У линейных незавидная судьба: им достается больше остальных. Создавая максимально комфортные условия для партнеров, они набивают шишки, бесконечно терпя толчки, пинки, оплеухи, щипки…
Игроки этого амплуа не только физически крепки, но и терпеливы. Болевой порог у них куда выше, чем у других. Это легко доказать на примере Хейди Леке, шесть раз за карьеру ломавшей нос на гандбольной площадке! А еще она — мама двух сыновей, возвращавшаяся в спорт после родов в рекордно короткие сроки. И планирует это сделать в третий раз.
"Никогда не сдавайся"
Если бы в женском гандболе существовал аналог хоккейного "Тройного золотого клуба" ("Triple Gold Club"), то в него входили бы всего 20 человек, включая нашу героиню. Если элитарный клуб хоккеистов объединяет тех, кто завоевал золото Олимпиады и чемпионата мира, а также Кубок Стэнли, то в гандбольной версии, понятное дело, расклад был бы немного иным. Кубок Стэнли в критериях, скорее всего, заменил бы Кубок европейских чемпионов (Лига чемпионов).
Начиная с 1976 года, оформить золотой хет-трик, помимо Леке, удалось ее соотечественницам из Норвегии — Каролин Брейванг, Катрин и Кристин Лунде, Кари Гримсбо, Кари Метте Йохансен, Тонье Ларсен, Линн Сулланд и Аманде Куртович, советским игрокам Зинаиде Турчиной, Любови Бережной, Ларисе Карловой, Людмиле Коломиец, Ирине Пальчиковой, датчанкам Ане и Камилле Андерсен, Лене Рантале, Анне Тандеруп, россиянке Полине Кузнецовой, француженке Амандин Лейно. Спортивная биография каждой из них заслуживает детального изучения, и отчасти мы это уже сделали.
Судьба человека. Каролин Брейванг. Норвежская крошка Картошка, пригодная для любого блюда
Зинаида Турчина: "Начать все заново? Жила бы точно так же"
Любовь Бережная из Норвегии: "Скучаю по открытости, что осталась в советском прошлом"
Лариса Карлова: "Что была любимицей Турчина, узнала только из его последнего интервью"
Лариса Карлова. Часть вторая. Выйти замуж за машиниста
Судьба человека. Аня Андерсен, неуправляемая в своем блеске
Полина Кузнецова: "Устала так, что хочется плакать. И вообще закончить с гандболом"
Настала очередь поговорить об еще одной гандболистке, которая заметно облегчила нашу работу, выпустив автобиографию "Хейди Леке. Никогда не сдавайся". Откровения олимпийской чемпионки 2012 года, двукратной чемпионки мира, пятикратной победительницы Лиги чемпионов оттуда и легли в основу этого материала.
Поздний расцвет
Леке появилась на свет в крохотном, по нашим меркам, Тенсберге, население которого в 80-е годы прошлого века не превышало 10 тысяч жителей. Вместе с тем этот населенный пункт, считающийся древнейшим на территории Норвегии, вполне может претендовать на статус лидера по количеству успешных спортсменов на душу населения в стране. Здесь родились полномочный обладатель мировой шахматной короны Магнус Карлсен, олимпийские чемпионы Яльмар Андерсен (конькобежный спорт), Андерс Окланд (лыжные гонки), Олаф Туфте (академическая гребля), Линда Андерсен (парусный спорт), Тонье Ларсен (гандбол)… Пожалуй, в Тенсберге нет ни одной семьи, где не поощрялись бы традиции ЗОЖ. Поэтому у Хейди, ее младшей сестры и пяти братьев не было шансов избежать спортивной карьеры.
"Дедушка практиковал самые разные виды, а больше всего обожал лыжи. Папа был футбольным вратарем. Так что нам была уготована спортивная судьба. Дома постоянно дралась с братьями, поэтому меня определили в футбольную секцию. К пацанам! Путь в ручной мяч для нас проложил старший брат Франк. Мне тогда было 10 лет. Но занималась им, скорее, ради забавы. Я отнюдь не отличалась талантом. Ни в школе, ни в гимназии. Мне нравились тренировки, матчи, но прошло очень много времени, прежде чем появилось осознание, что гандбол — тяжелая работа. Специалисты называют это поздним расцветом. Поэтому я и не привлекалась к выступлениям за девичьи и молодежные сборные. Все изменилось, когда я познакомилась с Карлом Эриком Беном", — признается Леке.
Начинающий в то время тренер, работавший в гандбольной академии Сандефьорда и помогавший наставникам "Рунара", посоветовал Хейди сменить амплуа. Бен утверждал, что она имеет куда больше перспектив в линии, чем на правом фланге.
Любопытно, что трое братьев и сестра Леке нашли себя в гандболе на той же самой позиции! Хотя в дальнейшем отыскивались умники, пытавшиеся доказать, что для "столба" Хейди слишком мала. Мол, ей не хватает как минимум 10 сантиметров роста. Однако нашу героиню это не сбило с пути. Ее фишка — выловить мяч после даже самой неудобной передачи, молниеносно развернуться и бросить по воротам любой рукой.
"Еще в 12 лет я стала менять бросковую руку. Видела, как старший брат Франк, повредив правое плечо, пытался задействовать левую конечность, и повторяла на тренировках за ним. Для верности приматывала, как и он, правую руку скотчем к телу. Говорят, с тех пор у нас с ним одинаковая манера игры. В 16 лет пришлось переквалифицироваться. Так вышло, что однажды в школьной команде не осталось линейных. Тренер подозвал и сказал: "Твой брат ведь линейный? Давай-ка и ты будешь исполнять такие же функции".
В 18 лет я поняла: пора что-то менять. Мне нравилось то, чем занимаюсь, поэтому согласилась на переход из "Рунара" в молодежную команду "Ларвика", где начала тренироваться два раза в день. Физическая форма стала улучшаться, но, не видя перспектив пробиться в основу, спустя два года я отправилась в "Йерпен", где провела пять плодотворных сезонов. В моем распоряжении были результаты тестирования игроков сборной Норвегии, и главной целью стало достижение тех же показателей. Наверное, в 23-24 года я впервые попала на тренировочный сбор национальной команды, но так и не сыграла ни одного матча. В 2006 году состоялся долгожданный дебют, хотя я отдавала себе отчет в том, что мне выдан аванс, поскольку на контрольные встречи с венгерками вызвали 40 игроков. Потом о сборной пришлось надолго забыть", — вспоминает линейная "Кристиансанда".
Передовая мама
В "Йерпене" Хейди встретила первую любовь: отношения с главным тренером Лейфом Гаутестадом явно переросли стандартный формат "наставник — ученица". Говорят, катализатором романа стало высказывание наставника о том, что Леке давно заслужила место в сборной и входит в десятку лучших линейных мира.
Узнав зимой 2006 года о беременности Хейди, руководство "Йерпена" перестало платить ей зарплату и даже потребовало вернуть 300 тысяч крон в качестве компенсации за досрочный разрыв контракта. Спортсменка подала апелляцию в Федерацию гандбола Норвегии, а Гаутестад немедленно уволился. Пара собрала вещи и уехала в датский Ольборг. В августе Хейди родила сына и вскоре подписала договор с местным одноименным клубом.
"Когда вернулась к тренировкам через 6 дней после родов, некоторые крутили пальцем у виска, глядя на меня. Многие женщины подходили, говорили что-то о материнском инстинкте, о том, что я должна быть с ребенком… Но никому и в голову не приходило, что сын был рядом со мной и просто спал во время моих занятий. К тому же врач утверждал, что будет полезно вернуться к физическим упражнениям как можно быстрее. Поначалу было непривычно, поскольку в ходе беременности я набрала 21 килограмм. Но мотивация зашкаливала. К тому же чувствовала себя невероятно легкой и сильной после того, как в течение девяти месяцев вынашивала Александера. Причем все это время не прерывала тренировочного процесса.
Обожаю гандбол, и эта любовь дает дополнительную энергию. Об этом не принято говорить вслух, поскольку большинство людей воспринимают беременность как недуг, во время которого женщина не встает с кровати, а после родов должна восстанавливаться несколько недель, а то и месяцев. Мой опыт говорит об обратном. Чем лучше физические кондиции, тем здоровее малыш. У меня не было никаких осложнений. Тело быстро пришло в норму, нагрузки улучшали психологическое состояние, и я чувствовала, что нахожусь в лучшей форме в своей жизни", — говорит Хейди.
Леке добавляет, что еще 15 лет назад все это воспринималось гандболистками как приговор. Ее саму отговаривали, утверждая, что длительный простой, пусть и по уважительной причине, может поставить крест на карьере. В связи с этим Хейди посчитала своим долгом продвигать идею материнства среди действующих спортсменок. Она выступала консультантом при выстраивании взаимоотношений беременных с работодателями и стала одним из главных борцов за их права в стране. Ей даже удалось добиться разрешения со стороны Норвежской федерации гандбола брать игрокам детей на крупные турниры, включая чемпионат мира.
"С самого рождения Александер постоянно был со мной, в том числе и в сборной. Думаю, для ребенка это тоже крайне полезно: старший сын успел побывать во многих интересных местах, познакомился с разными культурами, заговорил на иностранном языке, посещая венгерскую школу, обрел друзей. Второй сын Оскар уже в четыре с половиной месяца побывал на чемпионате мира в Германии. Благодарна судьбе, что работа не отвлекает меня от семейной жизни и не разлучает с детьми", — отмечает линейная.
Признание и успехи
Отыграв сезон за "Ольборг", Хейди вернулась на родину. Хорошо знакомый ей Карл Эрик Бен способствовал переходу в возглавляемый им "Ларвик". Второй заход в состав самого титулованного клуба страны вышел куда успешнее. Сезон-2008/09 ознаменовался для Леке первыми титулами: "Ларвик" выиграл Кубок и чемпионат Норвегии, а Хейди с 216 голами стала лучшим бомбардиром первенства, лучшей линейной и лучшим игроком.
Дебютный турнир со сборной пришелся на золотой для норвежек чемпионат Европы в Македонии. Леке участвовала во всех 8 встречах и забросила 19 мячей, отвоевывая при этом у конкуренток роль основной центральной защитницы.
После этого "Ларвик" выиграл Лигу чемпионов и оформил еще по две победы в чемпионате и Кубке Норвегии. Хейди повторила рекорд результативности Линн-Кристин Ригельхут за сезон в Элитсерии (221 гол), а сборную без нее уже нельзя было представить. Квинтэссенцией стало признание Леке лучшей гандболисткой мира в 2011 году (норвежки тогда стали чемпионками мира).
На Олимпиаде-2012 в Лондоне скандинавки поначалу играли очень тяжело. Ключевой матч пришелся на 4-й тур группового этапа. И если бы поединок с датчанками был проигран, то чемпионки Пекина-2008, скорее всего, не попали бы в плей-офф. Роль спасительницы взяла на себя героиня повествования, которая забросила в концовке три из пяти мячей своей команды, взявшей верх 24:23. Выйдя из группы с 4-го места, норвежки поочередно обыграли бразильянок, кореянок и черногорок и отстояли титул. Хейди вошла в символическую сборную турнира.
"На моем веку в сборной всегда выступали сильные линейные. Это Эльзе-Марте Серли Любекк, Элизабет Хильмо, Изабель Бланко, Марит Мальм Фрафьорд… Можно сказать, что я долго ждала своей очереди. Вместе с тем училась у них, будучи рядом, что привело к устойчивому прогрессу. Когда только начинала играть на профессиональном уровне, большинство игроков были ростом 180 см и выше. На меня смотрели со скепсисом. Так же, как на "малышек" Стине Офтедал, Нуру Мерк. В юности они, как и я, наверняка не раз слышали, что низкорослы для гандбола. Но нам не раз доводилось доказывать, что этот вид спорта для всех! При хорошей физической подготовке и должном использовании своих сильнейших качеств можно добиться очень многого. У каждого должен быть свой путь", — убеждена Хейди.
Не забронзоветь. Подруги Нура Мерк и Стине Офтедал в погоне за олимпийским золотом и величием
В ожидании нового камбэка
В профессиональной деятельности дорога Леке не была легкой, но свои вершины она все-таки покорила. Кстати, оформить членство в виртуальном "Тройном золотом клубе" ей удалось в течение всего двух лет.
А вот в личной жизни хватает настоящих драм. В 2009 году она рассталась с первым супругом, после чего завела роман с Карлом Эриком Беном. Тот даже помогал ей впоследствии подписать контракт с "Дьером" и переехать в Венгрию, из-за чего лишился работы в "Ларвике". Но и эти отношения продлились недолго: в 2012-м пара развелась, а спустя непродолжительное время тренер умер от рака.
С массажистом Бьерном Ольссоном Леке прожила 7 лет, родила от него Оскара в 2017 году, но в 2020-м их союз распался. Журналисты утверждают, что Хейди так сильно переживала, что отказалась от поездки на Олимпиаду в Токио. Сейчас она старается создать семью с неким Стианом Бодином Сундалем, который моложе ее на 10 лет. О новом спутнике неизвестно ничего, кроме того что молодой человек не имеет отношения к спорту.
Нынешний сезон Леке пропускает (последний официальный матч она провела 30 мая в финале Лиги чемпионов-2020/21). Причина более чем уважительная — в апреле должен появиться на свет третий ребенок. По традиции Хейди не собирается откладывать возвращение в гандбол. При этом она полна решимости не только полностью отработать контракт с "гадюками", действующий до конца 2023 года, но и выступить на Олимпиаде в Париже.
"Люблю свою работу, по-прежнему получаю от нее удовольствие и не собираюсь останавливаться. Чувствую, что тело все еще в порядке. Если роды пройдут благополучно, с возвращением в гандбол проблем возникнуть не должно. До Олимпиады еще много времени. Набрать форму я успею!" — считает скандинавка.
Кстати, после вторых родов Леке возвращала кондиции, тренируясь с мужской командой "Рунара"! Первый официальный матч она провела через 25 дней после рождения Оскара. Возможно, нечто похожее будет и в этот раз. В Париже Хейди хочет превзойти рекорд француза Янна Жанти, который является самым возрастным олимпийским чемпионом в гандболе. Голкипер завоевал золото Токио в 39 лет 224 дня. Нашей героине в день парижского олимпийского финала будет 41 год 242 дня. А еще Леке учится и тренирует детей в родном Тенсберге.
"Моя цель — стать в будущем хорошим тренером. Часто повторяю молодым игрокам: верьте в себя, идите своим путем, не позволяйте никому разрушить вашу мечту и никогда не сдавайтесь. Бывает, что в 26 лет жизнь только начинается. Именно в этом возрасте я дебютировала в сборной", — отметила Хейди.
Фото: ta.no, tv2.no, vg.no, aftenposten.no, nrk.no, seher.no