Связь спикера с обеими командами — залог хорошей экспертизы. Тренер МТК почти 30 лет живет в Венгрии, но считает себя русским, а значит, идеально подходит на эту роль перед матчем в четверг.
— До Олимпиады не могли и предположить, что матч Россия — Венгрия будет поединком неудачников первых двух туров?
— Да, у нас случился черный вторник. По плану матчи со сборными Бразилии и Швеции команды должны были выигрывать, но они их проиграли. Причем в похожей манере.
С француженками венгерки играли подвижно, быстро. А с бразильянками не было ни скорости, ничего. Точно так же и у сборной России. На фоне шведок она вообще как будто стояла.
— В чем могут крыться причины?
— Не знаю. Я не в курсе, как команды готовились к Олимпиаде.
В этих матчах во вторник не увидел ни одного положительного элемента, за который можно было бы схватиться. И сказать: у нас получилось, например, нападение, а в защите играли плохо. И у венгерок, и у россиянок не было ничего, что работало бы хорошо.
Раньше у сборной Венгрии существовала проблема: если вдруг что-то не получалось, команда сдавалась. А в последних матчах, в том числе в стартовом туре, она боролась до конца, билась за каждый мяч. Хотя француженки сейчас тоже в не очень хорошей форме. Но венгерки могли сотворить чудо. А во вторник я проснулся в четыре утра, чтобы посмотреть матч, — ой, вообще ничего не было... Больше играли не они, а бразильянки. Равно как и шведки во встрече с россиянками. Одинаковые матчи получились.
— Пока не оправдывает ожиданий Сандра Селлеши-Зачик, с которой вы работали в МТК. Это последствия травмы? Или есть и другие причины?
— Последние два матча чемпионата она не играла. Ее точно так же зацепили за плечо, как и Анико Ковачич. Но я смотрел товарищеские матчи с бразильянками, черногорками перед турниром. И не чувствовалось, что у нее проблема с броском. Но здесь игра Сандры тоже оставляет желать лучшего. Знаю этих гандболисток, работал с большей частью команды. Они умеют гораздо больше, чем показали во вторник.
В начале Олимпиады разговаривал с Габором Элеком. Ничего такого, что могло бы говорить о подобной игре, не просматривалось. В последнем матче как будто все перевернулось.
— В предыдущем нашем интервью вы говорили: "Русским нечему учиться. Они все знают. Русская школа хороша". Увиденное в матче со шведками обескуражило?
— Да. Видел, вы сейчас многих спрашивали об этом матче. И я с ними согласен. Но не могу понять, как, из-за чего это произошло. Россиянки сами на себя не похожи. Даже на прошлом чемпионате Европы, где они стали пятыми, была совсем другая команда. Причем тогда не хватало основных гандболисток. Сейчас они есть, но не в форме.
Складывается впечатление, что пока это не единая команда, а группки отдельных игроков. А ведь только тогда можно достичь какого-то результата, когда все вместе и есть желание.
Команда меня очень разочаровала. Поверьте, я болельщик российской сборной. И даже не знаю... Нет, в четверг все-таки буду болеть за венгерок. Но меня очень расстроила эта ситуация. Обе команды в плохом состоянии, и неизвестно, что принесет следующая игра. Команда, которая победит, возможно, получит хоть какое-то подтверждение правильности той работы, что проделала, и способна зацепиться. А сборная, которая уступит, развалится, и собрать ее будет очень трудно.
Олимпиада. Вячеслав Кириленко: "В женском гандболе должен звучать один голос — главного тренера"
— Самое главное для команд сейчас — поправить психологическое состояние?
— Многие говорят: надо забыть и начать с нуля. Нельзя ничего забывать. Невозможно за один день навести порядок в нападении и защите. Все перестроить невозможно. Тренерскому составу надо изучить соперника, найти слабые стороны и за счет этого отчасти укрепиться самим. Чтобы хоть в каком-то аспекте команда доминировала над соперником. И главное: это женщины. Им надо быть вместе и верить в то, что они могут. Если не поверят, им невозможно будет помочь.
Не в курсе, есть ли в сборной России психолог. У венгерок во время подготовки он был. Не знаю, в какой степени он способен помочь в такой ситуации. Это работа тренерского состава. Надо сделать так, чтобы гандболисткам хотелось играть и рвать. В первых матчах против сборных Бразилии и Франции у команд был такой подход: да, у нас не получается, но мы боремся, пытаемся хоть что-то предпринять. А во вторник все было как-то безрассудно. Просто немереное количество "выброшенных" мячей. А они, как правило, и решают исход. Кто больше "выкинул" — тот и проиграл.
— Кто фаворит? Или в нынешней ситуации его просто нет?
— Как по мне, все равно Россия. В каком бы состоянии она ни была. Часто говорю, что этой сборной Венгрии очень не хватает опыта. Она не занимала, допустим, даже пятого места, не научилась, как это делать. Россиянки же в последние годы на всех топ-турнирах боролись за медали. Европейский чемпионат не получился, смазали одну игру — ладно, окей, такое бывает. Но в российской команде многие переживали финалы Олимпиады, Лиги чемпионов... У них есть этот опыт. В какой бы плохой форме они ни были, с этой точки зрения сборная России впереди венгерок.
Перед Олимпиадой фаворитом сто процентов были бы россиянки. Сейчас, думаю, все равно они. Но, судя по последним матчам, могут быть и победа сборной Венгрии, и ничья. Многое решат нюансы. Биться точно будут обе команды. Надеемся, гандбол окажется чуть лучше, чем раньше. И пусть выиграет сильнейший.
С Надеждой. Флешбэк к событиям, которые хочется, но невозможно забыть
— Что еще из увиденного в Токио вызвало у вас сильные эмоции?
— Сборная Швеции. По-моему, одна из лучших команд на турнире. Я смотрел еще ее подготовительные игры. Во главе команды грамотный коллега Томас Акснер, который раньше работал с мужчинами. Видно, что у него очень хорошая, здорово подготовленная команда.
Единственное, часто говорят: топ-сборные строят свою подготовку к крупным турнирам так, чтобы быть в лучшем состоянии к решающим играм. У меня были мысли: может, по такому пути идут француженки, которые всегда выступали подобным образом, возможно, и россиянки решили взять на заметку эту тему... Не знаю. Интересно, дотянет ли до конца эта сборная Швеции. Если да, то, мне кажется, она сто процентов будет с медалями.
— Не так давно молодежные сборные Венгрии и России играли в финале чемпионата Европы. С учетом нынешних выступлений национальных команд это выглядит какой-то иронией судьбы...
— Да. В последние годы молодежные чемпионаты мира и Европы Венгрия, как правило, выигрывает. Но в национальную сборную оттуда мало кто попадает. Этот вопрос очень интересует венгров. Почему так получается? А получается из-за того, что мы готовим не игроков, а команды — к победам на турнирах. Мне кажется, это ошибка.
— Когда вы были тренером юниорской сборной, готовили игроков или команду? К вам это относится?
— Здесь всегда говорят: юниорские топ-турниры никого не интересуют, кроме венгров, всем остальным до фени. Это неправда. Последний чемпионат интересовал многих. Тренеры национальных команд смотрят на свои подрастающие поколения.
Петра Вамош из моей команды 2000 года рождения, Ноэми Хафра, Грета Мартон, Катрин Клуйбер из 1998-го — они там, в Токио. Но опыта им все равно не хватает. За год-два его не набраться. В матче с бразильянками лучшей была Жужанна Томори — единственная венгерская гандболистка, которая уже бывала на Олимпиаде. Только ее можно как-то приподнять. И все потому, что она обладает очень большим опытом, выигрывала Лигу чемпионов, становилась там лучшим бомбардиром. Очень высокий уровень, нет никаких лишних движений.
Статистика показывает: если один игрок из "молодежки" оказывается в национальной сборной — это хорошо. Основная часть чемпионов мира и Европы никуда не попадает. Они сильны командно, но не индивидуально. И еще. Мы уже говорили с вами об этом. Высокие девушки могут стать игроками в 23 года, им еще учиться и учиться. А 160-сантиметровые знают про гандбол все еще в 16, но большему, как правило, уже не научатся.
— С нового сезона за ваш МТК будет играть Анна Кекезович Пунько. Чем вас привлекла россиянка?
— Анну я знаю еще с тех времен, когда она играла в "Дебрецене". Ее уровень нас очень даже устраивает. У нее большой опыт, она привлекалась в сборную. У нас в МТК не сильно приветствуют иностранцев. Политика клуба такова, что лучше пригласить молодую венгерку. Но на посту левши очень большой дефицит
Кстати, Аня собирается сделать венгерские документы. Они с мужем планируют жить или здесь, или в Сербии. Понимаю: спустя год после родов непросто вернуться. Но уверен, что она поможет нам в достижении целей. И, надеюсь, мы ей тоже поможем. Она еще хочет поиграть в гандбол, и не на протяжении одного сезона. Это хороший симбиоз.
Анна Кекезович: "Приятно удивлена тем, как много венгров поддержали мое возвращение в гандбол"
Фото: пресс-служба ФГР; 24.hu, mkzs.hu.