В понедельник (22.30, мск) болельщиков ждет ремейк олимпийского финала Россия — Франция. Все помнят, что сотворила четыре месяца назад в токийском золотом матче вратарь Пятой республики.
Ее удивительная статистика — 48 процентов отраженных бросков во втором тайме — во многом предопределила победу французской сборной.
Клеопатра Дарлё родилась на востоке Франции, в Мюлузе, в многодетной семье: у нее два брата и две сестры. Несмотря на то что ручным мячом, пусть и на любительском уровне, занимались оба родителя, а также бабушка и дедушка, не все дети выбрали гандбольный путь. Если девочки стали продолжателями спортивных традиций своих предков, то мальчики предпочли более популярный в стране командный вид спорта — регби.
Клео, как ласково звали нашу героиню родственники, начала посещать тренировки вместе со старшими сестрами, как только ей исполнилось 7 лет. До этого Дарлё занималась дзюдо, но все изменила Олимпиада в Атланте. Мама с папой постоянно смотрели по телевизору гандбольные матчи, а для детей устраивали свою мини-Олимпиаду на заднем дворе.
"В детстве в нашей секции не было разделения на мальчиков и девочек, и Клео играла в поле, — вспоминает старшая сестра Леа. — Когда мы подросли и нас вывели в отдельную группу, то Клео начала совмещать два амплуа: она не только забрасывала мячи, но и отбивала их, успешно действуя в воротах. Тренеры разглядели ее талант сразу, предоставив возможность самой выбрать позицию. И сестренка предпочла стать голкипером".
Если вы еще не видели легендарный гол Дарлё, заброшенный в товарищеском матче против Норвегии осенью 2016 года, то сейчас можете в полной мере оценить ее бомбардирские качества и дриблинг, приобретенные еще в детстве. А по поводу своего выбора Клео высказалась лаконично: "Мне нравилось забрасывать. Но еще больше мне нравилось, что в воротах я могу в одиночку изменить ситуацию".
В 14 лет худую, но подвижную и гибкую девушку с отличной реакцией приметили в соседнем Страсбурге, пригласив в свой учебный центр. Как признавалась Клеопатра, тогда и началось ее знакомство с профессиональным спортом. Вскоре подоспело полноценное предложение от "Безансона". Оттуда в 2005 году Дарлё была призвана в девичью сборную Франции U17, которой она помогла завоевать бронзу чемпионата Европы в Австрии.
На вратарей в таком возрасте редко обращают внимание, поскольку считается, что их расцвет наступает ближе к 30 годам. Но в случае с нашей героиней все было иначе. О юном даровании быстро узнал наставник главной команды страны Оливье Крюмбольц, который взял Дарлё на карандаш и дал ей шанс проявить себя в 19 лет, аккурат после Олимпиады-2008, на чемпионате Европы. "Ее талант уже тогда проявлялся весьма ярко. Клео прекрасно читала игру и приходила на выручку в самые ответственные минуты", — говорил легендарный тренер. В то время Клеопатра уже выступала в элитном дивизионе за "Исси-ле-Мулино" под руководством Кристофа Марешаля, нынешнего спортивного директора "Дижона".
2009 год стал для Дарлё знаковым: голкипера, совершавшего по 20 спасений за игру, подписал флагман французского гандбола "Мец", а в основной сборной Клеопатра завоевала первые награды. Победа на Средиземноморских играх виделась предвестником чего-то большего. Этим большим стало серебро чемпионата мира. В решающем матче француженки уступили россиянкам — 22:25. Весь турнир, как, впрочем, и в "Меце", Дарлё находилась в тени Амандин Лейно, но в финале успела отметиться четырьмя сэйвами. По итогам клубного сезона-2009/10 уроженка Мюлуза стала обладательницей Кубка Франции и Кубка лиги.
Амбиции, а также стремление получать как можно больше игрового времени побудили Дарлё в 2011 году сменить команду, несмотря на выигрыш чемпионата Франции и еще одного Кубка лиги. Она уехала в Брест, где базировавшийся в то время клуб носил название "Арвор 29".
Летом с Клео случилось несчастье, которое едва не перечеркнуло не только спортивные, но и жизненные планы. Попавшая в правый глаз инфекция вызвала язву роговицы, и спортсменка начала стремительно терять зрение. Оно село на 80 процентов! После вердикта врачей Дарлё не проронила ни слезинки. "Это не имеет никакого отношения к мужеству. Я не могла плакать, потому что лишилась способности моргать, не выносила дневного света и видела одно большое белое пятно", — вспоминала Клеопатра.
Любой офтальмолог может подтвердить серьезность такого заболевания, грозящего серьезными проблемами, вплоть до потери глаза. К счастью, операцию делать не понадобилось — обошлись консервативным лечением. Но последствия наложили свой отпечаток: Клео временно утратила возможность использовать контактные линзы. Вратарю пришлось играть в очках, что вызывало неподдельный интерес у журналистов. "Конечно, я ощущаю себя совсем не так, как раньше, — делилась впечатлениями Дарлё. — Очки ограничивают обзор, в стеклах порой отражается освещение, но больше всего раздражает, когда они запотевают. Приходится успевать протирать их в промежутках между атаками соперниц".
Альтернативный взгляд. Хорошо играть в гандбол можно даже в очках
Подобные злоключения отпугнули бы кого угодно, но не "Арвор 29". Лоран Безо не сомневался в правильности трансфера и предоставил полный карт-бланш Клео, о которой говорил так: "Мы готовы идти за ней, ведь наш молодой голкипер олицетворяет будущее всего французского гандбола. У нее — дух победителя". Ставка тренера полностью себя оправдала: бретонки выиграли Кубок лиги и чемпионат, а Дарлё была признана его лучшим вратарем.
По ходу сезона у нее появилось еще одно серебро чемпионата мира. Француженки взяли реванш у россиянок на четвертьфинальной стадии, но уступили в главном матче норвежкам — 24:32. В очередной раз Клео вынуждена была мириться с ролью второго плана и, выходя со скамейки, отразила 5 из 17 бросков. 2012 год принес новые потрясения: "Арвор 29" обанкротился, а на Олимпиаде в Лондоне француженки завершили борьбу в четвертьфинале, сенсационно проиграв черногоркам — 22:23. Дарлё в ключевом матче вообще ни разу не появилась на площадке. Но это не сбило ее с пути. "Клео в высшей степени прагматичный человек, — утверждает Леа Дарлё. — Целеустремленность сестры всегда восхищала нас, и если уж она начинает какое-то дело, то неизменно доводит его до конца".
По возвращении из Лондона Клео поменяла вектор развития и решилась на переезд за границу. Два сезона гандболистка провела в датском "Виборге", с которым взяла четыре трофея, включая Кубок кубков (в финале со счетом 31:22 и 24:23 была разбита звенигородская "Звезда"). Этот успешный период Дарлё всегда оценивает с теплотой: "Я познала совсем другую гандбольную культуру. В Дании работа была выстроена на более профессиональном уровне. В процесс там было вовлечено больше людей, включая медицинский персонал. Освещение гандбола в СМИ — не чета французскому. В команде был налажен приток молодежи, которая ориентировалась на опытных игроков, а те с удовольствием делились опытом. Повсюду расклеены фотографии легенд, когда-либо выступавших в "Виборге". Я всегда вдохновлялась, глядя на изображение Валери Николя. "Учиться" и "работать" — вот два главных слова в моем лексиконе в те два года. Я уехала, чтобы стать лучше и добилась поставленной цели".
По какому-то удивительному стечению обстоятельств во время датской командировки Клео перестала привлекаться в сборную. Этому способствовала не только смена тренерского штаба "трехцветных", но и многочисленные травмы, оставлявшие голкипера вне игры на 2-3 месяца. Только с возвращением Крюмбольца фамилия Дарлё снова стала появляться в ростере. Перед Олимпиадой в Рио она была в расширенном составе, но в финальную заявку не попала. 20 августа 2016 года Клеопатр смотрела по телевизору, как ее соотечественницы проигрывают золотой матч россиянкам, и поклялась себе, что на следующей Олимпиаде сделает все возможное, чтобы помочь Франции взобраться на вершину.
Клубная эпопея привела Клео туда, где в нее когда-то поверили и дали толчок к совершенствованию: транзитом через "Ниццу" она снова оказалась в Бресте, в возрожденном гандбольном проекте. "С ней постоянно поддерживали связь, и как только подвернулась возможность, сестра сразу решила вернуться, — поведала Леа Дарлё. — Клео любила проводить в Бресте отпуск, ей нравилась бретонская жизнь, и ее всегда ценили. Сейчас у нее есть все, чтобы быть там счастливой".
За прошедшие пять лет "Брест" вместе с талантливым вратарем выиграл чемпионат и два Кубка Франции, участвовал в финале Лиги чемпионов. В национальной команде же продолжались американские горки. В 2017 году француженки одержали первую за 14 лет победу на чемпионате мира. Дарлё все еще не вышла из тени Лейно, но ее своевременная помощь и вклад в успех были неоценимы. "Это стало для нас началом новой эры. Титул, завоеванный в Германии, вселил в команду уверенность. Если раньше ролевой моделью для многих считалась Валери Николя, то с тех самых пор я сама вдруг стала для многих вратарей примером для подражания", — откровенничала Клеопатр.
В 2018 году она была признана лучшим игроком чемпионата Франции и очень хотела выступить на домашнем чемпионате Европы, но проблемы с коленом в очередной раз вынудили пропустить ответственный турнир. Тем обиднее, что "Les Bleus" вновь не нашлось равных. Спустя два года в Дании представился шанс "закрыть" этот пробел, но француженки заняли второе место, уступив в финале континентального первенства норвежкам — 20:22.
Когда Клео спрашивают, какой матч или титул она считает важнейшим в карьере, не по годам мудрая эльзаска отвечает: "Не медали и титулы сделали меня сильнее, а мучительные периоды, когда я боролась с травмами. Встать на ноги после длительного перерыва, сохранив при этом мотивацию, — не самая легкая задача. Махнуть на все рукой и сдаться мне не позволяла семья. Все свободное время я проводила с любимым человеком, который помогал развиваться и совершенствоваться. Награды и индивидуальные призы имеют первостепенное значение для молодых игроков, которые во что бы то ни стало хотят проявить себя. Я же быстро поняла ошибочность таких устремлений".
Словно подтверждая этот посыл, в 2019 году Дарлё взяла паузу, связанную с рождением ребенка. Причем объявила об этом 1 апреля, поэтому большинство восприняло новость как шутку. В ноябре у героини повествования родилась дочь, получившая знаковое имя Олимпия. На площадку Дарлё вернулась уже в феврале, форсируя подготовку к летним Играм в Токио: "У меня была цель — вернуться на высокий уровень как можно быстрее, и Олимпиада стала главной движущей силой. Пандемия сместила соревнования на год и позволила сделать подготовку более качественной. Настраивалась только на золото, иначе принесенная жертва в виде счастливого материнства оказалась бы напрасной".
Постулат о том, что во время беременности женский организм словно перерождается, получил наглядное подтверждение в случае с вратарем французской сборной, которая избавилась от проблем с суставами. Параллельно Клео занималась развитием собственного бизнеса (открыла пиццерию в Бресте) и важной общественной деятельностью. Ориентиром стала Эстель Моссели, олимпийская чемпионка 2016 года по боксу. После победы в Рио она стала мамой и публично высказывалась о важности этого события для каждой женщины, а также искала поддержку в профессиональном сообществе при возвращении в спорт.
Дарлё активно участвовала в составлении первого коллективного договора во французском спорте, направленного на защиту прав беременных. Он был заключен в марте этого года и предусматривает 12-месячную выплату 100 процентов зарплаты после ухода гандболистки на "бэби-паузу". "Это коллективное соглашение — результат многолетней работы. Оно должно обнадежить игроков. Если раньше беременность воспринималась в клубах как предательство, то сейчас ситуация начинает меняться. Приятно, что вопрос материнства наконец-то принят во внимание на самом высоком уровне. Мы получили уйму положительных отзывов от коллег. Договор открывает путь и к другим важным вопросам для женщин, таким как повышение минимальной зарплаты до 1650 евро и увеличение отпускного окна с шести до семи недель. Я была очень удивлена, когда узнала, что мужчинам давно позволяют отдыхать семь недель. Это не столько экономический, сколько медийный вопрос, который крайне важен для молодежи", — заявляла Клеопатра.
Сейчас она уже задумывается над тем, чем займется после завершения карьеры. Дарлё хочется поставить красивую точку на домашней Олимпиаде 2024 года в Париже. Крюмбольц уверен, что успехи в спорте неизменно переплетены с благополучием в личной жизни: "Клео сейчас — абсолютно счастливый человек. Она быстро вернулась после рождения дочери ради французской команды, с которой готова делиться своим опытом. А еще у Дарлё всегда хорошее настроение, и от нее "заряжаются" другие игроки".
Сама спортсменка признается, что материнство сильно изменило ее: "Раньше я долго злилась после любых неудач, а сейчас быстро беру себя в руки. Понимаю, что есть другие, более важные вещи в жизни. Плохая игра — не конец света. Мне приятно, что я могу строить профессиональную карьеру и семейную жизнь параллельно. Гандбол позволяет ощущать себя суперженщиной! Но рано или поздно он закончится. И это не зависит от моего желания или физических возможностей. Я скажу "стоп", как только перестану получать удовольствие от игры. Уже сейчас рассматриваю варианты переподготовки. Мне нравится готовить, и, возможно, в будущем призванием для меня станет ресторанный бизнес. Пока же все мысли заняты ручным мячом".
Не лишним будет добавить, что Клео мечтает когда-нибудь совершить кругосветное путешествие на паруснике из ставшего практически родным для нее Бреста. С такой целеустремленностью, как у Дарлё, можно не сомневаться, что и эту мечту удастся реализовать.
Другие тексты перед матчем Россия — Франция:
ЧМ-2021. Вперед, в основной раунд! Продолжение балканского сериала и ремейк олимпийского финала
Олимпиада. Итог справедлив, на фоне Рио золото было бы парадоксом. Но и серебро — большущий успех!
ОПРОС: Кого бы вы хотели видеть в соперниках сборной России в четвертьфинале чемпионата мира?