В начале марта норвежский "Кристиансанд" буквально захватил информационное пространство. И очередное чемпионство, и травма Анны Вяхиревой, и скандал с менеджером… Однако главная новость всё равно из общего ряда выделяется.
Чемпион России-2021/22, экс-рулевой "Ростова" и бывший тренер российской сборной Томаш Главаты станет главным в "Кристиансанде" после летнего ухода в "Оденсе" Оле Густава Йекстада!
Однако будет ли Главаты работать один или ему в подмогу выпишут ещё одного главного тренера, как хотят боссы клуба? Чтобы развеять слухи, БЦ напрямую обратился к Томашу за комментариями, а заодно расспросил специалиста о его первом сезоне в Норвегии. А начали мы беседу с ещё недавно самого актуального события.
— 13 марта был день рождения у Анны Вяхиревой. Как в норвежских командах поздравляют именинников?
— На тренировке команда собирается в круг, именинница встаёт в центр, для неё исполняется традиционная праздничная норвежская песня, ну либо поют привычную для таких случаев композицию на английском, после чего ей вручают подарок. Бывает, что кто-то проставляется, приносит тортики, но это вовсе не обязательное условие.
— Ну и ещё из последнего. Все поздравили команду с 6-й подряд победой в чемпионате, но ведь впереди плей-офф…
— Победа в гладком чемпионате считается за титул, мы получим за неё золотые медали. Это самое важное соревнование в Норвегии, даже несмотря на то, что победитель плей-офф получает место в Лиге чемпионов. Таким образом, за сезон можно выиграть 3 трофея — чемпионат, плей-офф и Кубок страны.
— Не откладывая далеко — ключевой вопрос: кто будет главным тренером "Кристиансанда" в следующем сезоне?
— Я буду! Один. Рассказываю, как всё было. У нас была запланирована встреча с руководством сразу после важного матча со "Сторхамаром". Эта новость (о том, что, возможно, в команде будут два главных тренера — БЦ) застала меня буквально при выходе из самолёта, я был слегка ошарашен.
Разговоры о совмещении, не скрою, велись, но я сразу сказал, что хочу работать в традиционной системе с одним главным тренером и ассистентом. На встрече с руководством мы всё обсудили и пришли к выводу, что рулевым буду я. Есть небольшая проблема с моим контрактом, который я заключал как ассистент тренера, но этот вопрос мы сейчас решаем.
Также подбираем ассистента. Он обязательно должен быть норвежцем, так как философия клуба — развитие и подготовка как молодых игроков, так и тренеров. Руководители предложат несколько кандидатур, я поговорю с ними и сделаю окончательный выбор.
"Если берусь за какое-то дело, нужно довести его до конца". Откровенное интервью Томаша Главатого
— Когда вы соглашались на работу в клубе, были разговоры с руководством о будущем?
— Да, мы обсуждали возможность моего карьерного роста во втором сезоне, однако о том, что уходит Йекстад, стало известно только после начала этого чемпионата. Были ли предложения летом? Да, несколько клубов звали на должность главного тренера, но сейчас об этом уже нет смысла говорить.
— Есть критические различия в разделении обязанностей между главным тренером и помощником в штабе Йекстада по сравнению с командами Амброса Мартина или Пера Юханссона?
— Эти периоды трудно сравнивать. С Амбросом я только начинал свой путь в гандболе. В "Ростове" получал больше рабочего времени, чем в "Дьёре", так как в Венгрии был ещё один тренер. На шестой год мы уже очень хорошо понимали, чего можно ждать друг от друга.
Не могу сказать, что с кем-то было легче или тяжелее. Когда приехал Пер, у меня уже был определённый опыт работы в России, поэтому он многое мне доверял. Я чувствовал это и понимал, что не могу подвести ни тренера, ни команду.
Оле же смотрит на меня как на специалиста, который в работе не первый год. Он очень хороший человек и тренер. Мы постепенно узнавали друг друга, сейчас я получаю больше времени на тренировках и при подготовке к матчам.
Между самими тренерами нет большой разницы. Всё это очень хорошие специалисты, однако Мартина считаю своим ментором, под его руководством я формировался как тренер, многое беру из его идей, но обязательно добавляю что-то своё.
— Как прошла адаптация в новой стране?
— Не сказать, что это было сложно, хотя культура и менталитет тут, конечно, другие. Сильно отличается наша работа: здесь тренеры не должны быть супердоминантными, как в России. В Норвегии надо ценить то, что было сделано до тебя, и развивать это благодаря своему опыту. В принципе адаптация — как и к любой новой стране, в которой гандбол живёт немного иначе.
Накладывается и скандинавский менталитет, надо более спокойно реагировать на всё, однако и быстро принимать решения тоже необходимо.
Так как я словак, к российским реалиям привыкалось легче. Помогало и общение с российскими тренерами — Евгением Трефиловым, Алексеем Алексеевым, Людмилой Бодниевой, Татьяна Березняк, Ольгой Акопян.
Различия в размере городов? Да, Ростов-на-Дону гораздо больше Кристиансанда и даже Дьёра, но у маленьких городов есть плюс. Из-за того, что в них не так много мест, куда можно сходить, игроки больше времени проводят вместе.
— Вопрос об Анне Вяхиревой. С тренерской точки зрения — она легко влилась в состав?
— Вяха входит в число лучших гандболисток мира, с такими опытом и талантом легко адаптироваться везде. За неё говорит то, что она показывает на площадке. Аня — умная девушка, которая не любит много говорить о себе, ставит команду на первое место и в каждом матче доказывает, что она экстраординарная гандболистка.
Её игра в розыгрыше? У нас нет профильных центральных, потому мы ищем игрокам новые позиции. Вяхирева — интеллектуальная и креативная, хорошо читает игру. Один раз попробовали, это работает, поэтому продолжаем использовать её в розыгрыше по необходимости. Ну а две левши в задней линии являются ещё одним нашим преимуществом.
Анна Вяхирева: "Я очень хотела приехать в сборную! Но вместе мы решили, что сбор лучше пропустить"
— "Ростов-Дон" и "Кристиансанд" — два топ-клуба своих стран. В чём их можно сравнить, а в чём наиболее явные различия?
— Абсолютно точно схожи максимальные цели клубов. А вот главное различие — количество сотрудников. В административном штабе "Ростова" трудится гораздо больше людей. В Норвегии же многое делают волонтёры.
— "Гадюки" практически не проигрывают во внутренних соревнованиях. Уровень команд-участниц еврокубков примерно понятен, а на какие места в Суперлиге претендовали бы условные "Равенс" и нынешний "Ларвик"?
— Я бы поставил их сразу после "Ростова" и ЦСКА, они боролись бы с "Ладой" и "Астраханочкой", "Кубанью" и "Звездой". Всех остальных они бы, наверное, обыграли.
— Многих удивил будущий переход Маркеты Ержабковой в "Икаст", а для меня даже более нелогичным стал трансфер Рагнхильд Валле Даль в "Оденсе", ведь она и должна была занять место Маркеты в основе. Есть какие-то подводные камни? Или девушки просто решили попробовать что-то новое?
— Норвежские гандболистки высоко ценятся, поэтому они интересны сильным клубам из других стран. Возможно, у Рагнхильд был какой-то разговор с Оле, но в Норвегии её переход не выглядит необычным. Вспомните Хенню Рейстад, которая также уехала в Данию. Норвежские клубы относятся к этому положительно: если игрок хочет попробовать что-то новое, ему не мешают.
Всегда, когда уходят хорошие игроки, тренеру грустно. Ведь все хотят работать с сильнейшими. У меня был разговор с Маркетой, она призналась, что хочет попробовать пойти другим путём. Я только пожелал ей удачи. Сейчас мы ищем замену Маркете и Рагнхильд.
— Недавняя истории с менеджером "Кристиансанда" Кристером Полсеном и возможным уходом спонсоров взбудоражила интернет. Стоит ли переживать за финансовое состояние лучшего клуба Европы?
— Добавить к уже сказанному мне нечего. Кажется, что в медиа историю очень сильно раздули. Думаю, Кристера эта ситуация многому научила, и в следующий раз он будет аккуратнее относиться к своим словам.
— Кстати — о смене тренера. Недавно в "Ростове" тоже случились перемены. Видели?
— Конечно! Позвонил Саше (Александр Бурмистров — и.о. главного тренера "Ростова" — БЦ), поздравил, пожелал удачи. Когда так долго работаешь в клубе, не перестаёшь переживать за команду даже после ухода. До сих пор с теплотой вспоминаю нашу команду — Татьяна (Березняк — старший тренер "Ростова" — БЦ), Саша, а также Саша Матич (тренер по физподготовке — БЦ), Мария Воробьёва, доктор Николай Донич… Конечно, и девочек тоже, ведь я всегда говорил, что именно они — самые важные в команде. Иногда получается посмотреть матчи "Ростова", знаю, как складываются дела в чемпионате.
Ещё хотелось бы сказать, что только приятные воспоминания остались от работы с сотрудниками Федерации гандбола России и лично Сергеем Шишкарёвым!
Бурмистров, Дибирова, Кулешов или Рябых? 6 вариантов будущего "донских красавиц" с разными тренерами
— С кем-нибудь из клуба или сборной России поддерживаете связь?
— Общаюсь с Людой (Людмила Бодниева — БЦ), Антоном (Ревенко — БЦ), с некоторыми игроками. Я долго работал в России, поэтому у меня со многими сохранились дружеские отношения. Кстати, Антон присылал видео новой арены "Ростова". Надеюсь, что там команду будут ждать такие же успехи, как и во Дворце спорта.
Приехать в Россию? Ха, как будет возможность, постараюсь! Сейчас же пока очень много работы.
— Почти за 10 месяцев вне России русский язык вы, кажется, совсем не забыли. Практикуетесь?
— Ха, да, как уже сказал, у меня много друзей в России. Русский я выучил хорошо благодаря своему преподавателю. Ну и тому, что была постоянная практика, так как в обычной жизни в России мало кто понимает английский. Здесь же с Аней обязательно шутим на русском, хотя в команде рабочий язык — английский.
— А как дела с норвежским?
— Учу максимально, два раза в неделю хожу на курсы. Он близок к немецкому, который я знаю. Кстати, когда в Норвегии пытаешься что-то сказать на норвежском, но у тебя не совсем получается, люди переключаются на английский и пытаются помогать.
— А сколько всего языков вы знаете?
— Словацкий, чешский, немецкий, русский, английский, венгерский — и сейчас учу норвежский. Получается, семь! Кстати, со знанием словацкого и русского гораздо проще общаться на Балканах.
— 6 лет работы с Мартином, предрасположенность к многоязычию — и вы хотите сказать, что не знаете испанский?
— Ха-ха, что-то понимаю, но разговаривать не могу. Целенаправленно не учил, зато запомнил всё из того, что говорил темпераментный Амброс, когда ругался (смеётся).
— А какой язык дался сложнее — русский или венгерский?
— Я жил на границе с Венгрией, моя бабушка хорошо знала венгерский, поэтому с детства говорю на нём. Хотя, конечно, словакам легче научиться русскому — это сто процентов.
— В 35 лет вы стали самым молодым тренером — чемпионом России, а уже в 36 возглавите де-юре лучший клуб Европы. Обычно в вашем возрасте тренеры только говорят о цели поработать в топ-клубе. Не боитесь, что из-за отсутствия таких долгосрочных целей произойдёт выгорание?
— Стараюсь на это так не смотреть. Моя тренерская карьера рано началась, но я всё равно иду к своим целям шаг за шагом. Сейчас у меня есть силы и продуктивность, поэтому надо просто работать. Если мне понадобится отдых, я спокойно уйду на сезон-два. Да, такое может случиться, главное — посмотреть правде в глаза и признаться себе, что нужно переключиться.
Фото: fvn.no, norway.postsen.com, eurohandball.com