В середине января пресс-служба "Зенита" сообщила о возобновлении онлайн-игры Fantasy Handball. БЦ обратился к пресс-атташе петербургского клуба Станиславу Фёдорову с просьбой рассказать, как пошёл процесс.
Ещё в 2016 году Фёдоров разработал гандбольный аналог популярного увлечения, однако через пару лет проект пришлось закрыть. И вот — в 2023-м легендарная игра вернулась.
Что такое фэнтези-спорт? Простыми словами, это игра, в которой вы являетесь менеджером команды, собираете, а затем меняете состав из реальных спортсменов (с ограничениями по бюджету), и выбранные игроки приносят вам очки за полезные действия (голы, передачи и многие другие статистические показатели).
История увлечения восходит аж к XIX веку, однако в более привычные формы фэнтези стал оформляться в 1930-х. Всё началось в США с бейсбола. Сейчас же самыми популярными фэнтези-турнирами во всём мире являются футбольные.
Но самая богатая индустрия — всё равно в США, где преобладают фэнтези по главным игровым видам этой страны: местному футболу — американскому, бейсболу, баскетболу и хоккею. Ежегодный оборот американского фэнтези-спорта в 2015 году составлял 2 миллиарда долларов!
В России крупнейшей и, по сути, единственной площадкой для фэнтези является один из самых популярных спортивных сайтов Sports.ru, предлагающий для любителей соревнования по футболу (в фэнтези-турнире Российской Премьер-лиги, например, участвует больше 30 тысяч пользователей), НБА, НХЛ, КХЛ и биатлону. Однако что-то подобное тому, что делает Станислав Фёдоров, любителям, например, российского баскетбола или других видов спорта найти трудно.
"Быстрый центр", между прочим, приготовил отдельный приз победителю самой многочисленной частной лиги фэнтези-гандбола. Ну и вообще — пройти мимо такого явления мы не могли, поэтому подробно пообщались со Станиславом. Поехали!
Голоса гандбола. Станислав Фёдоров: "Иногда меня можно встретить в спортшколе с дрелью и лобзиком"
— В рейтинге на начало февраля — почти 360 участников. По-моему, крутой результат. Или рассчитывали на большее?
— Зарегистрировано всего даже более 400 человек, но проблема прежняя: одно дело, сколько людей набирает команду, другое — сколько продолжает играть, делая замены. Сейчас таких — человек 70. Интерес, к сожалению, пропадает быстро. Какую-то цель по количеству не ставил, хочется, чтобы люди просто не забрасывали игру.
Думаю, это связано с тем, что не все любят вникать в правила, мол, команду набрал и она сама играет. Но это не так, ведь каждую неделю на площадку выходят не все команды или гандболисты. На мой взгляд, на замены в одном туре достаточно потратить минут 10-15, что даст возможность бороться за высокие места.
— Когда решили дать фэнтези-гандболу вторую жизнь?
— Да недавно — на самом деле. Прикинул, успею ли сделать к возобновлению сезона во второй половине января, в итоге получилось. Всё заняло дня 3-4.
— Поделитесь техническими подробностями — разработка и ведение сайта, подключение статистики и прочее... За этим стоит один человек?
— Да, всё делаю сам. На самом деле — это не занимает много времени: всё почти — автоматически. Например, данные по одному матчу обновляются нажатием пары кнопок. Платформа осталась прежней, обновил, конечно, команды и футболки, актуализировал правила и список призов.
Со статистикой отдельная история. Возможно, вы видели, что во время трансляций наших матчей уже давно графикой выводятся интересные цифры — удаления, потери, проценты и прочее. Поэтому сначала я подключил статистику к трансляции. Сделать это было непросто, так как до 2016 года ФГР собирала данные в офлайн-режиме.
Нашёл способ считывания статистики в онлайне и использования её в трансляции. Потом начал думать, где ещё можно применить эти данные, решил попробовать сделать фэнтези.
Кстати, когда менялась система ведения статистики, я успел сохранить все данные с 2005-го по 2016-й по мужскому и женскому гандболу.
— Наверняка после запуска всплыли какие-то "косяки"…
— Есть неточности по амплуа у 3-4% гандболистов. Это связано с тем, что игроки заносились в базу из заявок на сайте ФГР, а там указаны несколько позиций. Автоматически же бралась первая из них. Так как время перед запуском было ограничено, проверить всех, честно скажу, не успел.
Изменить амплуа по ходу — непросто. Для этого нужно, чтобы игрок не находился ни в одной команде. Если вижу, что гандболист с неверной позицией никем не выбран, меняю. А все глобальные ошибки убрал ещё в прошлый раз.
— В игре учитывается очень много статистических данных. Особенно на контрасте с футболом, где очки даются за голы, передачи да время на поле…
— Ну так это специфика гандбола! Ведь есть игроки, кто вообще не атакует, их же тоже надо оценивать. Поэтому и ввёл баллы за действия в защите. То же самое и с процентом реализации. Бывает же, что гандболист забросил 7 мячей, но сделал 20 бросков, что для команды не очень хорошо, поэтому и в фэнтези полезность должна учитываться.
Помнится, ЕГФ один раз проводила фэнтези по Лиге чемпионов, вот там считались только голы, ну и была ещё пара критериев. На мой взгляд, это чересчур простенько.
Кстати, тогда болельщики "Невы" выиграли соревнования среди клубных лиг и получили чуть ли не тысячу евро на развитие фан-движения. С тех пор ни о каком гандбольном фэнтези я не слышал.
Фанатские истории. "Невы" неспешное теченье — на трибуне становится тише…
— Я лично пропустил последний тур и откатился с 15-го места к концу пятого десятка. А на каком месте ваша команда?
— Ой, да низко (улыбается). Где-то не повезло, где-то поторопился. В прошлых розыгрышах финишировал высоко, но вне зачёта.
Не ставлю целью победить. Из кого сам набираю команды? Ну пару человек своих — из "Зенита" — могу взять (улыбается), но больше смотрю на календарь. Например, если фаворит играет с аутсайдером, лидеров команды могут задействовать меньше, поэтому надо искать другие варианты.
— Забыл сделать замены из-за странного, на мой взгляд, расписания туров. До матча "Виктора" и "Чеховских медведей" было ещё 6 дней, а возможность для замен исчезла. Это сделано специально? Или всему виной не поддающиеся изменениям алгоритмы?
— Время дедлайна — 15 часов каждого понедельника. Сделал я так ещё в прошлый раз, потому что тогда не было уверенности в статичности календаря, а менять каждый раз и затруднительно в плане оперативности, и игроков можно запутать, что обернётся претензиями. Это же время считаю оптимальным, потому что в понедельник если и есть матчи, то только вечером.
— Ещё как опытного фэнтезиста, пусть и футбольного, меня смутили ну очень высокие цены (или маленький бюджет, тут как посмотреть). Из чего они формируются?
— Из формы игроков за последние 5 матчей. Среднее количество очков гандболиста за игру умножается на 0,75 и прибавляется 4. Отсюда и цена. Максимальная стоимость — 12, минимальная — 4, иначе цена может быть и отрицательной.
Высокие цены? На мой взгляд, нет. Проводил аналогии как раз с футбольной Лигой чемпионов, где бюджет 100 виртуальных миллионов на 15 игроков также с максимальной ценой 12 млн.
Стабильные цены на весь сезон не так интересны, ведь у гандболистов может быть и спад, и прогресс, потому возможно сильное несоответствие цены и результата. Из-за этого, кстати, добавил лимит на бюджет — чтобы дать возможность отстающим догнать лидеров. Раньше, если игрок отрывался в общем зачёте, достать его было нереально.
— А вам не кажется, что правила для большинства слишком сложные — и если как-то упростить, интереса будет больше?
— Хм, а в чём упрощать? Я не уверен, что это сказалось бы на количестве участников.
— Интересовались, сколько гандболистов "Зенита" играют в фэнтези?
— А в базе данных же есть все фамилии участников. Думаю, 15-20 процентов — это гандболисты, причём и из Суперлиги, и из зарубежных чемпионатов. Глеб Чернов, например, шутил о своей низкой стоимости только в комментариях, написал, что мои личные пристрастия сказались. Я ответил, что всё считает автоматика, но обещал поговорить с программой (смеётся).
Глеб Чернов: "В Таганроге "кормёжка завтраками" затянулась, а объяснений никто из нас не получил"
— А давно вообще фэнтези-спорт в вашей жизни?
— Да. Когда работал на телевидении, играли всей редакцией в фэнтези по футбольным Лиге чемпионов и Лиге Европы на сайте УЕФА, но в других турнирах не регистрировался. Всё-таки, если хочешь добиться высокого результата, нужно изучать статистику, следить за состоянием игроков и команд, одним слово, уделять этому время, а его не хватало. Однако лет 12 активному фэнтези точно отдал.
— Признаюсь, первый запуск игры не застал. Расскажите, что сподвигло создать гандбольный аналог фэнтези?
— Как и говорил, искал варианты использования статистики. Ну а так как играл в футбольный фэнтези — идея, можно сказать, лежала на поверхности. Ну и то, что такого никто до меня не делал, тоже было приятно.
На всё про всё ушёл где-то месяц. Был период, когда статистику надо было считать вручную. Пару месяцев каждому матчу приходилось уделять минут по 40. Но так как игра была запущена, прерывать её не стал.
На второй сезон добавил несколько возможностей для получения призов, но интерес, к сожалению, остался прежним. 30-40 человек делали замены до конца сезона, но это, прямо сказать, было не очень оправданно с точки зрения и физических, и финансовых затрат.
И в этот раз, к сожалению, больших изменений в этом плане не вижу. Но будем надеяться на лучшее — когда такой популярный портал, как БЦ, напишет, интерес ещё возрастёт (улыбается).
— Каковы же дальнейшие планы?
— Пока смысла строить их не вижу, посмотрим, как закончится сезон. Понимаю, что целый год следить за событиями и играть непросто, поэтому, думаю, удерживать внимание полсезона, как у нас получилось в этот раз, легче.
Кстати, вспоминается, что после первого запуска игры в 2016 году ко мне обратились представители одного из клубов женской Суперлиги с просьбой сделать фэнтези и по их турниру. Однако финансов на это у них не нашлось. Может быть, кто-то снова заинтересуется созданием игры по женскому гандболу? Возможности у нас есть!
Olimpbet Суперлига. 33 несчастья "Кубани" с "Ростовом" прервала экс-ростовчанка Собкало
Фото: пресс-служба "Зенита"; fantasy.spbhandball.ru