Фамилия Драчёв хорошо известна в мире гандбола. Анатолий Николаевич — 5-кратный чемпион СССР, как тренер работал в штабе Владимира Максимова с мужской сборной России на Олимпийских играх в золотом Сиднее-2000 и бронзовых Афинах-2004. БЦ же поговорил с его сыном, Михаилом, который, в свою очередь, дважды становился чемпионом России. И тоже выбрал тренерскую профессию.
— Работаю с гандболистами с ограниченным слухом в Спортивно-адаптивной школе (САШ) департамента спорта города Москвы. Женская команда САШ, которой руководит Максим Зюзин, выступает в первой лиге, а мужская, которую возглавляю я, участвует в Лиге Ставок — Федеральной гандбольной лиге "Трудовые резервы". Команда называется "Тихие медведи" — ребята сами придумали это название.
— Остроумно!
— Я не возражал. Зачем идти против коллектива? Кроме того, вхожу в тренерский штаб мужской сборной по спорту глухих. Это официальный термин. Сборную возглавляет Эдуард Магомедович Джерештиев, а в штабе, помимо меня, состоят Евгений Зотин, тренирующий женскую команду "Ставрополье", и Геннадий Литвинов, главный тренер краснодарской команды глухих ГБУ КК РЦСП. Как раз эта команда, выступающая в мужской первой лиге, недавно преподнесла сенсацию, выбив из розыгрыша Кубка России ростовский ДГТУ-"Лидер" (32:26).
Кубок России. РЦСП как сенсация. Геннадий Литвинов: "Я как кричал со скамейки, так и продолжаю"
— Кубанцы, видимо, и составляют основу сборной?
— Наряду с игроками из Ставрополя. Команды Краснодарского и Ставропольского краёв на первых ролях в первенстве среди глухих. Мы с Волгоградом с переменным успехом боремся за третье место. Но вариться в собственном соку недостаточно. Чтобы прогрессировать, нужно играть с теми, кто сильнее. Поэтому заявляемся в разные лиги.
Геннадий Литвинов. Сурдлимпийцы под началом, конкуренция с командами "вышки", судейство в пляжке
— Это ведь большая проблема, что ваши гандболисты не могут общаться друг с другом на площадке голосом, что они не слышат подсказок тренеров?
— Некоторые спортсмены кое-что слышат, некоторые могут считывать речь по губам, если говорить медленно и отчётливо. Но в основном они общаются жестами. Кстати, старшие тренеры сборных, Эдуард Джерештиев у мужчин и Виктор Николаевич Кумуржи у женщин — сами люди с нарушением слуха.
Впрочем, коммуникация — лишь одна из проблем. Есть и другая специфика: более быстрая утомляемость, сниженная ориентировка в пространстве.
— Готовясь к беседе, узнал, что вы прошли некую профессиональную переподготовку. Учились языку жестов?
— Это само собой. Переподготовка же заключалась в посещении курсов, на которых давалась информация об особенностях лиц с ограниченными возможностями. В какой-то момент нам сказали, что для работы с адаптивными спортсменами недостаточно высшего образования.
— С одной стороны, хорошо, что, состязаясь с "обычными" гандболистами, ваши подопечные не чувствуют себя ущемлёнными, с другой, не развивается ли от неудачных результатов комплекс?
— Не думаю. Эти люди реально оценивают действительность, понимают, что в каких-то аспектах они уступают соперникам. Конечно, им непросто, но у них есть похвальное стремление двигаться вверх.
— Летом и женская, и мужская сборные России победили в Уфе на Играх сурдлимпийцев "Мы вместе. Спорт". Как это было?
— В гандбольном турнире набралось мало зарубежных участников: Кения, Узбекистан, а у мужчин ещё Армения. В связи с этим нашу сборную разделили на две команды — собственно Россию и сборную субъектов Российской Федерации. Тренерский штаб тоже разделился пополам. Я вошёл в штаб второй команды, которая заняла второе место, проиграв первому составу.
Максим Зюзин: "Тренеры говорят, мол, мы и до слышащих докричаться не можем. Как тебе-то удаётся?"
— В лиге "Трудовые резервы" вы ведь сами выходите на площадку в составе команды МГУ?
— Иногда. Отличное времяпрепровождение и возможность повидаться с друзьями. В команде немало тех, с кем играл в ЦСКА и "Чеховских медведях": Василий Филиппов, Алексей Каманин, Иван Солодухин, Александр Сафонов, Артём Гриценко… За МГУ также выступают почётный президент Московской федерации гандбола Максим Ксензов и спортивный директор ФГР Дмитрий Бочарников.
— Очевидно, к МГУ вы все отношения не имеете…
— Нет, конечно. Хотя в команде есть и студенты. Раньше мы играли за МГУ в чемпионате Москвы, тренировались и проводили домашние матчи на университетской площадке. Теперь не стали менять название.
Эксклюзив БЦ. Роман Сериков: "Круг общения за пределами работы — по-прежнему гандбольный!"
— Давайте обратимся к истокам. При таком отце, как Анатолий Николаевич, у вас, видимо, не было в жизни иного пути, кроме гандбола?
Анатолий Драчев. Выговор вместо премии, обещание сыграть за ГДР и батюшка на установках в Сиднее
— Выходит, что так. Когда мне было 10 лет, папа взял за руку и привёл во Дворец пионеров на Воробьёвых горах, где сам работал тренером. И я оказался в спортклассе.
— А со временем и в ЦСКА?
— Играл за команды "Дворца", потом поступил в Училище олимпийского резерва — УОР №2, в котором как раз открылось отделение гандбола. Попал в самый первый набор.
В ЦСКА же оказался в свой день рождения — 28 декабря 1996 года. Мне как раз исполнилось 19 лет. Правда, после принятия в клубе присяги сразу отпустили домой. Всё равно игроки были на новогодних каникулах. Вернулся после праздников к сбору всей команды.
— Стремились попасть в армейский клуб, за который выступал отец?
— Мне кажется, это была мечта многих московских мальчишек, занимавшихся гандболом. ЦСКА входил в число ведущих клубов страны, завоёвывал европейские кубки. Уже в постсоветское время выиграл в первой половине 90-х годов два чемпионата.
— После чего как раз перед вашим приходом в сезоне-1995/96 стал третьим. Начался период доминирования волгоградского "Каустика".
— Это ничего не меняло. "Спартак" в футболе может показывать не самые лучшие результаты, но всё равно огромное количество мальчишек хочет попасть в этот клуб с традициями и амбициями, который всегда ставит своей целью чемпионское звание.
— Когда стали выступать за основную команду?
— Как только призвался. Мне повезло — я счастливо избежал мытарств в дубле.
В моём первом сезоне ЦСКА выиграл бронзу, а после объединения в 1998 году со "Спортакадемклубом" мы уже как ЦСКА–САК завоевали два чемпионских титула — в 2000 и 2001 годах.
— После Олимпийских игр в Сиднее я пришёл на интервью с Владимиром Максимовым. Клуб тогда с трудом наскрёб денег на железнодорожные билеты до Волгограда, а какой-то игрок заглянул при мне в кабинет главного тренера просить в долг.
— Зарплаты у игроков были небольшими. Для премиальных требовалось выиграть, допустим, все матчи тура, а это получалось не всегда. Финансовое положение было если не бедственным, то близким к этому.
Когда команда вышла в Лигу чемпионов, игроки в шутку обращались к начальнику команды Аравину: "Александр Эдуардович, одолжите на метро. Выиграем Лигу чемпионов — отдадим".
— Не хотели уехать за границу?
— Желание было, не было возможности. Существовал возрастной ценз: гандболист мог перейти в зарубежный клуб только по достижении 25 лет. В ЦСКА же большинство игроков были молоды. Вот Денис Кривошлыков в 2000 году принял приглашение испанского "Адемара" и уехал, чтобы зарабатывать больше, чем 300 долларов в месяц. Но ему тогда уже исполнилось 29.
После того же как нас взял под опеку губернатор Подмосковья Борис Громов, появился новый клуб. С деньгами. К нам даже приехали первые легионеры — два аргентинца. У ведущих игроков зарплаты были уже близкими к европейскому уровню.
— Имя отца вам помогало или, наоборот, мешало из-за постоянных сравнений?
— Если нас и сравнивали, то больше в житейском плане, а не игровом.
— Расшифруйте, пожалуйста.
— Мы с отцом отличаемся по характеру и отношению к делу. Он более целеустремлённый, мне же была свойственна легкомысленность: что есть — то есть… Она меня в итоге привела в дочернюю команду подмосковного клуба — УОР – "Чеховские медведи".
— Допустили какие-то проступки?
— Сказались и они, и неправильные игровые действия. В составе дубля я ещё дважды становился бронзовым призёром чемпионата России, но за первую команду "Чеховских медведей" не выступал и золото больше не выигрывал, хотя в сезоне-2003/2004 стал лучшим бомбардиром Суперлиги.
Если в ЦСКА я был разыгрывающим, то во второй команде "медведей" меня перевели на позицию левого полусреднего. Тренировал ту команду Анатолий Николаевич Драчёв…
Анатолий Драчёв. Выговор вместо премии, обещание сыграть за ГДР и батюшка на установках в Сиднее
— Как с ним работалось? Известно, что по отношению к собственным детям тренеры особенно требовательны и придирчивы.
— За 15 лет я адаптировался. Мы к тому времени достаточно долго проработали вместе, учитывая, что под руководством отца я начинал тренироваться во Дворце пионеров. Когда его перевели на группы других возрастов, занимался у Валерия Анатольевича Храмова.
— Дома разбирали прошедшие матчи?
— Старался, если честно, сбегать с разборов. Мне хватало отца в команде. Не хотелось прийти и опять слушать не папу, а тренера. Приходишь домой усталый, уже всё обсудили, а там опять то же самое. Поэтому я всячески избегал разговоров о гандболе.
Наконец — в какой-то момент проблема решилась кардинально: я просто съехал от родителей и стал жить отдельно.
— Что вспоминается об участии в молодёжном чемпионате Европы-1996 и чемпионате мира среди студентов 2000 года?
— Самое яркое воспоминание о молодёжном чемпионате в Румынии — победа в дополнительное время над Францией в матче за 3-е место. Очень уж силён был соперник! За французскую команду играли будущие звёзды, победители Олимпийских игр 2008 и 2012 годов Тьерри Омейе, Жером Фернандес, братья Бертран и Гийом Жиль…
На групповом этапе ни мы, ни французы не потерпели ни одного поражения. Наша команда одолела будущих чемпионов из Испании (28:26) — героем той встречи стал наш вратарь Иван Солодухин, но проиграла в полуфинале Дании — 18:23. Не получались у нас тогда игры со скандинавами. Помню, что в Румынию ездили мои партнёры по ЦСКА Виталий Иванов, Артём Гриценко, ныне генеральный директор "Чеховских медведей" Александр Сафонов, Дмитрий Слащёв из астраханского "Динамо".
Что касается чемпионата мира среди студентов, то в Португалию полетела команда под руководством Юрия Григорьевича Зайцева, сформированная на базе краснодарского СКИФа. Словно легионеры, состав дополнили Андрей Мочалов из Воронежа, Данил Чернов из Астрахани и я. В то время мы все были студентами. К сожалению, проиграли в полуфинале хозяевам и, хотя разгромили затем Югославию, финишировали тоже на 3-м месте.
— Как перешли к тренерской работе?
— Это произошло далеко не сразу. Карьеру игрока закончил в 2007 году. Были предложения из Испании и Франции, но у меня родилась дочка, и я решил, что, раз не играю на уровне сборных, пришло время уходить.
Три года занимался бизнесом в области спортивной экипировки. Как-то созвонился с отцом, который к тому времени закончил тренировать, и неожиданно для себя оказался в структурном подразделении департамента образования города Москвы. В центре военно-патриотического и физического воспитания. А директором центра был мой первый тренер в ЦСКА Анатолий Викторович Федюкин, который, таким образом, дважды в моей судьбе сыграл ключевую роль!
Анатолий Федюкин: "Если бы не моя левая, трудился бы мастером на ЗИЛе"
В течение десяти лет работали вместе с отцом под его руководством. Занимались разной организационной деятельностью, связанной с проведением соревнований среди школьников: разрабатывали схемы турниров, приглашали судей…
Летом 2020 года Анатолий Викторович, Царствие ему Небесное, ушёл из жизни. Назначили нового директора, постепенно менялась команда, и я осознал, что сплочённого коллектива больше нет, что работа перестала приносить удовольствие. Понял, что надо уходить.
И вдруг раздался звонок из спортивно-адаптивной школы: предложили попробовать себя в команде людей с ограниченным слухом. Провёл тренировку, побеседовал с руководством, рассказал о своих регалиях — и приступил к новой работе.
— Расскажите, пожалуйста, как в 2021 году вы в течение полугода были главным тренером женской команды "Луч".
— Строго говоря, мы с Иваном Васильевичем Солодухиным, который работал с вратарями, числились просто тренерами, но кого-то нужно было включать в протоколы как главного. Договорились, что это буду я.
Старались как могли. Но команду по разным причинам собрали в последний момент перед стартом сезона, в ней были очень юные гандболистки. Вдобавок скоропостижно скончался прежний тренер Сергей Никитин. Сказывались недоукомплектованность и недостаточное финансирование. В итоге заняли последнее, 12-е место, но в том сезоне из Суперлиги никто не вылетал.
По окончании сезона всех игроков и тренеров рассчитали, а к августу стала комплектоваться новая команда. Её возглавил Николай Александрович Измайлов, я же стал его помощником.
Итоги сезона. "Луч". Николай Измайлов: "Лишь месяц были в полном составе: то травмы, то ротавирус…"
Вместе с тем не бросал команду САШ и сборную по спорту глухих. Совмещать тренировочный процесс было тяжело, так что в конце концов сосредоточился на старой работе.
— Хотелось бы вновь поработать в Суперлиге?
— Если будут предложения, с удовольствием их рассмотрю. Суперлига — это вершина национального клубного гандбола. Но важно ещё, чтобы были реальные перспективы.
— Ваши дети связаны с гандболом?
— Я их от этого оградил (смеётся). От двух браков у меня по дочери. Старшей, Анастасии, в декабре исполнится 18 лет. Учится в Московском городском университете управления на первом курсе факультета управления городским хозяйством. Таисии 8 лет. Она ходит во второй класс. Бывшие жёны тоже не имели отношения к гандболу. Одна — в бизнесе, другая — учитель физкультуры в общеобразовательной школе…
Фото: trhl.ru; личный архив Михаила Драчёва