Регбистка ЦСКА и сборной России — полноценная звезда этого вида спорта. Четыре золота чемпионатов Европы, победа в Кубке европейских чемпионов, титул лучшего игрока мира в 2015 году по версии престижного журнала "Scrumqueens", символическая сборная десятилетия, четвертьфинал Олимпийских игр в Токио…
Но знаете ли вы, что Надежда Созонова могла блистать и в гандболе вместе с Анной Сень и Юлией Манагаровой? Ведь именно в Ростове-на-Дону она начала заниматься ручным мячом, в котором подавала большие надежды. В интервью "Быстрому центру" Надежда рассказала о начале спортивного пути.
Очень любила обыгрывать и зарабатывать семиметровые
— Как вы пришли в гандбол?
— Когда я училась в пятом классе, подруга позвала меня попробовать новый вид спорта. Им и оказался гандбол — правда, тогда я ещё не понимала, что это такое. Мы пришли на первую тренировку в Ростове, посмотрели, как играют девочки, мне всё очень понравилось. И так я решила задержаться.
— Кто из ваших одногруппниц добился больших успехов в ручном мяче?
— Дарья Маслова и Ирина Асташова впоследствии дошли до главной команды "Ростов-Дон" — считаю это хорошим результатом.
— На какой позиции играли?
— Я выступала на правом краю либо правой полусредней, при этом не являясь левшой. Как меня туда сразу поставили, так я и прижилась там.
Сказать, что было уж совсем неудобно, не могу — возможно, потому что мы тогда были ещё маленькие, я относительно быстро адаптировалась к не самому традиционному амплуа для праворукой гандболистки. А когда стали взрослеть, появились уже определённые навыки и дискомфорта не возникло.
Мне, скорее, нравилось играть полусредней, потому что там больше простора для творчества, как и для манёвра. А я очень любила обыгрывать защитниц и зарабатывать семиметровые. На краю же главное качество — это скорость. На неё я никогда не жаловалась, в регби, разумеется, она тоже мне очень помогает.
Ещё вспоминается, как наш голкипер говорила, что ей некомфортно, когда я бросала по воротам. Я считаю, что этот элемент также исполняла довольно точно.
Тренер хотел, чтобы мы выросли настоящими леди
— Какое гандбольное соревнование вам больше всего запомнилось?
— Ежегодные летние фестивали в Тольятти, которые проводятся до сих пор. А на более старшем уровне особое значение имело первенство России по нашему возрасту, на котором мы заняли третье место.
Детский фестиваль гандбола. "Не просто турнир и праздник, а место учёбы для всех!"
— Самый далёкий гандбольный выезд?
— На автобусе в Тольятти. Тогда автобусные путешествия для нас в принципе были практически единственным способом добраться до места соревнований. И ещё в Санкт-Петербург была дальняя дорога. Нам выдерживать такие расстояния давалось легко — едем же вместе, а вместе веселее. Если кому и приходилось тяжело, то нашему тренеру Анатолию Евсеевичу Паку, которому нужен был глаз да глаз за всей командой.
— То есть строгость режима проявилась ещё в детском спорте?
— Пак был для нас настоящим наставником. Он следил не только за нашей дисциплиной, но и за воспитанием. Например, когда мы приходили к нему в гости, тренер с супругой накрывал для нас стол по всем правилам сервировки, а потом демонстрировал, какая вилка и нож за что отвечают. Хотел, чтобы мы выросли настоящими леди.
По старой памяти хотелось взять мяч и запулить его вперёд что есть мочи!
— Почему решили сменить вид спорта?
— Обычно решаем не столько мы, сколько за нас. Мне тогда было 15-16 лет, пришло время уходить куда-то дальше, девчонок начали разбирать.
Ростом я не вышла, во мне всего 165 сантиметров, поэтому путь в полусредние мне был изначально заказан. А на правом краю уже в приличном количестве стали появляться леворукие игроки, которым, естественно, уделяли больше внимания. Из нашей команды забрали троих, остальным сказали — девчонки, можете ещё позаниматься, выполнить определённые спортивные разряды, а дальше делайте, что хотите.
Наш тренер на этой негативной волне уволился — а точнее, его просто выжили. Мы ещё потренировались в нашей группе какое-то время, а потом поступило предложение попробовать силы в регби. На тот момент уже имелась практика перехода девчат в этот вид спорта именно из нашей ростовской команды. Правда, вскоре они возвращались в гандбол.
Я сама не испытывала большого желания начинать регбийную карьеру, но родители сказали, что надо воспользоваться шансом, отказаться всегда успею. В итоге пришла на тренировку — и до сих пор вот играю…
— Насколько помог вам гандбольный опыт в регби?
— Очень помог. Так как я пришла из игрового вида спорта, адаптироваться оказалось невероятно легко. С ловлей мяча, пусть его форма и отличается от гандбольного, проблем не возникло.
Единственное, к чему никак поначалу не могла привыкнуть — это к невозможности пасовать вперёд. В гандболе-то быстрая передача к чужим воротам, в отрыв или контратаку, особенно ценится. В первое время по старой памяти хотелось взять мяч и запулить его вперёд что есть мочи.
Но если сравнить с девочками, которые пришли, скажем, из лёгкой атлетики, это даже трудностями не назовёшь. Вот с легкоатлетической базой было намного сложнее понять, куда и как в регби нужно двигаться. Девчата всю спортивную жизнь были заточены на то, чтобы бежать по кратчайшей траектории, а здесь нужно варьировать направление движения, да ещё и мяч ловить по ходу бега.
Переориентация. Люди спорта, поигравшие в гандбол: Шмейхели, Гамова, Скрипченко…
— Какой из видов спорта более травматичный?
— Я думаю, что любой профессиональный спорт — это изначально не про здоровье. Лично я свои травмы получила именно в регби, в гандболе, к счастью, их не случилось. Но сделать на основе этого вывод о том, что регбистки чаще ломаются, не могу, поскольку знаю девчонок с тяжёлыми повреждениями и при занятиях ручным мячом. Главное — контролировать собственное тело.
Да, регби более контактный вид спорта, в плане жёсткости борьбы нам позволяется многое — и отталкивать соперниц, и захватывать их, валить на землю. Но и в гандболе много борьбы, особенно в линии, где игрокам достаётся по полной программе.
— Когда в последний раз смотрели гандбол вживую?
— В прошлом году, когда ЦСКА играл матч Лиги чемпионов. Я также выступаю за армейскую команду, пришла поддержать одноклубниц.
— А за кого болеете в главных битвах Суперлиги — москвичек и ростовчанок?
— Больше всего душа лежит к красивой игре. Но симпатии всё-таки на стороне "красно-синих". Хотя в обеих командах много знакомых гандболисток.
Именно отказ, который я получила в гандболе, побудил меня совершенствоваться в регби
— Сохранились отношения с кем-то из гандбольного прошлого?
— Так вышло, что больше общаюсь с теми, кто уже закончил карьеру. Если же говорить о тех, кто ещё выступает, то на Олимпиаде виделись с Анной Сень, поговорили о соревнованиях, в целом о спортивной жизни. Ещё знакома с Юлией Манагаровой, Владленой Бобровниковой, Полиной Горшковой.
А с Катей Ильиной мы даже на площадку друг против дружки выходили, потому что выступали по одному году рождения. Правда, тольяттинки, за которых она играла, всегда сражались за золотые награды, а нашим уделом была борьба за 3-4-е места.
— В Ильиной уже тогда чувствовалась будущая звёздная карьера?
— Знаете, нет, в детском возрасте она из общего ряда не выделялась. Катя даже не была основной разыгрывающей команды. Но с постепенным переходом к взрослому гандболу она всё больше заявляла о себе.
— Ковидные ограничения не позволили поболеть в Токио за гандболисток?
— Мы, конечно, следили за играми российской сборной, но только по телевизору. Плюс из всех игровиков мы стартовали едва ли не позже всех, поэтому, пока готовились к соревнованиям, имели возможность посмотреть матчи группового этапа гандбольного турнира, как и другие состязания.
А самое подробное общение случилось, наверное, на церемонии открытия. Там был такой длинный путь, который ещё и проходили в неспешном темпе. За это время можно было о многом поговорить. Поддержали друг друга, поделились ожиданиями от Игр, рассказали байки из наших видов спорта...
— Если бы остались в гандболе, чего могли добиться?
— Думаю, до сборной России я теоретически добраться смогла бы. С другой стороны, именно отказ, который я получила в ручном мяче, побудил меня совершенствоваться в регби. Поэтому вряд ли мои гипотетические гандбольные успехи были бы сопоставимы с регбийными, но без медалей, считаю, я бы не осталась.
Клозе, Шмейхель, Нуну Гомеш, Холанд, Янкович и другие футбольные звёзды с гандбольным бэкграундом
Фото: личный архив Надежды Созоновой; пресс-служба ФГР