Воспитанница кубанской школы гандбола вместе с "Черноморочкой" рвётся в Суперлигу. А ещё после недавних сборов 19-летняя Валерия Калачная получила хорошую оценку от главного тренера молодёжной сборной Алексея Гумянова, с которым уже взяла однажды европейскую награду.
Товарищеские матчи. "Беларусь — не РГУОР!" Бабенко забрасывала мячи, а Казьменко отбивала
БЦ расспросил перспективную гандболистку, узнав о причинах выбора 13-го номера, повадках собаки джек-рассел-терьер по кличке Зевс, жизни в Абрау-Дюрсо и даже футбольном прошлом собеседницы.
— Как вы решились уехать из "Кубани" в Новороссийск, в совершенно новую команду? Или неизведанное вас не пугало?
— Так меня позвал Сергей Иванович (Матяж — БЦ), который в тот момент и так нас тренировал в резерве "Кубани". Идея показалась интересной, решила рискнуть. Родители полностью поддержали: надо попробовать. Тем более уезжать предстояло не на край света: добираться от Краснодара в районе двух часов на автомобиле. Так что связь с родителями не прервалась, и сдвоенные выходные, когда они нам выпадают, провожу в столице края.
— Многие сравнивают выступление "Черноморочки" в высшей лиге с тем, что проделывает ЦСКА в элите. Правда, вам довелось оступиться — как раз в Краснодаре…
— Знаете, мы вообще не смотрим в турнирную таблицу: кто там наверху, кто в подвале. На каждый матч выходим с желанием победить и с максимальным настроем. Никаких проходных матчей! А вообще коллектив у нас сложился классный: мы и на площадке понимаем друг друга, и вне её. Сплочённость потрясающая.
— А правда, что у Матяжа нет ассистента?
— И да, и нет. На этой должности у нас есть Андрей Громадский, но он не всегда принимает участие в процессе. Сергей Иванович и вправду успевает многое сам.
— В числе основных различий двух дивизионов — спаренные матчи, которых нет в Суперлиге. Понятно, что это придумано ради экономии…
— Мы привыкли к этому ритму, ведь и с низших дивизионов такая схема практикуется. Ничего в этом нового для меня не было. Конечно, два матча подряд играть не так просто. Но у нас есть практически на каждой позиции не по одному хорошему игроку. Поэтому возможность отдохнуть находится всегда.
Суперлига? Не могу сказать, что она пугает, но волнительно, конечно. Я пока только тренировалась в основе краснодарского клуба, но даже в заявке на матч не была ни разу. Что ж, пора выходить из зоны комфорта. Там другие скорости и требования. Надо подойти к Суперлиге готовыми морально и физически.
— Когда в январе был четвертьфинал розыгрыша Кубка России, вы изрядно потрепали "Звезду" в первом тайме. За счёт чего?
— Мы отсмотрели внушительную видеоподборку с участием звенигородок, изучили, кто где располагается, через кого ведётся игра. Лиза Дяченко, наш капитан, на воротах творила чудеса. Плюс ко всему она умеет грамотно взаимодействовать с защитой. Но вот, увы, во второй 30-минутке не хватило сил.
Кубок России. В гостях — как дома: Дяченко и Качаева стояли стеной, но в топ-4 шагнула "Звезда"
— "Черноморочка" — уникальный клуб: живёте как в пионерлагере. Такое сравнение напрашивается не только из-за молодости состава, но и благодаря тому, как вас поселили…
Высшая лига. Алёна Смирнова: "Девчонки из команды в куртках ходят, а я северянка, кофты достаточно!"
— Поняла, о чём вы (смеётся). Но я уже не на базе живу, а арендую квартиру в Абрау-Дюрсо. Это многоквартирный, но двухэтажный дом. Небольшой совсем. До дома автобус ходит. Я бы жила на базе и сейчас, но из Краснодара свою собаку Зевса забрала. Поэтому пришлось отделиться от коллектива.
— Это наша любимая тема. Расскажите поподробнее!
— У меня джек-рассел-терьер, годовалый мальчик. Кто-то скажет, что порода очень подвижная, но этот — спокойный, он привык к моему графику. Просто спит и ждёт хозяйку. Если случаются затяжные выезды, я его, конечно, отвожу в Краснодар к родителям, а тренировки и домашние игры Зевс хорошо переносит.
— Готовите теперь себе сами?
— Обедаем и ужинаем все вместе. Вот и сейчас мы с вами разговариваем после ужина. Я пока на базе.
— Так я вас задерживаю! А как же Зевс?
— Мы же вдвоём с Вероникой Страховой снимаем жильё. Она нашла эту квартиру, потом предложила мне присоединиться... Вероника уже скоро будет дома, так что Зевс не будет переживать. Он всех девчонок знает, и команда его обожает. А потом я приеду, и мы пойдём на прогулку.
— С вашим жильём разобрались. А вот у команды новоселье в плане игрового зала ещё только анонсировано. Пока же вместимость трибун — сто человек… Проблема?
— Да уж, болельщиков у нас много! Вообще-то площадка хорошая, спору нет, а вот вместимость… Но зал ведь изначально и строился как тренировочный. Обстановка сейчас камерная. Нас поддерживает торсида футбольного "Черноморца", у многих уже появились персональные поклонники. А с футболистами наносим друг другу визиты на игры. Если календарь позволяет. Ну и ждём новой арены, конечно!
— Вы разыгрывающая. Человек, от которого в команде зависит ой как немало. Насколько скоро вас определили на эту позицию?
— Где-то на третий год занятий гандболом. В 13 лет дети не особенно осознают всю суть возложенной на них ответственности. Может быть, это даже и хорошо...
Я пришла в гандбол в 10 лет, у меня брат футболом занимался, а его тренер мне ручной мяч организовал. Футболом я два года до этого занималась, но поняла: не моё!.. Руками — проще. Сейчас за футболом продолжаю следить: например, что происходит в Премьер-лиге, знаю. И за "Краснодаром"слежу.
Так вот, оказалась я тогда у известного детского тренера Елены Александровны Комарчук, она стала моим первым гандбольным наставником. Не поверите: сначала меня в ворота поставили! Но я там не произвела впечатления. Затем побывала крайней, позже полусредней, а в итоге оказалась на той позиции, где нахожусь сейчас.
— Трудно обойти стороной ваш номер на футболке. Вот у Анны Вяхиревой чёткий мотив: она родилась 13 марта…
— Я всегда с детства играла под 8-м. Потом, когда перешли в третью кубанскую команду, всё было уже занято. Я взяла 18-й. А в дубле оба принадлежали другим девочкам. Оставалось выбрать тот, что посередине.
Про Аню Вяхиреву в тот момент не думала. Но так под 13-м в итоге и осталась. Я бы даже сказала, это счастливое число для меня. Хотя вообще не суеверная: вопрос о том, какую кроссовку первой шнуровать, меня ни разу не заботит.
— Недавно на sports.ru вышел большой материал о выгорании в спорте, где немалая часть посвящена именно Вяхиревой…
— Мне кажется, такие периоды бывают у каждого спортсмена. Главное — переждать и сохранить для себя цели. Если ты осознаешь, что это рано или поздно пройдёт, то всё будет хорошо…Что касается отношений "начальник — подчинённый", ясама не подвержена перепадам настроения, меня из колеи выбить трудно. Пусть Сергей Иванович эмоциональный человек, может иногда и повысить голос, но это нормально.
— У вас в коллекции есть международная награда: бронза чемпионата Европы с Алексеем Гумяновым.
"Боюсь, что скоро мы потеряем Казьменко". Алексей Гумянов подвёл итоги сборов молодёжки
— Помню, готовились мы тогда всё лето. Это была база "Горизонт" в Подмосковье. А потом отправились на турнир в Польшу, где Алексей Николаевич и озвучил окончательный состав. Я таких эмоций, как там, пока больше нигде не испытывала! После победы над Данией в матче за третье место, после проигрыша немкам в полуфинале в дополнительное время…
Но всё же позитива — больше. Хотя главный тренер, конечно, был расстроен, но он старался не показывать своих чувств. Мне же интересно играть и под руководством Гумянова, и в клубе с Матяжем.
— Фактор тренера действительно очень важен. Кто-то трижды подумает над предложением от условного топ-клуба, главный которого прославился на весь мир как тиран и деспот. Валерия, а вы бы как поступили?
— Думаю, я не побоюсь принять такое предложение. Потому что надо по возможности расширять горизонты, а тренера-тирана лучше самой повидать и проверить, какой он, в личном контакте, а не слушать всякие легенды!
Фото: пресс-службы ФГР, "Черноморочки"; личный архив Валерии Калачной