На прошлой неделе сейв голкипера "Берлина" в матче с "Бидасоа" стал лучшим спасением тура в Европейской лиге. А на днях гандболист сборной России Виктор Киреев стал отцом — у него родилась дочь Мария. Обо всём этом и о многом другом 35-летний вратарь рассказал БЦ.
— Наверное, у вас прекрасное настроение…
— Супер! Ощутил приток положительных эмоций. Думаю, как и любой человек, который становится родителем. Хотя полностью это пока не осознаю. Вот когда увижу малышку, поношу на руках... И очень хочу ещё раз через "Быстрый центр" передать жене огромное спасибо за такое счастье! Настя, я тебя очень люблю!
Дочку видел пока только на фото. Они-то сейчас в Воронеже, откуда Настя родом. Почему не в Берлине? Возникли проблемы с документами, жена раньше самостоятельно пыталась сделать туристическую визу, но получила отказ. А ехать сюда на постоянной основе сейчас не было смысла. Всё-таки на поздних сроках беременности не хотелось летать туда-сюда, это лишний стресс.
Да и в Германии надо пройти десять кругов ада, чтобы записаться к врачам и наблюдаться. Много бюрократии. И это в девяностые годы местные клиники сильно отличались от наших, а сейчас особой разницы нет, всё то же самое.
— Давно выбрали дочке имя?
— Да. Назвали Марией в честь моей прабабушки. Помню, мама была на работе, бабушка тоже, а прабабушка много занималась со мной, мы с ней учили азбуку и таблицу умножения. В результате, когда я пошёл в первый класс, всё это уже знал. Тогда учился хорошо — потом, правда, не очень. Начался гандбол, да и вообще жизнь…
— ЕГФ назвала ваш сейв в матче с "Бидасоа" спасением тура. Приятно было?
— Конечно. Хотя я особо над этим не задумывался. Признали — и хорошо, нет — ничего страшного. Главное, что мы вновь победили. Пару-тройку раз тот эпизод пересмотрел, хотя в принципе помнил его и так. До последнего следил за руками соперника и успел скакнуть на носке — мяч угодил в пятку опорной ноги.
— Вы больше играете в еврокубке, тогда как ваш напарник Деян Милосавлев — в бундеслиге. Это было оговорено изначально?
— Нет, просто так вышло. Свои нюансы. Но я очень рад, что получаю игровое время в Европейской лиге, да и в бундеслиге выхожу на площадку.
— Тем не менее весь воскресный матч с "Вецларом" вы провели на скамейке. Огорчаетесь, когда не удаётся сыграть?
— Честно — нет. А чего расстраиваться? Мы добились положительного результата, команда занимает в чемпионате первое место. Бог даст, останется на нём до конца сезона.
Германия. Лидерство "Берлина", финишный спурт "Фленсбурга", 19 сейвов и 54% Аппельгрена
Удаётся выйти на площадку — хорошо, а если нет, то поддерживаю партнёров со скамейки. Я уже опытный товарищ, повидал в жизни многое. В молодости в таких случаях действительно огорчался, был амбициозным. Точнее, амбиции есть и сейчас, но былой импульсивности уже нет.
— Вы говорили, что с Милосавлевым были знакомы и раньше. Откуда?
— Да, на чемпионате мира 2019 года сборные России и Сербии играли в одной группе, и нас с Деяном познакомил другой Деян — Перич. Как известно, тогда он тренировал вратарей в нашей национальной команде, а сейчас — в "Берлине". Милосавлев оказался хорошим чуваком. Мы с ним общались, пили кофе. И сейчас хорошо контактируем.
ЧМ-2023. "Быстро набираю вес, но в клубе мне помогли". Деян Милосавлев — "Берлинская стена" Сербии
— На каком языке?
— На балканском (таким общим понятием в гандбольном, да и вообще спортивном мире называют в целом похожие между собой языки стран бывшей Югославии — БЦ). Когда в сборную пришёл Перич, я задался целью его подучить, чтобы лучше понимать, что тренер вратарей хочет донести. Слушал, внимал, гуглил и через три месяца уже мог сносно объясняться. С Велимиром Петковичем тоже общаемся то на русском, то на его родном языке.
Вообще, я так понимаю, русским людям легче выучить балканский, чем представителям бывшей Югославии — наш язык. Они сами говорят, что им легче даются испанский или румынский…
— В "Берлине" на балканском поговоришь не со всеми…
— На помощь приходит английский. Я владею им не то чтобы свободно, но жизнь поднатаскала, так что объясниться могу. Где-то могу вставить и немецкие слова, хотя мой "дойч" далеко не идеален. О высоких материях на нём точно не поговорю.
У нас в "Берлине" в общении используют разные языки — кто как хочет. Никто в этом плане никого не принуждает. Главное, чтобы человек хорошо играл и понимал, что ему делать на площадке.
Вообще зачем я поехал в Германию? Чтобы окунуться в атмосферу бундеслиги. Диву даюсь, насколько грамотно здесь всё устроено. Никого не перегружают, все профессионалы, знают, когда подкачаться, куда бежать и так далее.
У нас, помню, раньше практиковались трёхразовые тренировки. Здесь такого нет в принципе. Игрокам стараются сохранить здоровье. И стремятся к тому, чтобы люди на площадке думали, а не бегали, как роботы по рельсам. Ведь где-то очень ценится автоматизм. А в Германии хотят, чтобы в критические моменты гандболисты думали головой, куда отдавать пас и зачем.
— "Берлин" ещё ни разу не выигрывал бундеслигу. Команда испытывает давление?
— А вы знаете много коллективов, которые добивались бы успеха без давления? Но от него надо уметь абстрагироваться, обходить острые углы.
Естественно, стремимся побеждать в каждом матче. Удаётся не всегда: скажем, в ноябрьском матче с аутсайдером "Минденом" вышел конфуз, и мы проиграли. Этот результат можно сравнить с недавним поражением ЦСКА от астраханского "Динамо". Хотя у динамовцев сильный состав, недооценивать их нельзя. Вот и в бундеслиге высокий уровень, никого не обыграешь на одной ноге. В каждой встрече по-своему тяжело.
— Главному тренеру "Берлина" Ярону Зиверту всего 29 лет — меньше, чем вам и многим другим игрокам. Как ему удаётся устанавливать авторитет в коллективе?
— Он не претендует на то, чтобы быть деспотом. Всегда ищет диалог. Это в нашем гандболе каждый наставник традиционно пытается выделиться авторитетом. В Германии тренер старается найти нужные слова, чтобы достучаться до людей. Тем более что в команде много игроков, и каждый вносит лепту. Если же что-то не получается, следующий матч будет лучше, и все это понимают.
Да, в "Берлине" собрались ребята разного возраста. Зиверт может подойти к ветеранам и сказать: "Давайте делать так-то". А молодые относятся к старшим с большим уважением. Со стороны коуча нет такого: "Я сказал — и всё".
Хотя, конечно, отталкиваемся от определённых схем. Изучаем слабые места соперников и стараемся на них давить. В той же встрече с "Бидасоа" поначалу пришлось нелегко — у испанцев молодая бегущая команда. Но мы сделали пару перехватов, забросили в результате быстрых отрывов и остудили их пыл. К середине второго тайма соперник заметно просел, и в итоге нам удалось победить с разницей в восемь мячей.
— Ваш одноклубник Матиас Гидсель был признан самым ценным игроком недавнего чемпионата мира. Каков он в повседневной жизни?
— Обычный, нормальный парень. Весёлый, позитивный... Пашет, отрабатывает на каждой тренировке. В общем, молодец. Нет такого, что он ходит с видом "смотрите, я MVP". Матиас понимает, что надо трудиться дальше, стремиться к новым вершинам и доказывать, что ты действительно MVP!
ЧМ-2023. Матиас Гидсель о звании лучшего бомбардира турнира: "Это ни черта не значит!"
— Летом вы говорили, что ходите на тренировки пешком. И сейчас так?
— Иногда да, когда есть желание прогуляться. Живу недалеко от арены, минут 20 ходьбы. Но чаще меня подвозит кто-то из одноклубников — тот же Милосавлев, Марко Копляр, Мияйло Марсенич... Получается так, что они едут в сторону зала через мой дом, ну и захватывают меня по дороге. Милосавлев вообще поселился в моём районе, да и Перич близко — через дорогу.
— В Германии на вас как на россиянина кто-нибудь смотрел косо из-за нынешней обстановки в мире?
— Ни разу не видел косых или кривых взглядов… Наверное, люди всё понимают. Помню, подошли болельщики и спросили: "Ты из Болгарии?" Я сказал, что из России. Они начали улыбаться: мол, класс, молодец! У "Берлина" вообще хватает поклонников, на каждом домашнем матче собираются восемь-десять тысяч человек.
— Велимир Петкович рассказывал, что после года жизни в Москве Берлин показался ему деревней. У вас не было такого ощущения?
— Нет. Скорее, немецкая столица напомнила Питер. Инфраструктура, похожие улочки... Но точно не деревня! Просто — спокойный город, размеренная жизнь. Не как в Москве, где постоянная суета. Кстати, в Берлине достаточно русскоязычных. Но с россиянами я пока не пересекался.
Поселился в районе Вайсензе, то есть "белое озеро". Озеро действительно есть. А вообще это часть бывшего Восточного Берлина. Здесь есть знакомые пятиэтажки советского типа, но их активно обновляют, делают более современными.
Мне кажется, сейчас уже большой разницы между восточной и западной частями города нет. Просто есть разные районы — как в тех же Москве и Питере. Помню, захотел съездить в Нойкёльн, это на западе Берлина. Так мне сказали, что туда лучше не соваться.
— Жить в Германии вам нравится?
— В целом — да. Я же приехал сюда из-за гандбола. Вообще, конечно, лучше всего находиться дома, рядом с родными и близкими. Но раз в силу обстоятельств появилась возможность поиграть в Берлине, то почему бы и нет? Домой всегда успеешь.
Здесь мне всего хватает — кроме, конечно, семьи. Рассчитываю, жена с дочкой приедут хотя бы на какое-то время, и будет ещё лучше. Пока же надеюсь увидеть их в марте. Когда приеду в сборную. Надеюсь, удастся отпроситься…
Германия. Владислав Кулеш: "Пока я не в своей тарелке. Надо привыкнуть, понять, что от меня хотят"
Фото: личный архив Виктора Киреева; morgenpost.de, bz-berlin.de, tagesspiegel.de