
В Москве провели вечер памяти Анатолия Николаевича Евтушенко, под руководством которого мужская сборная СССР завоевала золото Олимпийских игр в Монреале (1976) и Сеуле (1988), стала серебряным призёром олимпийского турнира в Москве-80, победила на чемпионате мира-82. Мэтр гандбола покинул наш мир 6 января на 92-м году жизни.
Дочь Евтушенко: "Отец не был мягким, но тех, кто находился рядом, он тоже делал счастливыми победителями"
Ветераны отечественного гандбола собрались в понедельник в Московском авиационном институте (МАИ), команду которого Евтушенко шесть раз приводил к званию чемпиона СССР, семь — к серебряным наградам, а ещё однажды — к бронзе.
Среди участников памятных мероприятий были олимпийский чемпион 1976 года Евгений Чернышёв и победитель Сеула-88 Андрей Тюменцев, в прошлом гандболисты МАИ Сергей Барановский, Алексей Соловьёв и Владимир Бражкин. Из Беларуси приехали известный тренер Леонид Бразинский и Николай Жук, работающий с женской командой СКА.
Леонид Бразинский: "Пейте "Беловежскую". Она от всего помогает"
Пришли также серебряный призёр московской Олимпиады Алексей Жук и Александр Лоссовик, выступавшие за минский СКА и ЦСКА. А игравший за МАИ Валерий Богдан оказался в роли одного из хозяев: вместе с Михаилом Чаусовым они тренируют сегодняшнюю институтскую команду.
Программа дня началась как раз матчем с её участием. Соперник — команда, сформированная из учащихся других столичных вузов.
Затем же в Музейно-выставочном комплексе МАИ состоялась церемония, во время которой дочь тренера Ольга Евтушенко передала этому подразделению института знамя мужской сборной СССР по ручному мячу. Вышло так, что до сих пор оно хранилось в семье тренера.

Ольга Анатольевна показала с помощью проектора старые фотографии. Комментируя подборку снимков, на которых её отца подбрасывают после побед в воздух, заметила:
— Анатолий Николаевич очень любил побеждать, быть героем. Можно сказать, что это была его страсть. Весь огонь своей души, мысли, надежды, эмоции он вложил в гандбол, хотя, конечно, семья с работой конкурировала. Отец не был мягким человеком, но тех, кто находился рядом, он тоже делал счастливыми победителями. А самое главное — он помнил, благодаря кому и чему смог построить свой жизненный путь. И всегда говорил: "Мне дали шанс".
— Только что вернулась из Австрии. Привезла урну с прахом папы. Собираюсь захоронить летом на Митинском кладбище… — сообщила также Ольга Анатольевна корреспонденту БЦ. — Папа, конечно, оставил огромный след в моей жизни, но я всё-таки выскользнула из зоны его жёсткого влияния. Меня отдали в фигурное катание, однако я сразу оттуда ушла. Работаю в большом федеральном научно-исследовательском центре. Я молекулярный биолог.
Лев Воронин: "Наша задача — сохранить память о тех, кто заложил основу побед"
В ходе церемонии дань уважения легендарному тренеру отдали ректор МАИ, доктор технических наук, академик РАН Михаил Погосян и начальник мужских сборных команд Михаил Луценко, входивший в состав сборной СССР на олимпийском турнире 1972 года в Мюнхене, где командой руководил Евтушенко. А Владимир Кривцов, сын в прошлом главы Федерации гандбола СССР и вице-президента ИГФ Владимира Степановича Кривцова, пополнил коллекцию институтского музея фотографией команды МАИ после победы в Кубке европейских чемпионов 1973 года с автографами игроков.
Студенческая революция: 50 лет первой громкой победе отечественного клуба в Европе
Был на церемонии и генеральный директор ФГР Лев Воронин.
— Пришёл, чтобы отдать дань уважения легенде нашего гандбола. Я уже из следующего поколения. На победителей Монреаля и Сеула мы смотрели как на богов. Они же передавали нам победные традиции.
В Астрахани я учился у Андрея Алексеевича Тюменцева, олимпийского чемпиона 1988 года. Он играл, а мне в то время иногда позволяли выйти на площадку.
Наша задача — сохранить память об этих людях, чтобы юные гандболисты, которые хотят добиваться высоких целей в спорте, знали, кто заложил основу побед, — сказал БЦ Лев Геннадиевич.
— Вам доводилось встречаться с Евтушенко?
— Анатолий Николаевич как-то приезжал на игру сборной, перед которой ему вручили памятную тарелку. Кроме того, созванивались, и во время наших бесед он делился опытом.

Андрей Тюменцев: "Для поколения чемпионов 1976 года он был Тосиком, мы же между собой называли его Папой"
— Для нас, игроков, Анатолий Николаевич остался в памяти, прежде всего хорошим человеком. Для поколения чемпионов 1976 года он был Тосиком, мы же между собой называли его Папой, — рассказал Андрей Тюменцев. — Когда ехали на зарубежный турнир, Папа решал все проблемы, чтобы мы думали только о тренировках и играх. Старался сделать так, чтобы люди не забивали себе голову вопросами, как выполнить заказы родных. В те времена все ведь хотели что-нибудь привезти из заграничных поездок.
Бывало, мне как капитану Анатолий Николаевич говорил: "Андрюха, узнай у ребят, что кому надо — постараюсь помочь". Он свободно изъяснялся на немецком и мог договориться в магазине о скидке.
— Евтушенко был строгим тренером?
— Прежде всего, прекрасным мотиватором. Когда ехали в Сеул, дал водителю автобуса кассету, и из динамиков загремело: "Этот День Победы порохом пропах…" Все сразу приободрились.
А после Олимпийских игр играли в финале Суперкубка в Дортмунде с немцами. К перерыву проигрывали два или три мяча. Папа был в ярости. Хлопнул дверью в раздевалке, бросил на пол ящик с водой. "Вы что творите?! Хотите немцам праздник устроить? Они будут с флагами ходить, а ваши отцы и деды на это смотреть?!"
Мы вышли на второй тайм отмобилизованными — и победили.
— Это было проявление эмоций или некий спектакль?
— Думаю, второе. Анатолий Николаевич умел себя сдерживать. Он вообще отличался интеллигентностью. Крепкие слова у него редко проскакивали, а за пределами площадки мы их от него вовсе не слышали. Он всегда старался держать форму, не курил, в теннис играл. Вот и прожил 91 год.
После победы в Сеуле мы прыгали от радости, а он нас собрал вместе и сказал: "Вы молодцы! Сделали большое дело. Но уже через несколько дней это никому не будет интересно. Нельзя останавливаться".
Сейчас работаю директором Регионального центра спортивной подготовки в Астрахани, который развивает разные виды спорта. Мотаюсь по области, посещаю школы. И постоянно повторяю слова своего тренера: "Если остановитесь, вас затопчут и обгонят, о вас забудут. Поэтому каждый день вы должны ставить перед собой новые цели и решать новые задачи.

Хитрый тактик и инициатор нововведений
Воспоминаниями о тренере Евтушенко поделились и наставники сегодняшней команды МАИ.
— В основную команду МАИ я не проходил. Очень уж она была мастеровитая. Играл за дубль. Потом стал в системе МАИ тренером. Сейчас, впрочем, тружусь в институте по совместительству с работой в МГА. Если придерживаться точки зрения, что жизнь идёт по кругу, то, возможно, и закончу трудовую деятельность там, где начал.
Поначалу в начале 80-х возился с пацанами. Тогда-то и довелось пересекаться с Анатолием Николаевичем, который руководил командой мастеров.
То поколение отличалось тем, что охотно шло на контакт, если видело интерес со стороны молодых коллег. При этом Евтушенко тогда подчёркивал: "С детьми и женщинами никогда не работал". Поэтому, мол, вряд ли смогу посоветовать, как тренировать 15-летних юношей, — сказал старший тренер студенческой команды Михаил Чаусов.
— В МАИ вы ведёте секцию гандбола?
— Секция — это одна тренировка и одна игра в неделю. Наши же ребята тренируются четыре раза в неделю и стараются двигаться вперед. Проводится селекционная работа. При этом используем связи с тренерами в Москве и Московской области. Наш контингент — это люди, у которых на первом месте учёба, но которые искренне хотят вместе с тем прогрессировать в спорте. Большинство уже занималось гандболом в спортшколах. Хотя есть и исключения. Мимо парня с приличными данными из другого вида спорта мы не проходим.
Участвуем в первенстве студентов и чемпионате Москвы среди мужских команд. В прошлом году отобрались на финал Всероссийской Универсиады, которая планируется летом.
— Руководство МАИ чтит традиции, заложенные полвека назад командой Евтушенко, и с пониманием относится к развитию гандбола. Тем более что команда начинает постепенно набирать обороты, — заметил, в свою очередь, Валерий Богдан. — Я под началом Евтушенко стал в 1977 году победителем первого молодёжного чемпионата мира. Команду для участия в этом турнире готовил Спартак Петрович Миронович, но перед отъездом в Швецию он заболел, так что нас туда повёз Анатолий Николаевич.
Позже поступило предложение от МАИ, и я согласился перейти туда из минского СКА. В итоге успел поиграть с такими корифеями, как Владимир Максимов, Юрий Климов, Владимир Кравцов, Василий Ильин, Виктор Махорин. Правда, чемпионат страны так и не довелось выиграть — завоёвывал серебро.

Анатолий Николаевич был хорошим тактиком. Они с Юрием Предехой, помогавшим ему в сборной, разработали массу комбинаций. Тщательно разбирали игры соперников, давали указания буквально по каждому сопернику, так что мы досконально понимали, что нужно делать на площадке.
— Но он вроде не приветствовал импровизацию?
— Да. Если Миронович её в СКА разрешал, то Евтушенко требовал строгой игровой дисциплины.
Притом в памяти он остался, прежде всего, большим профессионалом. Это ведь Евтушенко стал инициатором многих нововведений в нашем гандболе. С его подачи время на атаку ограничили 45 секундами. Это сделало игру намного динамичнее, что впоследствии помогло добиться больших побед.
Фото: Максим Серёгин / ФГР