
Новый герой авторской рубрики БЦ — экс-разыгрывающий астраханского "Динамо" и сборной СССР, олимпийский чемпион Сеула-1988 Андрей Тюменцев — о сыновьях-гандболистах, у которых одинаковые имена, автокатастрофе и прозвище Тюпа.
1. 6 мая вам исполнилось 62. Это возраст?
— Нет. Не надо заглядывать в паспорт. Я прекрасно себя чувствую. Уже много лет каждое утро с кроссика начинаю. Живу за городом, от дома на берегу реки до трассы — два с половиной километра. Вот это моя дистанция.
За сорок минут туда-обратно пробежался, пропотел, дальше комплекс упражнений, душ, завтрак — и на работу. В астраханский центр спортивной подготовки, которым руковожу с 2018 года.
2. Комплекс упражнений — это…
— Разминка, 50 отжиманий, столько же приседаний, прыжочки… Без постоянной физической нагрузки я уже не могу. Просыпаюсь рано, в 5.30. Думаю — ну, какой смысл в кровати валяться? Быстренько оделся — и вперёд. Если плохая погода — дома есть дорожка, по ней бегаю. Плюс в бассейн хожу. За час проплываю около двух километров.
Словом, держу себя в форме. Я же по всей области мотаюсь, регулярно провожу для детей мастер-классы, олимпийские уроки. Бросок, конечно, не такой сильный, как раньше, но финтануть и что-то ещё показать могу. Если в игровые времена весил 85 килограммов, то сейчас — 88.
3. Похвально.
— Самое интересное — никакой диеты! Просто мало ем. Утром — чай с молоком и бутербродик. Днём плотный обед, а вечером иногда и не ужинаю. Почему-то не хочется. Стакан сока выпью — и нормально.
20 вопросов не о гандболе. Валентин Воробьёв: "Несколько раз в неделю стою на гвоздях"

4. В игровые годы у вас, кажется, было прозвище Тюпа?
— Совершенно верно. Перешло по наследству от старшей сестры Наташи, которая тоже занималась гандболом. Её в команде сначала называли Тюма — от фамилии. Но со временем Тюма превратилась в Тюпу.
5. Как сложилась судьба сестры?
— Играла за невинномысский "Азот", с которым в 1983-м завоевала бронзовые медали, привлекалась в молодёжную сборную. Потом получила серьёзную травму колена, с гандболом закончила, вышла замуж. А после развода вернулась в родной Владивосток. Там в 58 и умерла. Онкология. У нас в семье по женской линии с этим беда. Рак и бабушку забрал, и маму, и тётю…
6. Последний человек, от которого услышали по своему адресу — "Тюпа"?
— Да все, с кем играл, зовут меня Тюпа. Это и тренеров касается. В том числе Владимира Салмановича Максимова. Когда он в Астрахань прилетает, часто пересекаемся. На рынок его вожу — рыбки прикупить.
Теперь и к Саше, моему младшему сыну, играющему за астраханское "Динамо", все обращаются Тюпа. Я смеюсь: "Сынок, не забывай, Тюпа — это я! А тебе ещё надо заслужить, чтобы так называли. Пока ты в гандболе ничего не добился".
7. Ваши дети от первого брака по-прежнему живут в Испании?
— Да. Когда в 1991-м туда уехал, сыну было восемь, а дочке — два года. Поиграл, закончил, остался. В общей сложности провёл там 12 лет. Но так и не прижился — в отличие от детей.
Хотя ко мне хорошо относились, выучил язык, купил квартиру. Не шиковал, но зарабатывал нормально. И всё равно не чувствовал себя в Испании своим. Кто бы что ни говорил, за границей мы, русские — чужие. Как здесь граждане азиатских государств, например.

В какой-то момент понял — хочу вернуться. Жена наотрез отказалась. У нас к тому времени уже были сложности, мы всё больше отдалялись друг от друга.
Моё возвращение в Россию лишь ускорило развод. Я ни на что не претендовал, оставил ей квартиру, две машины. Просто собрал сумку и улетел. Дальше каждый пошёл своей дорогой. Ирина так и живёт в Барселоне, а я в Астрахани встретил Наташу.
8. При каких обстоятельствах?
— О, это любопытная история. Начну издалека. Наташа младше меня на 13 лет, в прошлом гандболистка, девичья фамилия — Давыдова. Когда мы со Славой Атавиным в 1988-м прилетели с победной Олимпиады в Сеуле, нас в Астрахани на "Чайке" встречали. Повезли на центральную площадь, организовали чествование, вручили цветы, подарки. Среди мальчишек и девчонок, которых собрали там из местной спортшколы, была и Наташа.
9. Как романтично.
— Нет-нет, познакомились мы гораздо позже. Когда она уже проводила последний сезон за "Астраханочку". А в 1988-м я Наташу и не запомнил. Мне 25, ей — 12. Ну куда?!
10. Сколько у вас детей?
— Четверо. Три пацана и девочка. Саша и Даша от первого брака. Саша и Лёша — от второго.
11. Объясните, почему у сыновей, пусть и от разных браков, одинаковые имена?
— Рассказываю. Отец первой жены — из Ахтубинска, военный. В 37 лет от рака сгорел. Когда Ирина родила сына, сказала, что хочет назвать Сашей — в честь папы. Я не возражал.
Потом второй брак. Идём с Наташей на УЗИ, узнаём, что ждём мальчика. Говорит: "Я в своё время маме пообещала: если будет пацан, назову Саша — в честь её погибшего брата". Отвечаю: "Я не против. Но есть нюанс. Так зовут моего старшего сына…" Наташа пожимает плечами: "Мне всё равно. Я должна сдержать слово".

12. А вы?
— Подумал несколько секунд — и махнул рукой: "Саша так Саша. Значит, будут два Александра Андреевича Тюменцева. Живут-то в разных странах".
Но видите, как получилось: младший тоже гандболистом стал. Старший, правда, с прошлого года уже не играет — возраст…
А когда мой батя имя второго внука узнал, проворчал: "Чтобы не запутаться, буду звать его Лёхой". Я ответил: "Не надо. Лёху я тебе сделаю". И действительно в 2014-м у нас родился сын, которого назвали Алексеем. Вот он, как ни странно, к гандболу равнодушен.
13. Два сына — полные тёзки, еще и гандболисты. Часто путаница возникает?
— Случается. Например, недавно в Астрахани младший познакомился с девушкой, начали встречаться. Её мама полезла в интернет, вбила в поисковике: "Александр Тюменцев". Первое, что вылезло — фотография моего старшего сына. Рядом год рождения — 1983-й. Мама ужаснулась: "Твоему парню сорок лет?!"
14. Интересно, как они у вас в телефоне записаны? Александр I и Александр II?
— Ну что вы! Первый — "Санёк". Второй просто — "Сын". У них нормальные отношения, но общаются редко. Всё-таки разница в возрасте дает о себе знать. Одному в октябре 42 стукнет, другому в апреле исполнилось 19. Сами понимаете — общих интересов и тем для разговоров немного.
15. Вы, наверное, уже дед?
— Если бы! В Европе рожать не торопятся. Даша — в Барселоне, окончила местный университет. Замуж пока не вышла. А у Саньки есть подруга испанка, у них гражданский брак. Как-то сказал: "Если у нас не будет детей — ничего страшного. Поживём для себя". Мне, конечно, такой подход не понять.

16. Старший по менталитету — испанец?
— Сто процентов! Думает на испанском, книжки читает либо на этом языке, либо на английском. Когда два года в Бресте играл, в квартире сразу установил спутниковую тарелку, смотрел исключительно испанские каналы. Про местные сказал: "Когда по-русски очень быстро говорят, я ничего не понимаю".
20 вопросов не о гандболе. Талант Дуйшебаев: "Я — человек мира. С советским менталитетом"
А выходные сын постоянно проводил в Барселоне. Ну а что? Виза ему не нужна. От Бреста до Варшавы всего 200 километров. На машине домчал, оставил её в аэропорту, сел в самолет — через три с половиной часа на месте. Два дня отдохнул с друзьями в знакомой обстановке, развеялся — и обратно.
Я смеялся: "Ты в Беларусь как на шабашку…" Платили-то там щедро — 15 тысяч евро в месяц. Так что эти перелёты не сильно били по карману.
17. Ваши слова: "Когда я играть закончил, в Испании и грузчиком поработал, и строителем".
— Что вас удивляет? Там для получения тренерской лицензии нужно четыре года учиться на курсах. Я без проблем поступил — но семью-то кормить надо. Сбережения быстро заканчивались. Вот и устроился разнорабочим на мебельную фабрику.
А потом кем только не был — и грузчиком на продуктовом складе, и кирпичи таскал, и поломоечной машиной в торговом центре управлял…
18. А зарплата?
— От 1000 до 1200 евро в месяц. Хорошо, к тому моменту у нас уже своя квартира в Барселоне была. Ну а когда сдал экзамены и получил лицензию, стало полегче. Начал тренировать.

19. Летом 1992-го вы попали в серьёзную аварию, которая поставила крест на гандбольной карьере. Что случилось?
— Приехал с семьёй в отпуск. Тёща жила в Ахтубинске, это 300 километров от Астрахани. Утром отвёз туда жену. Вечером на обратном пути в районе села Чапчачи лопнуло заднее колесо.
Честно вам скажу — сам виноват. Водитель-то был неопытный. Ещё и резина лысая, не уследил. Но главное, зря резко ударил по тормозам. Если бы удержал машину на пустой дороге, просто отпустив педаль газа, всё бы обошлось. Ну съехал бы потихоньку в кювет…
А так "Волгу" закрутило юзом, вылетела с трассы, и меня выбросило через лобовое. Нашли без сознания метрах в пятидесяти от автомобиля. Ничего не сломал, но сильно ударился головой.
Очнулся в больнице. Первое, что услышал: "Слава Богу! Ты десять дней пролежал в коме".
Восстановление растянулось на долгие месяцы. Вроде оклемался, но понял, что физически уже не тяну, на прежний уровень вернуться нереально. И закончил.
20. Знаменитый теннисист Евгений Кафельников сообщил мне когда-то: "Не переношу блондинок и коньяк". Что не любите вы?
— Холод, сырость. Сразу настроение портится. Вот в жару мне комфортно. Пусть в Астрахани летом плюс 40 в тени, и нужно по пять раз в день принимать душ, всё равно это лучше, чем промозглая погода.
Ещё ненавижу фальшь. И дилетантов.

20 вопросов не о гандболе. Ксения Ильина: "От "Субстанции" мне становилось физически плохо"
20 вопросов не о гандболе. Виктор Фурцев: "В нашей "бригаде" я был Витей Пчёлкиным"
20 вопросов не о гандболе. Ирина Дибирова: "Я за "Ливерпуль". Сын с Тимуром — за "Манчестер Юнайтед"
*Автор — обозреватель СЭ, специально для БЦ
Фото: личный архив Андрея Тюменцева