Соревнования в Московской области стали первыми турнирами в России, проведёнными после вступления в силу новой редакции правил гандбола.
В разговоре с главой судейской комиссии Федерации гандбола России Олегом Тарасиковым БЦ подводит итоги Спартакиады и анализирует, как команды и судьи приспособились к новациям.
— По итогам исполкома ФГР в начале июля вы были назначены председателем судейской комиссии вместо Алексея Кияшко. С чем связана перестановка?
— Здесь нет никаких интриг. Состав судейской комиссии неизменен уже третий год. Провели рокировку: раньше я был замом Алексея Кияшко, теперь он занял моё место. Это связано с житейскими делами: у Алексея есть основные занятия, которые требуют времени. Я же был готов взять на себя эти функции.
Игра по новым правилам. Алексей Кияшко: "Главное — забота о здоровье игроков и динамике гандбола"
— Перейдём к Спартакиаде. Как оцените общий уровень судейства на турнирах в Чехове и Звенигороде?
— Предела совершенству нет, но могу сказать, что эти соревнования в целом прошли удачно. Предсезонные турниры, что у игроков, что у судей есть всегда, но раньше нам не удавалось устроить проверку боем сразу для 11 пар. Из них одна была смешанная — Эмиль Агакиши и Константин Ершов.
Получилось, что арбитры разбились на два кластера — мужской и женский. Я в качестве заместителя главного судьи работал в Звенигороде. Если брать по именам, то более маститые арбитры находились в Чехове: вторая и третья пары по рейтингу были в полном составе (Антон Анташев — Денис Мусатов, а также Антон Семененко — Ярослав Стреленый) и представитель первого дуэта (Константин Ершов).
Тем не менее женский турнир был проведён более цельно. Почти все матчи прошли без замечаний с нашей стороны. На мужских соревнованиях показалось, что судьям понадобилось больше времени для раскачки.
Поскольку на турнире в Звенигороде было много пар, которые ещё не завоевали авторитета у игроков и тренеров, то я ставил перед ними задачу его заработать. Это уникальная возможность — все команды в сборе, у каждой пары по матчу в день. Если у арбитров есть большой кредит доверия перед командами, то работать на протяжении сезона им гораздо проще. Считаю, что большинству рефери удалось достичь этой цели.
— Хочу остановиться на паре ярких с точки зрения судейских решения матчей. Четвертьфинал женского турнира, Московская область — Краснодарский край. Максим Герасимов и Дмитрий Слащёв раздали командам 19 удалений…
— Начну издалека. Есть несколько распространённых штампов. Например, перекос по удалениям или семиметровым: у одной команды 10, у другой — 1. Это подаётся как ужас и явная пристрастность арбитров. Но когда во время матча одна команда забрасывает 30 мячей, а другая — 20, это же не говорит, что они играют как-то неравномерно?
На количество наказаний также может влиять стиль игры команды. Например, "Нева" лет 8-10 назад в основном атаковала только с задней линии, было по минимуму прорезок и передач линейным — такая тактика. Поэтому по итогам матчей в статистике был большой дисбаланс по количеству назначенных семиметровых — 5:0, 7:1 и так далее. Но это никак нельзя назвать судейской недоработкой.
Возвращаюсь к матчу на Спартакиаде. Мы пересматривали эту игру, делали анализ. Встречи "Кубани" и "Звезды" всегда отличаются бескомпромиссной борьбой. Исполнители в командах меняются, но всегда действуют очень азартно, боевито. Девушки играют жёстко, особенно в предсезонном турнире, когда сил у всех в избытке.
С начала матча судьи, к их чести, избрали профилактическую линию поведения. Обслуживай матч другие арбитры, которые реагировали бы "на каждый чих", удалений было бы гораздо больше. По итогам матча от команд не было претензий ни к неравномерности распределения штрафов, ни к их количеству. Герасимов и Слащёв позволили игрокам действовать агрессивно, но грань не перешли.
— Теперь перейдём к полуфиналу в Чехове. Как оцените действия Александра Кирса и Артёма Ситникова в жаркой концовке противостояния Ставропольский край — Пермский край?
— Если ружьё висит на стене — оно обязательно выстрелит. Команда "Виктор" всегда подкупает тем, что играет на эмоциях. Дома её гонит вперёд зритель, а на выездах ребята и сами быстро зажигаются.
Предыдущим главным тренерам удавалось направить эти страсти в правильное русло, не дать им выплеснуться. А если кто из игроков переходил грань, то тренер на скамейке их жёстко осаживал — я сам это видел, когда был делегатом на матчах ставропольцев.
Сергей Валерьевич (Горбок — БЦ), видимо,ещё не до конца освоился в роли тренера — переживает матч, как игрок. Получилось так, что вместо переадресации избытка эмоций команды в действия на площадке ситуация взорвалась. В целом это зрело с первых матчей команды на турнире — Горбоку до этого дважды давали двухминутные удаления.
Кирс и Ситников — молодая пара арбитров. До определённого момента у них на площадке всё было хорошо, но потом мы будто переместились на матч где-то на юго-востоке Европы. Пошла чрезмерная жёсткость, игра на публику, провокации.
— Для уточнения: дисквалификация, назначенная на основании показанных синих карточек, ограничилась одним матчем Спартакиады? На сезон в Суперлиге ничего не переносится?
— Да, верно. У Спартакиады есть собственный регламент. По правилам гандбола после показанных синих карточек и написанных судьями рапортов была созвана дисциплинарная комиссия турнира, которая приняла решение о дисквалификации на один матч. На соревнования под эгидой ФГР это не распространяется.
Но хочу донести информацию до всех участников соревнований. Если подобные проявления экстремального неспортивного поведения произойдут на матчах Суперлиги, они будут караться судьями и делегатами самым решительным образом. Это позиция как судейской комиссии, так и руководства ФГР. Репутация нашего вида спорта — превыше всего.
— Спартакиада — первый турнир, который проводился после вступления в силу изменений в правилах. На практике выяснились какие-то подводные камни?
— Международная федерация гандбола только в июне выложила окончательную редакцию новых правил гандбола, с 1 июля они уже вступали в действие. Судейская комиссия ФГР в первую очередь занялась их переводом и адаптацией обучающих материалов, чтобы перед Спартакиадой успеть провести семинар для арбитров. Сейчас с этой информацией могут ознакомиться все желающие.
Далее мы вышли ко всем командам-участницам Спартакиады с предложением провести эти соревнования уже по новым правилам. Все региональные федерации единогласно согласились. Перед турниром были в диалоге с тренерами, игроками. Считаю, всё удалось реализовать в полной мере.
Спартакиада послужила отличным предсезонным полигоном для всех команд Суперлиги, судей и делегатов. Помню, как сложно мы адаптировались к прошлым коренным изменениям в правилах, в 2016 году. У нас ведь не туровая система, а игры с разъездами. Люди из разных регионов начинают друг другу звонить, что-то уточнять — испорченный телефон.
А здесь все смогли собраться в одном месте. Что в Чехове, что в Звенигороде представители команд на технических совещаниях дискутировали с судьями по поводу изменений, обменивались мнениями.
Теперь давайте конкретно об изменениях. Самое простое: уменьшение до 4 количества передач при пассивной игре. Для команд такое новшество оказалось самым простым для понимания. Как показали игры, атаки на поднятых руках действительно стали гораздо быстрее завершаться броском.
Мы даже увидели тактические заготовки у некоторых коллективов. Например, когда после четвёртой передачи мяч уходит за боковую — команде даётся право сделать ещё один дополнительный пас. Из аута передача шла не ближнему игроку, а в линию — игроку, который своевременно открывался. Это значит, что команды без проблем приноровились к изменению.
Второе — наказание за прямой бросок в голову вратарю. Здесь есть нюансы. Два акцента: игрок должен выполнять бросок без стороннего воздействия и первое касание мяча — с головой голкипера. Могу сказать по женскому турниру: судьи в разных ситуациях прекрасно фиксировали и прямое попадание в лицо, и рикошет от руки. Отмечу, что девочки-вратари действовали в соответствии с фейр-плей, никто не пытался подрисовать и обмануть судью.
Хочу вернуться к мужскому матчу, который мы уже обсуждали — полуфинал между Пермским и Ставропольским краями. В первом тайме был эпизод, в котором Кирс и Ситников разобрались методически идеально. Бегущего в отрыв игрока "Виктора" толкает защитник Перми и сбивает тому координацию. После этого следует сильный бросок в лицо голкиперу. Судьи назначили семиметровый и на две минуты удалили защитника — абсолютно верное решение.
Третье изменение в правилах — круг в центре площадки…
— Здесь я вас прерву. Перед стартом Спартакиады спортивный директор ФГР Дмитрий Бочарников в интервью БЦ говорил, что применение этой новации на соревнованиях в Подмосковье под вопросом. С чем это было связано?
— Действительно были сомнения по этому поводу. Думали, создаст ли это проблемы при проведении соревнований. Слава богу, никаких сложностей у команд не возникло, опасения не подтвердились.
У ведущих клубов страны — "Ростова", ЦСКА — уже был наигран быстрый центр. В предыдущем формате правил при его розыгрыше требовалась пауза. Человек должен был примерно найти центральную линию, топнуть по ней ногой, немного зафиксироваться, дождаться свистка и побежать.
Сейчас всё можно делать на бегу в центральном круге диаметром 4 метра. Это упрощение розыгрыша мяча для игроков, но дополнительная сложность для арбитров. После заброшенного мяча им теперь нужно делать рывок, в момент розыгрыша центра нужно находиться минимум на 15 метрах. К чести наших судей — скажу, что все с этой задачей справились прекрасно.
Наблюдая за матчами в Звенигороде, отметил, как эволюционно команды относились к этому изменению. Поначалу все разыгрывали мяч, по сути, как прежде, но в более вольной манере. Было несколько технических ошибок: люди выходили из круга после свистка вместе с мячом, не делали передачу. Но таких эпизодов было немного.
Чем дальше шёл турнир, тем смелее становились команды. Мы воочию увидели, как на площадке происходит то, для чего это изменение в правилах и задумывалось. Игроки стали больше забрасывать мячей в пустые ворота из центрального круга. Тренеры стали задумывать, а гандболисты реализовывать тактические схемы с использованием начального броска.
Представители команд на технических совещаниях задавали мне наводящие вопросы, интересовались, что можно делать, а что нельзя в том или ином случае. Пытались придумать какие-то хитрости.
У вас в БЦ видел эпизод, когда Тамерлан Мусаев идеально, будто по учебнику сделал перехват в центре площадки — располагался чётко по периметру круга. Игрок сработал очень умно.
С использованием этого правила есть нюансы. Например, нельзя выполнять передачу в прыжке. Но делать пас на бегу можно. А ведь при одной из фаз бега две ноги непременно отрываются от площадки одновременно. Такая ситуация описывается в одном из роликов обучающих материалов ИГФ. Если две ноги отрываются от поверхности одновременно естественным образом при беге — свистка не будет. Нарушением будет считаться только акцентированный прыжок вверх.
Другой момент: передача или бросок из центрального круга должны быть выполнены в течение 3 секунд после свистка. Если команда для затяжки времени решит после сигнала судьи просто положить мяч в круге и уйти — через 3 секунды соперники будут вправе им завладеть. Те люди, которые продумывали эти изменения, предусмотрели много ситуаций, я не вижу слабых мест.
Кстати, помимо широко обсуждаемых новаций, был модернизирован ещё один пункт. Правило 15 регламентирует выполнение бросков, кроме броска вратаря (у него свои инструкции). В предыдущей формации все свободные, броски из-за боковой линии можно было выполнять, когда часть стопы касалась площадки.
В новой редакции ИГФ конкретизировала первый пункт этого правила. Теперь во время выполнения броска игрок должен находиться в вертикальном положении и никакие другие части тела кроме ступней не должны касаться площадки. То есть теперь нельзя будет, например, разыграть быстрый центр игроку, находящемуся на коленях, лёжа — раньше это допускалось.
— Применение нового мяча без мастики на российских соревнованиях пока не планируется?
— Да, всё так. Новые мячи, система видеоповторов, кнопки для взятия тайм-аута — давайте пока не будем серьёзно задумываться о том, что нам не грозит. Можно попробовать сделать ВАР или кнопки в качестве эксперимента на "финале четырёх" Кубка России — там другой регламент, отличный от чемпионата страны.
На всю Суперлигу подобные новации масштабировать просто невозможно. Возьмём систему видеоповторов. В некоторых залах у нас даже нет места, куда судьи могут пойти смотреть повтор. Стандартно такой стол поддержки должен располагаться позади места, где сидит делегат. Но такой возможности у нас нет на многих аренах.
— В конце прошлой недели в Вене прошёл семинар для арбитров ноябрьского женского чемпионата Европы-2022. У вас сохраняется диалог с представителями ЕГФ, присылают ли учебно-методические материалы?
— Да, мы находимся в диалоге, поддерживаем контакт. Интересно, что в последние годы в некоторых моментах стало расходиться мнение ИГФ и ЕГФ по методике судейства. Поэтому занимательно это отслеживать.
Фото: пресс-службы ФГР, "Звезды", "Чеховских медведей"; vk.com/spartakiada2022