Валерий Худоерко: "Чуть из шорт не выпрыгнул, когда в Хорватии под ногами взорвалась петарда!"

4 мая 2022

Один из старейшин российского судейского цеха недавно отпраздновал 75-летие, но продолжает трудиться в роли технического делегата ФГР и главы региональной федерации.

Валерий Николаевич говорит, что готов работать, пока здоровье позволяет. БЦ обсудил с ним прошлое и настоящее.

Валерий Худоерко: "Чуть из шорт не выпрыгнул, когда в Хорватии под ногами взорвалась петарда!", изображение №1

— Судейство менялось вместе с вами?

— Конечно, как и сам ручной мяч. Помню те времена, когда ещё не судил даже, а играл: небо и земля по сравнению с нынешним гандболом. Можно сказать, тогда мы по площадке пешком ходили.

Понятие "пассив" существовало, но применялось крайне редко. Команде нужно было атаковать две-три минуты, чтобы судья принял решение о пассивной игре. Сейчас это происходит заметно быстрее.

Так что судейство идёт в ногу со временем. Раньше гандбол был намного жёстче, и арбитры позволяли игрокам больше, чем сейчас. Тогда играли взрослые мужики. Стыки случались серьёзные, с травмами. Кстати, то же самое было у женщин.

Здоровье игроков теперь на первом месте. В современной трактовке правил защитники практически не имеют права касаться угловых нападающих, когда те выполняют бросок. А раньше им доставалось крепко, иной раз больно было смотреть.

Та же история с вратарями. Им в голову попадали значительно чаще, чем сейчас, причём происходило это не случайно. Знали, какой из голкиперов соперника сильнее, его и "выключали" из игры.

— Арбитры ничего не могли с этим сделать?

— Почему? Всё зависит от человека. Важно было не позволить игрокам перейти границу между жёсткостью и грубостью, а это получалось не у всех рефери. Теперь требования к ним в разы выше, поэтому сам гандбол стал чище.

— Игровую карьеру вы начинали в Саратове?

— Именно так, причём играл в баскетбол. Был кандидатом в мастера спорта. 1 декабря 1966 года меня призвали в армию. Служить направили в город-герой Волгоград, даже номер части помню — 31470. Попал на узел связи дивизии противовоздушной обороны, которая подчинялась бакинскому округу ПВО.

В январе принял присягу на Мамаевом кургане, а две недели спустя был командирован в спортивный клуб армии, квартировавший в Баку. Как баскетболист! На просмотр вызывали многих, но в спортроте оставляли далеко не всех.

В апреле 1967-го проходило первенство бакинского округа ПВО по гандболу. В нём участвовала и команда волгоградской дивизии, где не хватало одного игрока. В армии просить не принято, просто сказали — нужно помочь товарищам.

Дескать, ты баскетболист, с мячом обращаться умеешь. Знаешь, что такое ведение и передача. О существовании ручного мяча знал, но никогда до этого не видел, как играют. Но именно на этом турнире меня увидел Виктор Иванович Сорокин.

Поначалу пришлось столкнуться с проблемой — бросок у меня был баскетбольный, а не гандбольный. Разница ведь большая. Так что обыграть защитника, прыгнуть — без проблем, а забрасывать мячи не получалось.

Злился на себя за это, просто бесился! В кольцо баскетбольное попадал, а тут ворота в шесть квадратных метров величиной. Потом, правда, всё наладилось.

Бакинский СКА в то время играл в высшей лиге чемпионата СССР. От предложений, повторюсь, в армии не отказываются — вот и пришлось переквалифицироваться в гандболисты.

Во времена Союза в гандбол играла практически вся страна, а уж армия — поголовно. Первенство вооруженных сил было, по сути, малым чемпионатом СССР, как и турнир студенческого общества "Буревестник". Там тоже выступали команды высшей лиги.

Справа — Валерий Худоерко
Справа — Валерий Худоерко

— Баку того времени — один из центров развития гандбола в СССР. Получается, вы оказались в нужное время в нужном месте.

— Женский "Автомобилист" тогда был в числе лидеров советского ручного мяча, регулярно брал медали чемпионата. За команду играли сборницы, потом некоторые из них стали олимпийскими чемпионками.

У мужчин дела обстояли скромнее. В 1968 году мы вылетели из высшей лиги. Но и первая лига тех лет была очень сложным турниром, так что легче нам не стало. Провёл в Баку ещё два года, а в самом конце 1970-го вернулся в Саратов.

До 1978 года был играющим тренером "Урожая", а после стал главным в женской "Волжанке". Команда была приличная, наводила шороху в классе "А" чемпионата РСФСР. С девушками проработал ещё 11 лет, почти до развала Союза.

"Волжанка" по причинам, не зависящим ни от меня, ни от девчонок, прекратила своё существование. Закончилась и моя тренерская карьера.

Встречались и с волгоградками под руководством Левона Акопяна. С Левоном Оганесовичем, царствие ему небесное, мы были коллегами-соперниками. Тогда его команда, наряду с девчатами из Брянска, была лидером класса "А". Хороший состав был у Новокузнецка, они потом почти все перебрались в Ярославль.

Кстати, тогда и логистика была другая. От Саратова до Волгограда недалеко, но автобусом на игру отправлялись крайне редко. Зачем, если самолёты между нашими городами летали регулярно?

— Раньше и зрителей на гандбольных матчах было больше.

— Тогда и гандбол пользовался огромной популярностью. Поэтому на матчи ходили с удовольствием, на трибунах не было свободных мест. Некоторых болельщиков даже знал в лицо.

Скажу больше: тогда никому не надо было объяснять, что гандбол и водное поло — разные виды спорта. Сегодня это происходит, и довольно часто.

Что можно сделать, чтобы вернуть былую популярность? Трудно ответить, но одно знаю точно: с приходом Сергея Шишкарёва на должность президента ФГР мы сделали большой шаг вперёд в этом плане. И не только в этом.

Сергей Николаевич — серьёзный бизнесмен, который хорошо помогает нашему гандболу, в том числе за свой счёт. Но в одиночку никто не справится, поэтому нам нужно постоянно искать поддержку.

— В роли игрока, тренера и арбитра вы объехали всю страну.

— Не был, кажется, только в Туркмении и на Дальнем Востоке. Когда стал судить, была целая очередь из рефери, чтобы отправиться во Владивосток. Всем хотелось побывать в дальнем уголке Советского Союза. Тогда и гандбол там был на хорошем уровне.

Первая лига. Зона "Дальний Восток". "Витязь" и другие: мечты о высшей лиге и сотрудничество с Китаем

К сожалению, сегодня расстояние только мешает развитию ручного мяча на Дальнем Востоке. Лететь туда дорого, ехать на поезде — долго. 17 лет отработал тренером и не помню, чтобы возникли проблемы с финансами. Голова болела только за результат, все остальные вопросы решало государство.

А чтобы на детей денег не нашлось — такого нельзя было себе представить! Считаю, что власть должна поддерживать детский спорт, это аксиома. Не будет этого — разрушится вся пирамида, в основании которой лежит массовость.

Валерий Худоерко: "Чуть из шорт не выпрыгнул, когда в Хорватии под ногами взорвалась петарда!", изображение №3

— Но и сегодня гандбол стараются развивать везде, пускай возможности у всех разные.

— Можно перестать брать титулы, как волгоградское "Динамо-Синара", но у команды есть подпитка, пока работают детские тренеры. Никогда не исчезнет "Лада" — в Тольятти мощная спортивная школа, которая выпускает новых игроков. Кому-то сложнее, но уверен — гандбол в России будет жить.

В Автограде и мужская команда была, выступавшая на самом высоком уровне. Просто руководство решило сконцентрироваться на создании мощного женского клуба. Позвали сильных игроков и Евгения Трефилова, стали строить ту самую пирамиду.

— Вы хотите сказать, что всегда приходится выбирать?

— Конечно, особенно в нынешних условиях. Проблемы с финансированием у клубов Суперлиги возникают регулярно. За примерами далеко ходить не надо, история "Акбузата" у всех на слуху. Но и другие, мягко говоря, не шикуют.

Olimpbet Суперлига. Александр Горбатиков: "Спасибо команде за проявленный характер. Мы пятый месяц не получаем заработную плату" (ВИДЕО)

— Как обстоят дела в вашей родной Саратовской области?

— Наша беда — отсутствие специализированной детской гандбольной школы. В областной и городской СШОР работают тренеры, но этого мало. Много лет пытаемся решить эту проблему, но пока ничего не получается.

Другой важный момент — отсутствие своего зала. СГАУ-"Саратов" проводит домашние матчи в условиях, не соответствующих уровню Суперлиги. У нас много лет строится спорткомплекс на две тысячи зрительских мест. Его начал возводить "Газпром", потом будущую арену передали на баланс области. Дело сдвинулось с мёртвой точки, но всё идёт слишком медленно.

Из-за этого наша команда вынуждена была проводить еврокубковые матчи в Балаково, где есть современный зал. Это полторы сотни километров от Саратова, а значит, лишние расходы.

Но сидеть сложа руки мы не собираемся. Стараемся делать всё, чтобы команда чувствовала себя комфортно. Отмечу работу главы клуба Николая Ивановича Кузнецова и его "правой руки" — Алексея Алексеевича Коротова. Да и весь персонал СГАУ-"Саратова" нацелен на высокий результат.

Валерий Худоерко: "Чуть из шорт не выпрыгнул, когда в Хорватии под ногами взорвалась петарда!", изображение №4

— Вы в роли руководителя региональной федерации гандбола тоже не остаётесь в стороне.

— Стараемся вести работу по всем направлениям. Развиваем и девичий гандбол, однако он у нас, скажем так, в зачаточном состоянии. В Красноармейске много лет работает спортивная школа, которая раньше регулярно поставляла кадры мужской и женской команде.

Времена для этой школы сейчас не лучшие. Однако и в Красноармейске, и в Саратове сейчас набрали группы девочек. Постоянно звонят родители и спрашивают: почему гандболом занимаются только мальчики?

Наши девчонки уже участвовали в тольяттинском фестивале, поедут туда и в этом году — вместе с мальчишками, разумеется.

Занимаются гандболом и в Новоузенске. Понимаю, что широкой географией мы похвастать не можем, но всё зависящее от себя делаем. Стараемся бороться с трудностями — финансовыми и не только.

Студенческий гандбол в Саратове. Играешь сам — приведи пару зрителей

— Гандбольные таланты на саратовской земле появляются, несмотря на все проблемы.

— Наши дублёры не могут похвастать успехами в молодёжном первенстве, но таланты среди них есть. Разговаривал с тренерами основы: они утверждают, что пять игроков имеют хорошие перспективы заиграть в главной команде. Считаю, что это неплохой показатель.

Для того и существует дублирующий состав — готовить игроков Суперлиги. Эту лестницу разрушать нельзя. Добавлю, что наш молодой правый полусредний Роман Шишков привлекается к работе с юношеской сборной России.

Olimpbet Суперлига. Четверо гандболистов, выступавших за СГАУ-"Саратов" в прошлом сезоне, получили звания мастеров спорта

Валерий Худоерко: "Чуть из шорт не выпрыгнул, когда в Хорватии под ногами взорвалась петарда!", изображение №5

— Работу в регионе вы совмещаете с делами судейскими, в которых у вас огромный опыт.

— Судейский свисток впервые взял в руки в 1976 году, когда ещё был тренером. В Ростове-на-Дону проходил финал чемпионата РСФСР. Победитель выходил в первую союзную лигу. Не вспомню, какие команды участвовали. Но сразу понял, что судейство — работа сложная и очень ответственная.

Хорошо, что в первом матче хватило сообразительности не принимать серьёзных решений самостоятельно. Свистел только начальный бросок и взятие ворот. Всю нагрузку на себя взял мой напарник, арбитр всесоюзной категории Геннадий Иванович Нестеренко.

Попробовал свои силы и знал, что это один из вариантов остаться в спорте. У тренеров ведь как — сегодня ты победитель, а завтра никому не нужен... Впрочем, всерьёз занялся судейством лишь в 1982 году.

Тогда мы объединились с Юрием Григорьевичем Литвиновым, с которым работали вместе два десятка лет. Прошли с ним все ступени. В 1992 году получили международную категорию, а ещё через десять лет закончили карьеру на площадке и стали техническими делегатами ФГР.

С Литвиновым судили матчи еврокубков, чемпионаты мира и Европы. Много всего можно вспомнить, но венцом карьеры, наверное, стали Игры в Сиднее.

Тогда триумфально выступили наши парни. Владимир Максимов собрал великую команду. Из дюжины игроков только Денис Кривошлыков на тот момент, кажется, не выступал за границей. Остальные представляли ведущие европейские клубы, были там лидерами. Разочаровали весь мир, который ждал победы шведов.

"На площадке не думаю о возрасте". Денис Кривошлыков — о спортивном долголетии и успехах "Дворца"

Мы с Литвиновым тоже чувствовали давление, переживали, ошибались. Живые люди, как иначе? Но, как и у игроков, мандраж проходил с началом встречи. Сейчас для тех, кто претендует на звание "международника", обязательно знание английского языка. Тогда к этому не цеплялись.

Юрий Литвинов
Юрий Литвинов

— Есть и другие перемены?

— Стали строже требования к физической подготовке судейского корпуса. Хотя и мы с Литвиновым сдавали тест Купера, шаттл-тест... У нас брали анализы крови из мочки уха. Тест ведь можно пробежать "на зубах", но как станешь судить в бессознательном состоянии?

Поэтому сдавали анализ крови на лактат — чем выше его содержание в крови, тем хуже физическое состояние арбитра. Значит, он не может концентрироваться, принимать решения. Тест, повторюсь, можно сдать, но результат пробы не подделаешь.

Требования к "физике" связаны и с возросшей скоростью игры: судьи должны успевать за игроками.

Отмечу ещё один аспект. В своё время, мы с Литвиновым тогда ещё работали на площадке, Европейская гандбольная федерация интересовалась мнением арбитров по поводу введения профессионального судейства. Но дальше разговоров дело не пошло.

Считаю, что это может положительно повлиять на качество работы судей. Игроки у нас — профессионалы, они тренируются два раза в день. Тренеры постоянно жалуются на работу рефери: здесь не так свистнули, тут не то... Значит, и судить их должны такие же профессионалы, а не любители.

Алексей Кияшко: "Стоимость игроков "Ростова" и ЦСКА — сумма с пятью нулями. А судят их любители"

Не получится сразу перевести судейство на профессиональные рельсы? Давайте делать это постепенно. В эксперименте можно задействовать пять ведущих пар. Посмотрим, что из этого выйдет. Но и здесь, понятное дело, всё упирается в финансы.

— У вас случались конфликты с тренерами?

— В советское время отношения тренеров и судей были теплее. Они уважали нашу работу, мы платили тем же. Понимали трудности друг друга. Сейчас это практически сошло на нет.

Не знаю, можно ли назвать это минусом. Вообще каждый должен заниматься своим делом: игроки — играть, тренеры — ими руководить, судьи — судить. Если каждый будет выполнять свои задачи хорошо, проблем станет меньше.

Алексей Кияшко: "Уважаю тренеров, но иногда они пытаются переложить ответственность на других"

— Болельщики традиционно не любят арбитров. Их отношение никогда не влияло на результат?

— У нас были хорошие учителя. При туровой системе ведь был институт главных судей, так что наставляли нас постоянно. Говорили просто: болельщик, если не опускается до ненормативной лексики и оскорблений, имеет право выразить отношение к происходящему.

Арбитр этого делать не должен ни в коем случае. Пускай обидно, неприятно, но держать себя в руках ты обязан. Хотя случалось всякое. В Польше, например, в нас с трибун летели монеты и зажигалки.

Был случай в Хорватии, где мы судили матч великой "Барселоны" с не менее великим загребским "Баделем". Стоял на лицевой, спиной к фанатской трибуне. Оттуда мне под ноги бросили петарду. Она взорвалась. Думал, из шорт выпрыгну от неожиданности!

Так что на поведение болельщиков арбитр реагировать не может. Другое дело — поведение тренеров и игроков. Всегда учил молодых рефери: если уверен на сто процентов, действуй в соответствии с правилами. Предупреждай, наказывай удалением, показывай красную карточку.

Но, если сомневаешься, нельзя этого показать ни в коем случае! Неуверенность сразу почувствуют. И уж конечно надо сделать для себя выводы, чтобы не повторить ошибку.

— Порой арбитры в разных видах спорта пытаются исправить свою ошибку прямо по ходу игры, "вернуть должок"...

— Это пагубная практика, но такое случается. Поймите, если рефери не заметил нарушение в динамике, это ошибка. А вот попытка её компенсировать в пользу соперника — предвзятость.

Нам с Литвиновым случалось видеть всякое, особенно у иностранных судей. К примеру, команда выигрывает с большой разницей в счёте, и внезапно пара арбитров начинает равнять игру. Спрашиваем у них после матча: зачем? Оказывается, чтобы зрителям интереснее было.

Попытались объяснить им, что набравший ход поезд не остановить. В ответ получили молчание... Поэтому учу молодых ребят: вы должны действовать, как роботы. Есть нарушение — есть свисток.

— Дома в Саратове тоже учите подрастающее поколение арбитров?

— Конечно. К примеру, не так давно работал на матче в Волгограде, который обслуживали наши Денис Овчинников и Игорь Орешин. После игры было приятно, когда Александр Ревва и Олег Кулешов поблагодарили как меня, так и ребят за хорошую работу.

Валерий Худоерко: "Чуть из шорт не выпрыгнул, когда в Хорватии под ногами взорвалась петарда!", изображение №7

— У вас есть любимые ученики, которые продолжат дело?

— Насчёт любимчиков не скажу, но учеников у меня было много. За то время, что председательствовал в судейской комиссии Союза гандболистов России, а потом и ФГР, мы подготовили девять арбитров международной категории и шесть судей европейской категории по "пляжке" и в "классике".

Что касается дел региона, то уверен, что когда-нибудь спокойно смогу передать их Алексею Коротову. Он гандболист до мозга костей, пускай не поиграл в великих командах, хороший администратор.

Фото: Дмитрий Марочкин; пресс-службы СГАУ-"Саратова", ФГР, "Лады", ЦСКА, "Динамо-Синары"

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»