнутри является большим подспорьем для рефери, но это не панацея. Понятно также, что чем раньше начнёшь судить, тем больше шансов добиться успеха.
Кстати, ещё о начале судейской карьеры. Когда по весне "Быстрый центр" разговаривает с детскими тренерами, они зачастую остаются недовольны, мол, почему их возрастные первенства судят неопытные арбитры. Но, извините, если бы у нас все рефери были высочайшего уровня, то работали бы на Олимпийских играх. Детские соревнования, как и первая лига, служат полигоном для обкатки судей. Впрочем, как и сами первенства, на которых дети получают соревновательный опыт, — говорит Олег Тарасиков.
А судьи — кто? Антон Павлюков и Константин Ершов: напарники, друзья и мечтатели
Образование пары
Подбор партнёра — чуть ли не главный залог успешности в будущем. Арбитры примерно в половине из ныне действующих пар трудятся вместе с самого начала карьеры. В основном люди подбирают напарника сами, иногда, конечно, коллегу могут и назначить.
— Гандбол — самый динамичный вид спорта для принятия решений судьями. Огромнейшее значение имеет распределение арбитров по зонам, потому судьи на площадке должны очень хорошо взаимодействовать и понимать друг друга с полувзгляда.
Но ещё важнее гармония в межличностных отношениях. Психологически люди должны подходить друг к другу максимально. Причём никуда не деться и от распределения ролей в парадигме "ведущий – ведомый". Понятно, что официально это нигде не закреплено, но все понимают, что за время взаимодействия люди делятся на эти категории, поэтому, когда в паре оказываются два ведущих судьи, ничего хорошего из этого не выйдет. То же и с ведомыми.
Также нельзя говорить о преимуществах работы в паре братьев или сестёр. У них тоже складываются различные человеческие отношения, которые могут как пойти на пользу, так и нет, — комментирует председатель судейской комиссии ФГР.
Французские сёстры Бонавентюра в 2017 году стали первыми женщинами-арбитрами, работавшими на мужском чемпионате мира. В России девушки также трудятся на мужских соревнованиях низших лиг. Виктория Алпаидзе и Татьяна Берёзкина работали в мужской Суперлиге.
Несколько лет назад и сёстры Казанцевы судили матч "Виктор" — "Каустик". Но тот случай был экстренным, так как ранее назначенные рефери не смогли добраться до Ставрополя из-за непогоды.
А вот в первый день ноября матч ЦСКА — "Донские казаки" – ЮФУ обслужат сёстры Герасимовы под присмотром технического делегата Стеллы Вартанян.
Кстати, несмотря на увеличение роли всевозможных микстов в спорте, смешанных пар в гандболе нет. По словам Олега Тарасикова, подобные эксперименты встречались в то время, когда к судейству только начинали привлекаться женщины. (В России был случай, когда на матче в Ижевске между "Университетом" и "Динамо-Синарой" работали Анастасия Завьялова и Александр Приёмко). Сейчас же это трудноосуществимая задача хотя бы из-за бытовых сложностей: начиная от расселения в гостинице и заканчивая дополнительной раздевалкой. Ну если, конечно, в паре трудятся не супруги.
А вот попытки Международной федерации гандбола экспериментировать с образованием пар арбитров из разных стран длятся долго. Последняя серия была летом на девичьем чемпионате мира на Президентском кубке. Можно предположить, почему у смешанной пары из Сенегала и Узбекистана ничего не получилось, и эксперимент свернули через пару дней.
Профессия
Практически во всех видах спорта арбитры имеют основную занятость, а судейство для них — хобби. Работа рефери непостоянна, взять хотя бы период межсезонья, когда нет соревнований, а это ведь несколько месяцев. По понятным причинам судьи стараются найти себя в смежных с профессиональным спортом областях. Многие трудятся в спортивных школах, как, например, уже упомянутый Михаил Гайно. Его педагогический стаж в белгородской школе составляет 21 год.
Антон Анташев летом прошлого года стал генеральным директором тольяттинской "Лады". Его партнёр — Денис Мусатов — работает в тольяттинском "Олимпе".
— В наше время топовым арбитрам трудно совмещать работу и судейство, особенно с профессиями, которые не связаны со спортом. Матчей у нас много, вот, например, 22 октября случится рекорд: во всех соревнованиях ФГР в один день пройдут 20 игр. За весь месяц — 183 встречи, а опытных пар у нас всего 24, 18 из них — 1-го уровня, которые могут судить все соревнования.
Это нельзя назвать дефицитом, но потребность мы закрываем ровно настолько, насколько нужно. Сейчас игроки, завершающие карьеру, в судейство не идут, предпочитая тренерство. Поэтому мы постоянно находимся в поиске молодых арбитров, агитируя регионы искать их. Ведь иметь пару рефери для каждого региона — это значительное достижение! Со своей стороны судейская комиссия ФГР призывает всех желающих попробовать себя в судействе и готова всецело поддержать это начинание, — подмечает Олег Тарасиков.
Люди гандбола. Эмиль Агакиши: "Моя любовь к игре не имеет границ!"
Семейное положение
Нередки случаи, когда арбитры женаты на гандболистках. Многие болельщики, вероятно, интересовались, а может ли муж судить матч, в котором играет его жена? Отвечает наш эксперт:
— А сколько пар ещё не афишируют отношения (смеётся)! У ФГР есть Кодекс этики, а также отдельный Кодекс для судей. Все эти моменты учитываются, в том числе там говорится о конфликте интересов. Сюда же относится разграничение по регионам, стараемся, чтобы судьи не работали на матчах команд из их городов. И этот "семейный" вопрос из той же категории. Ведь супруги практически всегда живут в одном городе.
Также стараемся не назначать судей, работающих в гандбольных клубах, на матчи их соседей по таблице или на те игры, от которых может зависеть положение заинтересованных команд. Поэтому, например, немного в проигрышной позиции по отношению к женской Суперлиге оказывается пара Анташев – Мусатов. Однако работать на топовых играх, к которым "Лада" не имеет отношения, им, конечно, никто не запрещает.
Мама двух детей Анастасия Зотина: "Мне ещё часов 12 в сутках точно бы пригодились!"
Фото: Дмитрий Марочкин; пресс-службы ГК "Ростов-Дон", "Звезда", СКИФ; пресс-служба ФГР