В рамках нашей постоянной научной рубрики автор БЦ продолжает популяризировать для игроков, тренеров и просто болельщиков различные важные исследования.
Аннотация
Целью данного исследования испано-португальской группы учёных было изучить влияние мотивационного климата, созданного тренером и воспринятого группой молодых высокоэффективных гандболистов, на их страх неудачи и предсоревновательную тревогу.
Участниками исследования стали 479 юных гандболистов. Возрастной диапазон был 16-17 лет. Игрокам была предложена "батарея", состоящая из анкеты "Воспринимаемый мотивационный климат в спорте", "Опросник оценки неудач" и "Опросник беспокойства в соревновательном состоянии-2R", чтобы измерить вышеупомянутые теоретические построения. Использовалось моделирование структурными уравнениями (SEM). Результаты показали, что гандболисты испытывают высокие уровни стресса, связанного с выполнением задач, и умеренные значения уверенности в себе. Напротив, игроки испытывали более низкие уровни эгоцентричного климата, страха неудачи, а также когнитивной и соматической тревожности.
Полученная модель показывает, что страх неудачи положительно опосредует связь между эго-климатом как с когнитивной, так и соматической тревогой и отрицательно с точки зрения уверенности в себе. Напротив, страх неудачи не опосредует ассоциации между климатом, связанным с задачей, и соматической, и когнитивной тревогой, и уверенностью в себе.
1. Введение
В спорте физические и психологические факторы влияют на работоспособность спортсмена. В то время как мотивационные факторы играют важную защитную роль в долгосрочном воздействии регулярных занятий спортом на психосоциальное развитие спортсмена, эмоциональные реакции, вызванные тревогой, могут повлиять на спортивные результаты, а состояние постоянной тревоги может даже стать определяющим фактором относительного или полного отказа от занятий спортом.
20 вопросов не о гандболе. Анна Вяхирева: "Редко хожу на концерты. Боюсь большого скопления людей"
Тревога — это психологическая реакция, возникающая в результате различий между самооценкой способности человека реагировать на конкретную ситуацию (например, вызов, действие) и фактической способностью этого человека реагировать. Понимается как невротическая черта личности, тревога связана с тенденцией к плохой эмоциональной адаптации в виде высокого уровня реактивности и эмоциональной чувствительности (например, страха, беспокойства или гнева).
Несмотря на это, тревога также оказывает саморегулирующее влияние на низкий уровень преодоления или мотивации, что может вызвать адаптивные эффекты, подходящие для краткосрочного улучшения производительности.
В контексте мастерства и достижений, когда спортсмены пытаются достичь цели и где важно доказать свою компетентность и способности, Робертс и Трежер утверждают, что физическое и психологическое благополучие зависит от контекста, в котором занимаются спортом. В частности, в случае командного вида спорта, такого как гандбол, и в разгар подросткового возраста сверстники и тренеры являются основными социальными агентами в команде с точки зрения мотивационного климата, воспринимаемого во время тренировки.
В результате этого когнитивного процесса самооценки, опосредованного другими психологическими навыками (например, воспринимаемый контроль или ресурсы преодоления), не воспринимаемые ситуации непосредственно вызывают реакцию тревоги, а определённые ситуации давления или потенциального конфликта, которые становятся стрессовыми, когда они оцениваются как угрожающие.
Согласно теории целей достижения, мотивационный климат относится к набору сигналов, генерируемых семьёй, друзьями или коллегами, тренером и так далее, которые воспринимаются спортсменами в их окружении и через которые реализуются ключевые факторы для определения успехов и неудач. То есть это зависит от того, как контекст интерпретируется субъективно с точки зрения существующих критериев успеха или неудачи.
Таким образом — в соответствии с теорией целей достижения — в зависимости от того, как спортсмены воспринимают контекст, будет создаваться мотивационный климат, вовлекающий эго, или мотивационный климат, вовлекающий задачу. В связи с этим, если победа и демонстрация хороших навыков и производительности являются наиболее важными аспектами для людей в окружении игроков, они создадут эгоистичный климат, в то время как если они будут рассматривать усилия, личное совершенствование и развитие навыков как центральные аспекты, они создадут атмосферу вовлечения в работу. Одним из триггеров поведения избегания и страха неудачи является мотивационный климат, созданный в процессе социализации подростков. Способность спортсмена управлять и контролировать эту ситуацию зависит от многих факторов, и плохое управление ею может привести к ошибкам.
Даже когда спорт является одним из наиболее подходящих контекстов для достижений, поскольку спортсмены мотивированы на успех, демонстрируя свою компетентность и навыки, разные авторы утверждают, что это также среда, которая может отражать некомпетентность спортсменов перед своими сверстниками. Это связано с тем, что многие спортсмены испытывают страх перед неудачей в высококонкурентной среде (например, на национальных или региональных турнирах), когда их выступление оценивается другими (например, судьями, тренерами, родителями, сверстниками или зрителями) на основе критериев успеха.
Этот мотивационный климат участия эго подчёркивает общественное признание, основанное на социальном сравнении через успех, и рассматривает ошибку как нечто, чего следует избегать. Таким образом, занятия спортом могут вызывать чувство страха перед неудачей и чувство стыда, что, в свою очередь, вызывает у спортсменов неуверенность, тревогу и стресс, а также поведение избегания того, что люди могут сказать или подумать о них, особенно во время игры, что приводит к ухудшению производительности.
Страх неудачи концептуализируется как мотив избегания неудачи в ситуациях оценочного достижения, связанный с ожиданием стыда. Конрой, Почвардовски и Хеншен, а также Конрой, Уиллоу и Мезлер определяют страх неудачи как устойчивую склонность предвидеть стыд и унижение после неудачи. В контексте спорта Конрой и соавторы разработали многомерную иерархическую модель страха неудачи, основанную на когнитивно-мотивационной и реляционной теории эмоций.
Различные исследования показали, что существует положительная связь между восприятием мотивационного климата, инициируемого тренером, и страхом неудачи, запускающим оценку негативных последствий (насмешек, стыда или боязни сцены) для самочувствия игрока тех потенциальных эмоций, которые игроки могут испытать после неправильного выполнения задачи перед своими сверстниками, тренерами или учителями. Густафссон, Сагар и Стенлинг недавно показали, что боязнь стыда связана с высоким уровнем психологического стресса, который может повлиять на страх неудачи.
Подростки с высоким уровнем соревновательной тревожности беспокоятся больше, чем их сверстники с низким уровнем тревожности по поводу совершения ошибок, плохой игры или проигрыша. В контексте спорта спортсмены с более высокой тревожностью также больше обеспокоены оценкой своих тренеров, сверстников и родителей и сильно ожидают, что неудача приведёт к критике с их стороны. Некоторые элитные спортсмены могут неохотно раскрывать свой страх неудачи, поскольку они связывают этот страх со слабостью характера и отсутствием успеха и уверенности в себе. Таким образом, страх неудачи влияет на самочувствие, межличностное поведение и спортивные результаты спортсменов.
Поскольку тренер является высшим авторитетом в команде, его / её решения и "мучительный" (или высококонкурентный) мотивационный климат с большей вероятностью вызовут беспокойство у молодых участников, вероятно, испытываемое, когда внимание (личное или ситуативное) сосредоточено на навыках игрока, уровне и общественном признании его достижений, а его эмоциональные и когнитивные самооценки ориентированы на потенциальное наказание за совершение ошибок. В литературе показано, что восприятие спортсменами эгоцентричного климата положительно коррелирует с соревновательной тревожностью.
Согласно Уэст, Роден и соавторам, невротизм имеет сильную положительную связь с амотивацией, а также углубляется при влиянии фактора экстраверсии на мотивационные процессы спортсменов. Спортсмены, которые ощущают высокий уровень эгоцентричного мотивационного климата, имели самые высокие уровни когнитивной тревожности, особенно в форме беспокойства. В то время как соматическая тревога может влиять на моторный компонент спортивного поведения, когнитивная тревога может оказывать большее влияние на продолжительность концентрации внимания спортсменов, концентрацию и способность принимать решения.
Этот когнитивный компонент имеет два уровня: первый относится к опасениям по поводу потенциально негативных последствий, связанных с производительностью; а второй, деконцентрация, описывает трудности с концентрацией внимания на ключевых аспектах соревновательной задачи. Наконец, чтобы выделиться, эти спортсмены, как правило, более склонны реагировать на ошибки и неудовлетворительные результаты карательными ответами.
Другим важным аспектом является то, что игроки, которые воспринимают в своих тренировках климат, предполагающий выполнение задач тренером, рассматривают поражение как фактор обучения и верят, что успех достигается усилиями, в отличие от тех, кто подвергался эгоистическому климату, для которого способности и уловки являются основными средствами достижения спортивных успехов. Кроме того, тренеры, которые поддерживают атмосферу, включающую выполнение задач, рассматривают ошибки как часть процесса обучения игроков, позицию, которая передается их игрокам, которые, таким образом, испытывают более низкий уровень страха перед неудачей, как недавно показали Гомес-Лопес, Руис-Санчес и Гранеро-Гальегос в исследовании с гандболистами. С другой стороны, в литературе показано, что восприятие спортсменами атмосферы хозяина связано с низким уровнем тревожности.
В настоящем исследовании был выбран мотивационный климат, создаваемый тренером, поскольку он представляет собой иерархическую фигуру отсчёта в спортивном контексте. Кроме того, как руководитель спортивной группы тренер играет заметную роль в процессе спортивной социализации благодаря своей способности судить и награждать или наказывать спортсменов.
Это очень заметно у спортсменов в возрасте от 16 до 17 лет, видящих в тренере модель, которая помогает им развивать свою автономию, компетентность, приверженность и отношения через своё поведение и инструкции. Выбор выборки возрастного исследования был мотивирован решающей ролью тренера на этом этапе развития.
Целью данного исследования является анализ того, как мотивационный климат, созданный тренером, влияет на страх неудачи и предсоревновательную тревогу, воспринимаемую гандболистами в региональных командах. В частности, мы предполагаем, что восприятие игроками климата, включающего в себя мастерство, будет положительно связано с уверенностью в себе, в то время как восприятие климата, включающего эго, будет положительно связано со страхом неудачи и тревогой перед соревнованием.
Таким образом, настоящее исследование, изучая взаимосвязь между воспринимаемым мотивационным климатом, страхом неудачи и тревогой в спорте, расширит базу знаний о мотивационном климате и страхе неудачи как фоне тревоги в соревновательных ситуациях и эмпирически выявит мотивационный климат, инициируемый тренером, и страх неудачи как предиктор тревожности в спорте.
Продолжение следует
Под микроскопом. Тренировки с отягощениями, мышечная сила и скорость броска мяча у гандболистов
Под микроскопом. Исследование нагрузки, активности и проблем со здоровьем у юных норвежцев. Часть 1
Под микроскопом. Исследование нагрузки, активности и проблем со здоровьем у юных норвежцев. Часть 2
Профиль травм у гандболистов старшего возраста и молодёжи: систематический обзор. Часть 1
Профиль травм у гандболистов старшего возраста и молодёжи: систематический обзор. Часть 2
Фото: пресс-служба ФГР