БЦ поговорил с главным тренером выступающего в высшей лиге казанского "Зиланта" Алексеем Поповым о сезоне и шансах его команды подняться в Суперлигу, а ещё вспомнили былое — в январе известный в прошлом игрок отметил 50-летие.
Высшая лига. Даже Акрамов и Аксюков не смогли остановить "Воронеж" Калараша. Итоги уик-энда
— Как оцените первую часть сезона? "Зилант" пока — третий в таблице.
— Она получилась немного скомканной. Вместе с моим помощником Владимиром Макришиным искали оптимальный состав: смотрели, кто на что способен. Можно сказать, теперь мы его нащупали. В матчах с чеховцами и воронежцами ребята дали бой. Они стараются, но могут выдать больше.
Были матчи, где мы могли побеждать, но не получилось. Справиться с "Воронежем" у него дома было сложно, ведь команда тоже претендует на выход в Суперлигу. Хотя во второй игре имели шанс взять два очка — но удача была на стороне воронежцев.
— Отставание от "Воронежа" можно назвать критическим?
— Нам больше нельзя терять очки. Но многое будет зависеть от того, что мы проиграли дома "Чеховским медведям-2", должны были их побеждать. Так что ситуация не совсем критическая, ждём ошибок и от своих соперников.
Задача у нас та же — выйти в Суперлигу. В переигровках с её неудачниками это будет сделать тяжелее. Там более опытные команды. Поэтому нам надо сконцентрироваться на каждой игре второй части сезона — и пройти её без поражений.
Сейчас нас ждут матчи с командами, которые мы должны побеждать. Попробуем в них свою молодёжь, отточим игровые детали. А в апреле начнётся самое важное, будут домашние игры с воронежцами и битвы с чеховцами на выезде.
Мы не играли с середины декабря — это много. Так что потратим остаток зимы на то, чтобы начать разгон. Хотели сыграть товарищеские матчи со СГАУ-"Саратовом", но из-за погодных условий пришлось остаться дома — трассы замело.
— Ваш следующий соперник — ДГТУ-"Лидер", который одержал за последнее время две победы, обыграв и москвичей. Это удивило?
— Не скажу, что удивило. Посмотрел первую игру против "Академии", теперь сделаем это вместе с командой. Считаю, что столичные игроки из-за отсутствия пары человек в заявке не смогли задать свой темп, ну и не настроились. Так бывает — более сильная команда думает, что возьмёт слабую тёпленькой, а не тут-то было. К тому же второй матч столичный клуб выиграл, пускай не очень уверенно.
— Травмированные в "Зиланте" есть?
— Они есть всегда. У кого-то болит колено, у кого-то плечо или спина. Но это микротравмы, а так — у нас все в составе. А кто будет играть больше, зависит от готовности.
— Вспомним переходные матчи. Тогда показалось, что вам не хватило длины скамейки. Теперь это не проблема?
Переходные игры. Дело хозяйское. "Акбузат" реализовал преимущество родных стен и остался в Суперлиге
— Первый матч мы могли выиграть с хорошей разницей, но потеряли основного защитника, получившего красную карточку. А второй состав состоял из студентов, которые не имели опыта. Когда играешь один матч дома и один на выезде, нужна максимальная концентрация. И во второй игре мы уступили "минус 5". Ребятам не хватало сил. Так что длина скамейки важна.
В этом году к нам пришли десять человек, поэтому создавали новую команду. У нас ребята от 20 до 32 лет, которых мы делим на два состава. Есть оптимальный быстрый, который может играть активную защиту, а есть классический опытный, он защищается 6-0 и больше прижимается к шестиметровой линии. Варьируем их.
Построить команду всего за два-три месяца нереально. Для этого нужен сезон-полтора, ведь ты не знаешь игроков, они — тебя. Взгляните на воронежцев, они четыре сезона создают команду, чтобы выйти в Суперлигу. Но если решить эту задачу, надо думать, что дальше, как эти игроки покажут себя там. Высшая лига — это немного другой уровень.
— На днях вы отметили 50-летие: большую часть из этих годов провели в гандболе.
— В Ижевске занимался им с девяти лет. Мама была волейболисткой, но привела на гандбол, был знакомый тренер Валерий Николаевич Лебедев, уже покойный... Понравилось, хотя до сих пор люблю хоккей. Сейчас не понимаю, как он прошёл мимо меня, в каждом дворе тогда была хоккейная коробка.
У меня был сильный бросок, тренер это отмечал. В Ижевске играл за команду класса "А", а первый контракт подписал с воронежцами лет в восемнадцать. Отыграл там год, потом у них возникли проблемы с деньгами.
Ушёл в МАИ к Николаю Чигарёву. Они тренировали вместе с Владимиром Кравцовым, но Чигарёв при этом больше занимался поиском средств. Провёл там два года — и этот клуб тоже развалился! Меня забрал "Каустик".
Там играл с 1994-го по 2000-й. Становился чемпионом и вице-чемпионом России, в сезоне 1999/2000 меня назвали лучшим игроком. А в Лиге чемпионов сначала выступали неудачно, нам было всего-то по двадцать лет... Это потом давали бой "Барселоне" и "Веспрему".
Да, европейские клубы были посильнее, но разок мы дошли до четвертьфинала. Команда, как уже сказал, была почти одного возраста: Ваня Мартыненко, Олег Кулешов, Сергей Погорелов, Вячеслав Кобин, Дмитрий Бочарников, Владимир Толкачёв, Андрей Плахотин, Игорь Левшин, Паша Гуськов, который тренирует "Скиф"…
Иван Мартыненко: "Во время пандемии тренировал Владислава на даче. Вместо ворот — гараж!"
— Тренировки у Леонида Коросташевича запомнили? Используете его методики в собственной тренерской работе?
— Некоторые использую, но гандбол стал другой. Тогда тренировались три раза в день — это 15 занятий в неделю! Два двухчасовых, ну и только час днём. Тренер считал, что пользу может принести только повторение упражнений по тысяче раз. Нам приходилось тяжело. Если нынешним игрокам задать такой темп, организм сломается!
Владимир Толкачёв: "При Коросташевиче день только с двумя тренировками был в "Каустике" праздником!"
Раньше была туровая система, поэтому на выездах мы отдыхали. Всего пять матчей, по одному в день! Ну и зарядка…
А сейчас приходится подстраивать подготовку под игровой цикл. Матчи на выезде и дома раз в две недели — увеличиваем нагрузку, уменьшаем... Но упражнения Коросташевича помню и даю их игрокам. Был в моей карьере и южнокорейский тренер, у него многое почерпнул.
После "Каустика" я уехал в Швейцарию, и этот кореец повёз наш "Винтертур" на сбор домой. В Сеуле тоже занимались в тренажёрном зале, но кроссфитом — час без пауз для отдыха, много силовой работы. Мне показалось, что это сложнее, чем тренировки у Коросташевича! Но привык.
В Южной Корее было интересно. Это вообще любопытная страна. Нам пришлось адаптироваться к разнице часовых поясов и климату. Провели там месяц, тренировались с женской сборной страны. В "товарке" играли против них в полноги, чтобы не травмировать девчонок. Они, кстати, сильные, выглядели неплохо на фоне мужчин. Хотя разница между мужским и женским гандболом серьёзная!
— После Швейцарии была Италия.
— В итальянском "Меране" провёл 10 лет. Стал чемпионом Италии, выигрывали и Кубок. Первые два года играл с Мишей Серёгиным — он сейчас возглавляет "Звезду". В Италии пересеклись и с Валерием Гопиным. У меня всё получилось удачно, оставался там до 2013 года.
— Но после вернулись домой.
— Итальянский гандбол — любительский. Там платят зарплату только легионерам — двум или трём на команду. Остальные работают. Никакого сравнения с Германией или Швейцарией. Когда закончил карьеру игрока и начал тренировать, мне предложили работать экспедитором, разгружать в ресторанах пиво и воду. Ответил, что могу это делать у себя дома.
Гандбол в России стал развиваться, думал, приеду и найду работу. Хотел стать тренером! Устроился в спортшколу в Ижевске и оставался там до 2018 года. Только проявилась проблема таких городов: ручной мяч есть, а ресурсов нет. У тебя болит голова, как набрать команду. Потом — как организовать поездку и собрать с родителей деньги на эту поездку. Найти зал, ну и много ещё чего... На тренера ложится полно забот. Он как папа и мама для ребят.
Не видел там перспектив, а после разговора с Константином Горбуновым, который теперь стал директором "Зиланта", решил работать в Казани. Нам помогли с залом и набором малышей, а параллельно предложили заняться студентами. Устроили в Поволжский университет спорта и туризма. Жили с супругой в общаге и создавали команды — мужскую и женскую.
Но с высшей лигой не складывалось. Постоянно спрашивал: Константин Юрьевич, не пора? Он отвечал — пока ждём. Тем временем на кафедре работа шла полным ходом. Нам каждый год выделяли десяток бюджетных мест для ребят и девушек. Выигрывали с ними местную гандбольную лигу, выступали на Универсиаде.
У нас уже четыре курса — самых первых в этом году ждёт выпуск. А мы готовимся провести пятый набор. Ребята учатся и играют с удовольствием.
А в позапрошлом году нас вдруг срочно вызвали в региональную федерацию. Что такое, интересуюсь. Константин Юрьевич кричит в трубку — приезжай, нам дают средства на высшую лигу!
Начали собирать команду, но наш рынок подчистили полностью, поэтому было трудно найти квалифицированных гандболистов. И всё же мы их нашли, подключили и студентов.
— И всё же в Ижевске успели неплохо поработать. Недавно говорил с одним из ваших учеников, Никитой Ручаевым…
Никита Ручаев: "Думаю, если покажу себя, в дальнейшем возможно задуматься и о первой сборной!"
— Ездил с ним на детские соревнования, тогда он был маленьким ребёнком с кривой ручкой. Но это в детские годы Ручаев был мелким, а теперь подтянулся!
Потом отдал его Эдуарду Асанову. Дети должны были расти и после моего отъезда в Казань… А сам Ручаев поиграл за ижевский "Бастион", потом перешёл к пермякам. Хотя его могли взять и в ЦСКА.
Общались с ним, когда Никита уезжал в Пермь. Объяснил, что всё зависит только от него самого. И он уже проявил себя, это хороший игрок.
— Кстати, когда сами начали играть, тоже были "мелким"?
— И правда, рос медленно. А для участия в "Стремительном мяче" нам, ребятам 1974 года рождения, надо было подходить по росту. Обязательно требовалось несколько "больших". Но теперь вижусь кое с кем из них, и замечаю, что мы сравнялись ростом. Может, и хорошо, что был мелким. Развивал координацию и силу.
— Тренируете вместе с супругой с самого начала?
— Да. У нас вечерние разговоры начинаются с того, что мы обсуждаем, как исправить технику одного, как наказать второго, как оптимизировать тренировки и давать их в большем объёме. Раньше у меня было три группы, а сейчас всю нагрузку взяла на себя жена. Наши ученики 2008 года рождения в этом году выступят на Спартакиаде, а потом пойдут в колледж. Жалко их бросать.
А я преподаю в Поволжском университете на кафедре методики волейбола и баскетбола. Почему не гандбола, если мы ему учим? Завкафедрой сказал: подрастёшь, сделаешь свою кафедру. Там и занимайся своим гандболом (смеётся)!
Если без шуток, то это тяжелая работа. Нам, напомню, выделяют десять бюджетных мест, иногда даже больше. Но найти тех, кто к нам пойдёт, нелегко. Начинали и вовсе трудно. Звал многих, но на вопрос о том, есть ли у нас команда в высшей лиге, отвечал — пока нет. После спортшколы всем нужно пристраиваться, все хотят играть. Только где?
Первый набор — четверо ребят из "Чеховских медведей", по одному из Перми, из молодёжки Уфы и Тольятти. Три или четыре казанские девушки и одна из Владивостока… Почти все дошли до конца. Пара отцепилась потому, что не было команды.
А когда она появилась, сказал ребятам — пожалуйста, как и обещал. Теперь попадайте в состав. Шанс мы дали всем. В прошлом году в команде было восемь или десять студентов. Так решили проблему с кадрами, добавив к ним опытных игроков. Александр Дрожжин остался в "Зиланте", в прошлом году за основу выступал и Александр Теплов. Но он летом уехал.
Сейчас пришли новые ребята из Чехова — Евгений Гордиенко и Ярослав Чушов. Парни перспективные, способны пробиться в основной состав. С поиском молодых проблем стало меньше — теперь ребята могут попробовать себя в "Зиланте" и получить высшее образование: в наше время это здорово!
Фото: пресс-служба "Зиланта", личный архив Алексея Попова, riac34.ru