Опытнейший специалист, не раз приводивший к победам на топ-турнирах различные генерации российской молодежи, комментирует провал команды Алексея Алексеева в матче со шведками.
Олимпиада. Удобный соперник, говорите? Самый крупный провал сборной России за четыре года…
— Нет свежести, нет скорости, нет нормального возврата в оборону... Сразу видно, что ноги у всех игроков очень тяжелые. А гандбол, между прочим, играется и ногами, а не только руками. Они должны быть свежими, взрывными, скоростными. Если ты проделываешь громадный объем аэробной работы, а потом не переходишь к “взрывным” упражнениям, ноги так и останутся тяжелыми и медленными.
Первый матч — с командой Бразилии — выиграл испанский тренер соперниц. Сначала растащил нас в центре, потом перестроился в атаках на 4-2. Как только у подопечных Хорхе Дуэньяса что-то не получалось, он видоизменял игру команды. Его шведский коллега Томас Акснер, конечно, все внимательно посмотрел, изучил и применил на практике. В защите шведки сработали просто образцово: играли с выходом на нашу гандболистку, завершавшую атаку, а параллельно на противоположной стороне шел прихват адресата возможной передачи. И все, абсолютное большинство атак было разрушено.
Нас просто порвали в центре: либо решала линия, либо из центральной зоны шли передачи в края. Я еще во время финальной стадии чемпионата России говорил, что очень беспокоит состояние связки центральных защитниц Сень — Макеева. И за два-три месяца ничего, увы, не изменилось.
У нас легко читаемая для соперников тактика. Вход края, вход центрального, что-то еще по мелочи — да и все. Чем мы были сильны раньше при Амбросе Мартине? Прежде всего разнообразием комбинаций и постоянными перемещениями игроков. Сильнейшие, оказываясь даже не на своих позициях, вносили хаос в построения соперников, атаковали уверенно и эффективно. Сейчас бедность тактики налицо.
Вообще нет в атаках дальних бросков. Одна Полина Ведехина что-то пытается сделать в этом плане. Наши командные взаимодействия не проходят, а, казалось бы, наигранные в клубах связки — два на два, три на три — просто-напросто отсутствуют.
Как можно было остановить падение? Боюсь, что в нынешней обстановке это было нереально. Похоже, игроки просто не слушают главного тренера. Алексеев им дважды сказал сыграть на "столба" в матче с Бразилией. Они сыграли? Нет. Сегодня мы слышали, как три разных тренера говорили в тайм-аутах. Команда неуправляема. В женском гандболе должен звучать один голос — главного тренера. Помощники могут направлять, подкидывать идеи, но озвучивать их, доводить до команды должен только главный. А так игроки выглядят просто потерянными.
Гандболистки разбалованы, общая дисциплина отсутствует напрочь. Все почему-то забывают о периоде работы со сборной Амброса Мартина. А ведь испанец держал наших многочисленных звезд в черном теле. У него была играющая команда с целым набором работавших схем. Его нельзя было убирать из “Ростов-Дона”, требовалось гасить тот конфликт на корню. А потом, оставшись только на сборной, он был уже не “жилец”. Никому на пользу это не пошло. Команда сдала в плане тактического разнообразия в сравнении с временами Мартина. А сейчас еще и выглядит перегруженной физической работой при подготовке.
Фото: Дмитрий Марочкин; vk.com/rh.