БЦ продолжает рассказывать о представителях судейского цеха. Вспоминать с ними былое и расспрашивать о настоящем. Тем более что некоторые детали работы арбитров уже забыты и для кого-то станут неожиданностью.
Под присмотром Рамиля Вахитова этой зимой в Суперлиге дебютировали молодые арбитры из Стерлитаматака. Одному из самых опытных технических делегатов страны уже за семьдесят, но он продолжает работать.
— Сейчас я на пенсии, но по-прежнему хочется общаться со старыми знакомыми и продолжать заниматься делом, которое выбрал много лет назад. Кстати, в гандбол попал случайно.
Парнем был крепким, игровые виды спорта раньше были в почёте — все! С ручным мячом познакомился в начале 60-х. Тогда поле на нашем стадионе поделили на две части, поставили необычные ворота. Военные проводили соревнования. Нам было интересно, попробовали сами.
Но в детстве серьёзно занимался футболом, играл в юношеской группе команды мастеров. Это было в Миассе. В десятом классе меня пригласили на сбор основного состава. А на дворе стоял май, выпускные экзамены...
Словом, меня не отпустили, и с футболом пришлось закончить. В 1969-м пошёл работать на Новоуральский автомобильный завод, а там была гандбольная команда, очень сильная. Где-то год совмещал работу с тренировками.
Вскоре друга позвали в Саратов, в педагогический институт. Там тоже играли в гандбол. Поехал с ним за компанию, поступил.
"Буревестник" тренировали Виталий Иванович Раев и Станислав Леонидович Малютин. У них начал заниматься уже серьёзно.
Вскоре в Саратов из армии вернулся Валера Худоерко. Он уехал служить в Баку баскетболистом, а вернулся мастером спорта по гандболу.
Валерий Худоерко: "Чуть из шорт не выпрыгнул, когда в Хорватии под ногами взорвалась петарда!"
Худоерко устроился в спортобщество "Урожай" и там основал гандбольную команду. На её основе создавалась сборная Саратовской области, за которую я, будучи студентом, выступал с Валерой и Юрой Литвиновым.
— Настоящая кузница кадров советского судейства.
— Между прочим, они начали судить раньше меня. А я после трёх лет в Саратове отправился в Уфу, куда перебрались родители. Там был свой "Буревестник", где и продолжил карьеру игрока. Венцом моих выступлений стала бронза соревнований на призы центрального совета этого студенческого спортивного общества.
Всесоюзные турниры "Буревестника" тогда собирали, можно сказать, грандов мирового гандбола! Тбилисцы, ЗИИ, МАИ, краснодарский СКИФ... Третье место стало для нашей команды огромным успехом.
Однажды, когда уже стал тренером, поехал на соревнования в Воронеж. Их инспектировал Геннадий Алексеевич Очеретин, который провёл со мной разъяснительную работу. Поиграл, дескать, теперь посуди.
Так и началась моя карьера арбитра. Судить начали с Маратом Нагумановым, так и работали с ним в паре долгое время, обслуживали матчи класса "А" РСФСР. Потом Союз развалился, а через несколько лет я снова встретился с Очеретиным.
Тот дал новую "вводную": бегать в поле тебе хватит, возраст не тот. Будешь главным судьёй — так тогда назывались инспекторы, нынешние технические делегаты. Так и получилось, что прошёл в судействе все ступени.
— Многие нынешние технические делегаты работали на площадке под вашим присмотром.
— Стелла Вартанян, Олег Тарасиков, Игорь Чернега, Виктор Поладенко, Александр Башмак, Алексей Кияшко, Дмитрий Киселёв… Перечислять можно долго. Единственная пара, с которой не пересекался — Худоерко и Литвинов. Они к тому времени, как стал инспектором, заканчивали с судейством.
Но не собираюсь себя выделять. Чем я лучше других? Есть более опытные делегаты, а "молодёжь" давно обогнала всех нас, добилась успехов на международной арене и в роли гандбольных функционеров. Уже мне есть чему поучиться у них.
— Вы по-прежнему на боевом посту, а этой зимой были техническим делегатом матча в Уфе, где дебютировали Алексей Сиденко и Иван Нагорнов.
— Вы помните эту историю — все арбитры застряли на семинаре в Краснодаре, выехать не могли. Звонит Поладенко: есть ребята наготове? Есть, отвечаю. Молодые, но я с ними успел поработать на матчах молодёжного первенства, курирую их третий год.
Звоню парням в Стерлитамак, вызываю в Уфу. На следующий день рано утром они приехали. Игра была в полдень, так что времени хватило только на то, чтобы отдохнуть с дороги. Ну и на беседу со мной, понятное дело.
Они волновались, конечно, поэтому пришлось успокаивать. Объяснил — что видите, то и судите. По правилам. Считаю, что оба с задачей справились.
— А помните свой первый матч в роли арбитра?
— Позади четыре десятка лет и такое количество игр, что всё перепуталось. Кажется, это было в Астрахани. Точно могу сказать — тоже сильно волновался. Приехал за три дня до соревнований, перечитывал правила.
В то время было гигантское количество нюансов! Например, в матче класса "А" пятнадцать минут первого и второго таймов у команды на площадке должен был провести высокорослый вратарь и два таких же игрока.
А ещё по четверти часа в начале каждого из таймов команды должны были применять активную защиту 3-3.
В высшей союзной лиге был свой регламент, другие спортивные нормативы. "Чистый" бег на 30 метров, бег с ведением мяча, перемещения в защите, броски по воротам на точность. За формой и знаниями арбитров тоже следили строго.
Кстати, если в команде не было высокорослого игрока, она оставалась в меньшинстве. Так что главному судье надо было знать все детали и следить не только за парой в поле, но и за выполнением таких требований. "Больших" в заявке выделяли специально.
— Не было попыток обмануть с ростом?
— За этим следили! Перед началом первенства и перед каждым туром приходил врач, рост игроков измеряли по всем правилам. Но проще от этого не становилось. Помню, в Уфу впервые приехал инспектором Юра Литвинов. У него волосы дыбом встали от количества дополнительных нюансов. Помог ему, конечно.
— Международных матчей в вашей карьере не случилось.
— Нет, но если говорить о больших турнирах, то судил соревнования на призы общества "Буревестник" в Запорожье вместе с ныне покойным Иваном Евдокимовичем Чистовым. Уже говорил об этом: в таких первенствах принимали участие звёзды!
Члены сборной Советского Союза, олимпийские чемпионы, чемпионы мира. Саша Анпилогов, например. У МАИ вообще — что не имя, то легенда. Но к судьям они относились уважительно.
Азбучные истины Александра Анпилогова. Акбашев — Беловы — внутренние дела — Гассий…
Азбучные истины Александра Анпилогова. От целительницы Джуны до Полонского Семена
Азбучные истины Александра Анпилогова. Кипиани, Харламов, Жванецкий, Фетисов. И ужин с Брежневым
Это были кристально порядочные люди. Удивлялся — вроде заслуженные гандболисты, но простые в общении, без всякого гонора.
— Вы работали арбитром и на местных соревнованиях в Уфе.
— Приходилось судить первенство города, студенческие турниры. Но раньше массовость была страшная! Тогда шесть-семь вузов выставляли гандбольные команды, а теперь если тройка наберётся на первенство "Буревестника" — уже хорошо. И это не говоря о соревнованиях трудовых коллективов, которых теперь нет совсем.
Добавьте и совсем иные эмоции. Столько азарта! Мужики были готовы драться на площадке. У нас крупнейшее в Европе нефтеперерабатывающее предприятие, и раньше на первенстве завода сражались команды всех цехов.
Приходилось объяснять правила в процессе, игроки их попросту не знали. Но наблюдать за этими встречами было интереснее, чем за командами мастеров. Это тот самый искренний гандбол. Что у человека на душе, то и выплёскивается наружу.
— Арбитру от заводчан не доставалось?
— Никогда. Вот конфликты между ними приходилось решать, когда эмоции выплескивались через край. Могли соперника сзади за руку схватить, а это опасно. Так можно сделать человека инвалидом.
— В гандбольной жизни вы не ограничиваетесь судейством. При вашем участии в Уфе проводится ежегодный ветеранский турнир памяти Александра Красулина.
— В последний раз он не состоялся из-за пандемии, но это праздник для всех. Приезжают команды из Перми, Челябинска, Оренбурга, Екатеринбурга, Снежинска. Зарубы — будь здоров!
В первый день проводим групповой этап, сокращаем игровое время до 20 минут за тайм. Потом обязательно банкет, где все могут пообщаться. На следующий день проходят решающие матчи. Стараемся сделать подарки каждому участнику.
Наши друзья каждый год проводят подобные турниры у себя. Стараемся поддерживать с ними связь, ведь где могут пообщаться между собой бывшие игроки? Только на таких форумах.
Возраст берёт своё, но энергии у ветеранов ручного мяча полно. Хотели сократить возраст участников, к нам же приезжали даже 70-летние. Команд сразу стало меньше, и мы решили отменить это правило. Зачем лишать людей такой отдушины?
Ведь сейчас всё сложно. В Воронеже команда была, выступала в Суперлиге. Где она? КАИ-"Зиланта" тоже не стало. "Нара" из Подмосковья исчезла, тольяттинцы, "Локомотив-Полёт" из Челябинска...
Жаль, что так происходит. Теперь и в Уфе трудная ситуация. Постоянно на связи с Сашей Горбатиковым, пытаюсь помочь сохранить команду. С декабря зарплату не видели не только игроки, к слову. Арбитры и делегаты, которые работали на домашних матчах нашего клуба, тоже ничего не получили!
Итоги сезона. "Акбузат". Александр Горбатиков: "Той команды больше не существует. А я остаюсь!"
Фото: личный архив Рамиля Вахитова; пресс-служба "Акбузата"