В январе Дайнис Криштопанс подписал контракт с немецким "Мельзунгеном", в который переберётся из французского "ПСЖ" по окончании сезона. В интервью БЦ 32-летний латышский гигант (рост — согласно сайту ЕГФ — 215 см) рассказал о причинах перехода, жизни в Париже и планах.
— Почему решили сменить клубную прописку?
— Много причин. Во-первых, "ПСЖ" медлил с продлением контракта. Я хотел дать первый шанс именно нынешней команде, но переговоры очень уж затянулись. Да и речь шла о соглашении всего на один сезон. Значит, через год опять пришлось бы садиться за стол переговоров.
Между тем поступили другие предложения — в том числе от "Мельзунгена", который предложил четырёхлетний контракт. Я даже выписал на бумаге все плюсы и минусы. В Париже слишком много неопределённости — даже не ясно, кто в следующем сезоне будет тренером. Я привык к испанской системе — а если придёт коуч, предпочитающий другой гандбол?
— Писали, что Рауль Гонсалес летом покинет "ПСЖ". А если бы он остался?
— На самом деле пока ничего не ясно. Может, Рауль и не уйдёт, слухи ходят разные. Но определённости нет. Если Гонсалеса заменит другой тренер, он наверняка поменяет систему, и приспособиться будет нелегко.
Дайнис Криштопанс: "Уезжая, Рауль обещал позвонить из Парижа. Этого звонка я ждал год"
— У руля "Мельзунгена" стоит ещё один испанец Роберто Гарсия Паррондо, с которым вы работали в "Вардаре". Общались последние годы?
— Иногда. В прошлом году он как-то приехал в Париж и пришёл на наш матч. Причём я даже не знал об этом. После игры мы случайно пересеклись в VIP-зоне. А летом наши клубы проводили спарринги в Страсбуре, тогда неделю жили в одном отеле. Так что поддерживали контакт.
— Кроме Паррондо, в будущем клубе у вас есть знакомые?
— Россиянин Глеб Калараш. И бразилец Рожерио Мораес, с которым играли в "Вардаре". Больше никого лично не знаю.
— "ПСЖ" претендует на победу в Лиге чемпионов, а "Мельзунген" вообще не играет в этом турнире…
— Это правда. Но я решил опуститься на уровень ниже, чтобы попробовать вновь подняться. И заодно испытать новые ощущения. Да, в Париже мы выступаем на высоком уровне и в основном побеждаем, но и от этого устаёшь, эмоции притупляются. В "Мельзунгене" же амбициозный проект, в клубе хотят с каждым годом прибавлять, выступать в еврокубках.
— У вас уже есть опыт в бундеслиге, но совсем небольшой…
— В сезоне-2019/20 провёл пять или шесть матчей за "Берлин", причём три последних играл с травмой плеча. А затем сезон вообще прервали из-за коронавируса. Ну ладно, всё равно попробовал, что такое немецкий чемпионат. Он другой: там больше "физики" и меньше тактики. Но "Мельзунген" тренирует Паррондо, и он старается продвигать умный гандбол.
— В "Берлине" вы застали Велимира Петковича?
— Да. Я пришёл в команду при нём, но после двух или трёх матчей тренера сменили. Если честно, мне показалось, что Петкович предпочитает немного старомодный гандбол. Он больше делает упор не на тактику, а на эмоции, а я к такому не привык.
— Можете сравнить чемпионаты Германии и Франции?
— На самом деле они примерно одного уровня. Отличие разве что в количестве топ-клубов: во Франции их три, а в бундеслиге — пять. Если же брать команды, занимающие места во второй пятёрке, то они приблизительно одинаковые.
— В парижском клубе вы третий сезон. Как оцените это время?
— Самый сложный период в моей карьере. Очень тяжёлой была адаптация — новый город, другой менталитет. На протяжении двух лет получал не очень много игрового времени. Сейчас с этим лучше, стараюсь играть в удовольствие и без стресса.
Нынешний сезон — такой, каким я себе и представлял выступления в Париже, когда переходил сюда. Раньше же было непросто. Нужно было всё время что-то доказывать, показывать, отвечать критикам. Но клубная политика всё время меняется. Прошлым летом наш состав пополнили новые игроки, и, как мне кажется, командный дух поменялся к лучшему.
— "ПСЖ" никак не может выиграть Лигу чемпионов. Это оказывает на коллектив давление?
— Да. В первенстве Франции постоянно берём титул, в групповом турнире еврокубка тоже выступаем хорошо. Но приходит время матчей на вылет, и чувствуется стресс даже с соперниками вроде "Эльверума". Играешь словно в наручниках, меньше рискуешь и пробуешь — и, соответственно, меньше получается.
Габаритная жизнь. "ПСЖ" как венец идеальной карьеры
— Париж считается одним из красивейших городов мира. Поняли, в чём его прелесть?
— Французская столица действительно прекрасна. Здесь есть куда сходить, за два с половиной года мы с семьёй ещё не успели всё посмотреть. С другой стороны, город очень большой, народу много, все куда-то бегут. Погружаешься в этот стресс, от которого со временем устаёшь.
— Живёте в центре или пригороде?
— Недалеко от Эйфелевой башни. Причём я на неё никогда не поднимался. Боюсь высоты! Но рядом ходим постоянно. Гуляем вдоль берега Сены.
— По-прежнему ездите на метро?
— Да. Здесь такие пробки, что так легче всего рассчитать время. Знаешь, что на подземке доберешься на тренировку за 20 минут. На машине же всё непредсказуемо. Многие игроки команды, кстати, добираются до зала на велосипедах или скутерах. Ну а я — на общественном транспорте.
Хотя недавно был период, когда мы тренировались на другой арене, где рядом нет метро. Тогда меня подвозил венгр Доминик Мате. Он живёт совсем рядом, в 250 метрах. Хорошо общаемся.
— На каком языке?
— На английском. Мои знания французского оставляют желать лучшего. И в клубе предпочитаю "инглиш". Вообще в "ПСЖ" в нынешнем сезоне оба языка в ходу примерно в равной степени. Всё-таки в составе много иностранцев, летом пришли скандинавские вратари. Понятно, что местные ребята общаются на французском, однако и на английском большинство из них говорит. Некоторые объясняются с трудом, но хотя бы понимают.
— Футбольные звёзды "ПСЖ" на гандбольных матчах бывают?
— Говорят, пару раз приходили Килиан Мбаппе и ещё кто-то, но я их не видел. Сам иногда наведываюсь на "Парк де Пренс". Но вообще мы с футболистами особо не пересекаемся. Хотя при желании, наверное, это возможно. Некоторые наши ребята, когда были травмированы, ходили лечиться в футбольную команду и с кем-то там общались.
Переориентация. Люди спорта, поигравшие в гандбол: Шмейхели, Гамова, Скрипченко…
— В своё время вы выступали за БГК. С кем-то из Бреста сохранили контакт?
— Недавно говорили со Славой Шумаком. Периодически созваниваемся, списываемся. Вообще у меня там со всеми сложились дружеские отношения. Слежу за результатами команды. Знаю, что "Брест" недавно проиграл в СЕХА-лиге ЦСКА и в плей-офф сразится с "Гомелем".
Лига чемпионов. Звонок в Париж. Дайнис снова едет в Брест. "Виктория" встречает Криштопанса
— За чемпионатом мира следили внимательно?
— За групповым турниром — не очень, а потом уже смотрел всё. Переживал за многих участников, но больше всего за датчан. У них отличная молодая команда. Тот же Симон Пютлик, когда мы играли с его "Гудме" в Лиге чемпионов, вроде бы не показал ничего особенного. Но на мундиале парень выстрелил.
— Радовались, когда сборная Дании в финале одолела французов?
— Наверное, мне нельзя так говорить, но да.
Эхо ЧМ-2023. 11 друзей Гидселя. БЦ рассказывает о ключевых фигурах турнира: от Маэ до Вуйовича
— Сборная Латвии выступала на чемпионате Европы-2020. Яркие воспоминания?
— Лучшие за всю мою карьеру в национальной команде. Но реальных предпосылок нового прорыва на топ-турнир, к сожалению, пока не вижу. Сейчас у нас меньше легионеров, не хватает профессионалов с хорошим уровнем физической готовности. Остались в основном молодые ребята, многие из них выступают в полулюбительских клубах на родине. В общем, сборная переживает не лучшие времена.
— Вы знаковая фигура для латвийского гандбола. Можете в будущем представить себя главным тренером национальной команды?
— Ох, не знаю, как закрутится карьера… Для начала надо в принципе попробовать себя в роли наставника. Не всегда хороший игрок становится качественным тренером. Пока же я подписал контракт с "Мельзунгеном" до 2027 года, так что не планирую заканчивать игровую карьеру.
— Год назад в одном интервью вы сказали, что хотели бы продолжить учёбу…
— Да, думал заняться этим в прошлом году, но не вышло. Я ведь закончил только школу, причём учился средненько. Затем сразу стал профессиональным гандболистом. Хотелось бы получить высшее образование.
Понятно, что на инженера учиться не пойду, выберу что-то спортивно-педагогическое. Но не знаю, когда это будет возможно. В этом году предстоит переезд в Германию, адаптация на новом месте. Посмотрим, найдётся ли время.
— Вас называют самым высоким гандболистом. А встречаете ли людей вашего роста в обычной жизни?
— Иногда, причём в последнее время чаще. Пару недель назад в Париже прошёл один из матчей НБА, и я сходил на него. Не только на площадке, но и на трибунах было много очень высоких людей, так что я чувствовал себя как дома. Понятно, что в основном это люди, имеющие то или иное отношение к баскетболу, они съехались со всей Франции. Было забавно видеть столько гигантов в одном месте.
— Вашему сыну два года. Он уже выделяется ростом среди ровесников?
— Немного да. И шириной плеч тоже. Уверен, что он тоже станет высоким!
Фото: psg.fr, sportschau.de, leskopkids.com, sport.es, fotocommunity.com; пресс-служба БГК "Мешков Брест"