Команда Центра паралимпийской подготовки дебютировала в Кубке России, а до этого — стала пятой в первой лиге. Поговорили с директором краснодарского краевого центра и главным тренером команды о спорте слабослышащих и его слиянии с классикой. А ещё вспомнили молодость игравшего в СКИФе специалиста и известного рефери.
Кубок России. День фаворитов: омские "скифы" и столичные "академики" уверенно идут дальше
— Игра Кубка — это опыт для молодых игроков, возможность попробовать силы в матче с командой "вышки". Ведь весной на финале первой лиги в Протвине они показали характер и бойцовские качества, но нехватка опыта сказалась. Там соперники были тоже интересные.
— Но в спорте глухих есть специфика.
— Им труднее объяснять некоторые моменты, ведь слабослышащие видят и понимают игру полностью по-своему. Допустим, игрокам сложнее сориентироваться, где пойдёт заслон.
И ещё один момент: объясняешь комбинацию, наигрываешь, крутишь-вертишь... А назавтра игрок может её забыть — и только потом вспомнить. Это часть специфики при заболеваниях слуха и воспринимается она нормально.
Предыдущий тренер Виталий Барсуков, Царствие ему небесное — мы вместе с ним работали! — всегда спокойно сидел на скамейке: мол, чего ты кричишь? А я ведь в прошлом голкипер, не умею без подсказок.
В команде есть ребята слышащие, те, кто немного слышит, поэтому кричу: они так лучше воспринимают вход угла. Ну или — где откроется линия.
Наши парни играют на Сурдлимпиадах, а там есть сборная Хорватии, пятикратные победители. Выступают в разных клубах, но это уровень нашей Суперлиги. Вот они и натолкнули меня на мысль заявиться в первую лигу и Кубок России. Виталий Васильевич мою идею поддержал, теперь она пригодилась.
— В вашей заявке тоже есть те, кто имеет большой опыт выступления на турнирах сурдлимпийцев и в профессиональном гандболе. Это Мурат Чомаев, к примеру.
— А ещё в Астрахани играл Алексей Дремков, наш левша. Мы изначально хотели с Виталием Васильевичем сделать профессиональную команду. У нас шесть тренировок и один выходной. Для ребят это немало, а будь у команды база — могли бы и двухразовые проводить.
В этом году у нас появился тренер по физподготовке, мне стало полегче.
— Вы и в спорте глухих не перестали выступать, причём хорошо — недавно вот выиграли Кубок России, победив давних и принципиальных противников из Ставрополя.
— За счёт того, что теперь играем и в гандбол классический, начали применять более активную жёсткую защиту. И в позиционном нападении конкуренции особо нет, мы первый матч против ставропольцев выиграли с разницей в дюжину мячей, финал — в десять. Это говорит о чем-то...
Насколько знаю, те собираются только перед турниром, проводят двухразовые тренировки. Но регулярные занятия — совсем другой, более серьёзный задел для гандболиста.
Так что побеждаем за счёт капитальной защиты и забрасываем "свои" мячи. Даже "быстрый центр" пробуем, только у нас в команде возрастные парни тоже присутствуют, поэтому в этом плане сложно. На последний матч думал выставить другую оборону, но она настолько активная, что игроки просели бы. Поэтому выпустил тех, кто меньше всего играл, дал им возможность сверкнуть.
Первая лига. Чемпионы из "Дворца" в деле, столичные дерби и немного событий на старте
— В первой лиге за ваш ЦПП выступают и слышащие парни. Им сложно взаимодействовать с теми, у кого плохо со слухом?
— Это бывшие игроки СКИФа и дубля СКИФа. Попросились — мы их взяли. Сейчас работают, занимаются своей жизнью, но в неделю три тренировки посещают как минимум. И общаются с глухими ребятами в рабочем режиме, что-то и подсказывают. К тому же с нами трудится переводчик — поэтому проблем нет.
Слышащие учат жесты, каждая комбинация у нас под одним из них. Если рядом отсутствует переводчик, ребята помогают переводить. Ведь длинные предложения глухие игроки не воспринимают, а общаются с ними в основном короткими.
— Во время игры на скамейке рядом с вами находится и переводчик. Его присутствие помогает?
— Его работа нужна, когда на площадке происходит сложная ситуация и требуется объяснение из большего количества фраз, чем одна-две-три. А в остальном мы сами общаемся спокойно, игроки понимают меня с полуслова и жеста. Если не получается, то игрок садится на лавку и мы более детально разбираем момент с участием переводчика.
— Ваш гандбол сложнее, чем обычный.
— Конечно. Сложно дозваться игрока, который не справляется или устал. Нужно отвлечь одного, второго, третьего. Когда игра равная и напряжённая, возникает проблема. В итоге игрок добирается до скамейки через две-три атаки или же защиты.
А они ребята честолюбивые. Если что-то не получается, всё равно рвутся на площадку: выпустите меня! Я хочу!
— В первой лиге какие цели ставите на сезон?
— Собрать очки в зоне "Юг" и снова отправиться на финал в Протвино. А там мы должны быть в тройке, эту задачу поставило руководство. Думаю, это вполне возможно.
— А как вы попали в спорт глухих? Вы играли за краснодарский СКИФ, после судили.
— Виталий Васильевич Барсуков нашёл меня перед Сурдлимпийскими играми году в 2015-м, я тогда был ответственным за спорт в администрации города. Говорит: есть у нас парень хороший, ему только игру поставить. Ты же с Чумаком и Лавровым тренировался, да и продолжил бы играть, если не они. Конкуренцию не выдержал, правда. Росту был небольшого для голкипера.
А в новую работу втянулся быстро, прямо после первой тренировки с радостью домой приехал: хотелось снова и снова продолжать, помочь ребятам. Потом и к полевым игрокам самостоятельно подключился, Виталий Васильевич был не против. Скорее всего, говорит, ты всё равно будешь с нами. Так и произошло.
Жаль, так мало работал с Барсуковым...
— Вспомните времена, когда тренировались сами...
— Тогда большой костяк собрался — Стас Кулинченко выступал, Сергей Шалабанов, мой одноклассник покойный, мы все начинали в юношеской сборной России у Юрия Зайцева. Тогда она называлась сборная России Министерства просвещения.
Многие потом играли и в СКИФе, а я запомнил матч Кубка России, где два пенальти отразил. Андрей Лавров улыбался, вот, дескать, хоббит вышел — сто процентов спасений, а тут трудишься — и сорока не будет.
Старожилы, те же Иван Левин и Сергей Покуркин, молодёжь защищали, о дедовщине не было и мысли. Только я получил травму и покинул спорт. Потом ещё пытался заиграть в формировавшемся тогда "Источнике", но понял, что карьера заканчивается.
Только сейчас нет-нет да становлюсь в ворота. На тренировках, допустим. Мне кричат — уходи, ты же тренер. Но ведь желание есть и в 51 год!
— У вас судейская карьера складывалась же неплохо…
— Мне всегда была интересна работа рефери. Тем более что успел параллельно поработать с такими мэтрами, как Поладенко, помню в Москве пару Медведев – Борисов, тоже хорошо судили, подсказывали всегда. И другие отличные арбитры работали.
Судейский взгляд. Просмотры, протесты, возмущения румынок и ошибки — разбираем ЧЕ-2022 с арбитрами
Я и пляжку судил, но мой напарник Максим Похилин стал предпринимателем и закончил с судейством. А мы были единственной тогда парой европейской категории, нам хотели даже дать финал чемпионата континента: мы хорошо справлялись.
Только на том турнире играли Россия, Беларусь, Украина, поэтому могли появиться вопросы. Потом представитель международной федерации, который там присутствовал, заявил: я ручаюсь за эту пару и готов поставить их на матч их сборной. Не судьба.
— Только пляжного гандбола для глухих в России...
— …нет. Даже детские первенства не проходят... Мне было бы интересно со своими парнями поиграть, там другие команды и иное игровое мышление. Вратарь Стас Суровский в своё время отпрашивался, с которым я начинал работать здесь, Мурат Чомаев ездил играть за родной регион.
— А судейство гандбола в вашем варианте отличается от классического?
— Нет, на матчах глухих работают те же, кто в чемпионате России. Руслан Ханмагомедов мой ученик, я физкультуру у него преподавал: оказалось, что их заводили в школу, когда я учился в десятом классе. А потом отучился, пришёл учителем в родную школу и выпускал их.
Какие-то жесты я ему объясняю. Или то, что общаться с игроками нужно коротко и ясно. Игроки могут не услышать арбитра и улететь атаковать, но наказания за это нет. На финале первой лиги к нам тоже хорошо отнеслись.
Вот говорят, что инвалидам не место в "нормальном" гандболе, есть такие голоса. На что тот же Виктор Поладенко ответил: какие они инвалиды? Они рубятся на равных с "обычными" гандболистами, выполняют правильно все приёмы. Поэтому команда существует и будет играть. Я ему очень благодарен.
А ведь на финале первой лиги мы сыграли лучше, чем парни из Краснодара, ставшие четвёртыми. Объясняю: мы выиграли больше игр, две против одной у РЭУ имени Плеханова. Но такая вот система проведения — мы только пятые. В любом случае — я выступлением ребят доволен. Те достойно сражались против сильных соперников!
Фото: vk.com/handballcpp