28-летний правый крайний снежинской команды "Динамо-Сунгуль" Павел Демаков в интервью БЦ — о том, как пропустил целый год, отслужив срочную, как тренировался в Москве у Юрия Егорова, а также про поездки и предстоящий кубковый матч с "Воронежем".
— На днях случились не то чтобы две сенсации, но в двух матчах Кубка России клубы высшей лиги победили команды Суперлиги и прошли дальше. Я про московскую "Академию" и волгоградский "Каустик". Не страшно было ехать в Воронеж?
Кубок России. "Вышка" продолжает зажигать: дальше идут и волгоградцы, оставив не у дел "Акбузат"!
— Ну, думаю, риск есть. "Воронеж", безусловно, хороший коллектив, из того, что мы посмотрели — вывод однозначный: играет неплохо! Да, готовились серьёзно, с видео. Но, конечно, приехали только за победой. Да и дальше, чего греха таить, хочется пройти — например, до "Финала четырёх". Это же совсем другое внимание, трансляции по ТВ…
— Расскажите: как добирались из Снежинска? Не ближний свет ведь!
— Сначала доехали на автобусе до Екатеринбурга. Точнее, до аэропорта — это около 100 километров, чуть больше часа. Потом два часа полёта до Москвы. И после этого — на автобусе до Воронежа. Ещё 6-7 часов, считай.
— Утомляют такие переезды и перелёты?
— Вот именно перелёты больше утомляют. Самолёты плохо переношу, честно говоря: уши закладывает. Лучше бы на поезде, наверное… Ну а на автобусе такие переезды — дело привычное. Кто что делает в дороге? Здесь всё индивидуально: кто спит, кто кино смотрит, а кто — видосики, как я. Если интернет есть. Вот сейчас был всю дорогу, пока до Воронежа ехали, смотрел всё подряд.
— А гандбол — тоже?
— Нет (улыбается), тут я только или себя могу посмотреть, или когда соперника проанализировать надо. Само собой, вратарей изучаю. Это обязательно надо — чтобы забивать им.
Подметил такую закономерность. Вот есть голкиперы темповые, а есть, как принято говорить, классики. Считаю, мне легче с темповыми. И при семериках, и вообще: ты же когда вылетаешь — смотришь, что они делают, прикидываешь варианты броска... Те же темповые — они прыгают при пенальти, пытаются заманить куда-то. И тут такая игра начинается: они тебя хотят обмануть, а ты — их!
— Самый неудобный для вас голкипер — кто?
— Сейчас его уже нет в Суперлиге, в прошлом сезоне играл — волгоградский вратарь, сейчас фамилию не вспомню уже…
— Там сейчас и Николай Сорокин — но он, правда, только-только вернулся!
— Вот, кстати, Сорокин тоже для меня — тяжёлый вариант. Помню, когда в первый раз в том году с Таганрогом играли — намучились мы с ним. Ох, эти классики вообще опасные, говорю же!
Николай Сорокин: "Рекорд Сукосяна вряд ли побью, но как минимум до весны на воротах останусь!"
— За счёт чего Алексея Стельмаха из Воронежа собираетесь обыгрывать? И вообще — кого больше опасаетесь у соперников?
— За счёт чего — говорить не буду перед игрой (улыбается). Но, разумеется, изучал его, как и остальных: сильные и слабые стороны. Стельмах — хороший и опытный вратарь, помню по Чехову его ещё. Что ж, попытаемся обыграть… Ну а самый опасный у соперников — Владимир Немцев, постараемся его закрыть.
— Про кубковую цель уже сказали, а в Суперлиге на сезон задачи какие?
— Хотелось бы, конечно, в восьмёрку в чемпионате попасть, да и задача такая вроде стоит. Полагаю, есть все шансы. С первой пятёркой всё ясно: "Виктор", ЦСКА, Пермь, Чехов, Питер… Остальные, думаю, все могут попасть в плей-офф, а могут и не попасть.
— Как старт вашей команды оцените? Ожидали такого или планировали, что получше будет?
— Да на самом деле — думали, что чуть похуже. Всё же команда обновилась. Много новых лиц. Требуется время обычно, правда ведь? Но сыгрались удивительно быстро, за лето. Много общались, разговаривали о гандболе. И всё лучше понимали друг друга. Коллектив сложился!
Сейчас вспоминаю — да, могли побольше очков уже набрать: и я не только про выездные игры в Москве и особенно в Ставрополе. Дома тоже. Вроде всё есть, но вот чего-то не хватает. Совсем чуть-чуть! Может, холодной головы в концовке? Излишне волнуемся, наверное…
— А если вспомнить Спартакиаду: это помогло или помешало в плане подготовки?
— Однозначно — помогло! Вообще, когда собирается новая команда, чем чаще ты будешь играть, тем лучше. Этот опыт не заменит ничто. Мы сначала отыграли домашний турнир Давыдова. Вроде нормально, но в целом как-то непонятно: что-то получалось, что-то — нет. И вот тут как раз добавить в сыгранности очень помогла Спартакиада.
— Давайте теперь про вас поговорим. Вы же местный, из Челябинской области? Как пришли в гандбол?
— Да, я из Озёрска. А как пришёл? Включил телевизор, увидел… Не помню, кто играл — случайно совершенно включил-то. Понравилось. Сказал папе, что хочу пойти попробовать. Он ответил: мол, у меня есть знакомый, кто тренирует. Это был Андросенко Олег Петрович.
— Папа не спортсмен у вас?
— Футболист. И меня поначалу в ту сторону тянуло. Но вот увидел тогда в 12 лет по телевизору — и понравилось почему-то, что мячик руками бросают! Так гандбол перебил футбол (улыбается).
Начал играть. Потом Олег Петрович позвонил Василию Владимировичу Королёву в Снежинск. Есть, говорит, леворукий — возьмёшь? Поехал на просмотр. Сначала приезжал тренироваться на неделю, потом отправлялись на игру, на соревнования… А затем совсем переехал. 9-й класс у себя в Озёрске закончил — и перешёл в профессиональный лицей №120 в Снежинске, жил в общежитии при нём. Играл за дубль с 15 лет.
— А потом неожиданно в армии оказались…
— Да, так жизнь повернулась: вроде попал в Суперлигу уже, какие-то варианты были для нас с Сашей Порсевым, но отправился на год служить. Ещё когда был там, позвонил Витя Николаев, который сейчас в Казани на воротах. Спрашивает, ты после армии хочешь играть? Отвечаю: да, конечно. Он меня в УОР №2 порекомендовал — в Москву.
Там 4 месяца провёл. Занимался у Юрия Львовича Егорова, игравшего раньше за сборную России, тоже очень хорошая школа! Подсказывал мне какие-то нюансы: подкрутки, "в ушки" как засунуть мягкие… Ну и сам что-то видел, впитывал.
— Если честно: не жалеете про тот год, который вне гандбола провели? Может, ещё лучше бы играли?
— Точно не жалею. Это в любом случае — хороший жизненный опыт. Всё, что было, пошло мне на пользу. Даже так скажу: вернулся полным сил. Это была такая перезагрузка, отдохнул от гандбола. Соскучился по игре!
— В армии не выходили на площадку ни разу?
— Однажды вызвали в полицию местную — это было в Оренбурге, я неподалёку служил. Оказывается, услышали, что я гандболист. "Ты играл? — Да. — Мы тебя заявим тогда за нас. — Здорово, давайте!" Ну и всё, тишина после этого. Даже не знаю — как и почему.
— А как после Москвы в Челябинске оказались?
— Николай Николаевич Чигарёв, тогда главный тренер команды УОР №2, созванивался с челябинскими тренерами. Они сказали, что хотели бы меня забрать. Спросил, не возражаю ли. Я ответил, что не против. И отправился в Челябинск. Пять сезонов там провёл.
И вот контракт заканчивается — мне никто ничего не говорит. И из других клубов нет предложений. А Лёха Павельев, с которым отыграли все 5 лет в Челябинске, сказал, что едет в Снежинск с руководством общаться. "А ты куда? — Да я не знаю, везде — тишина. Наверное, на завод пойду! — Ну я тебя понял!" Потом вернулся: "Всё, я поговорил, тебя возьмут! — Блин, Лёх, спасибо тебе!"
Тексты Алексея Павельева-младшего в БЦ
Ну а дальше обсудили уже с руководством условия контракта. Подписался со Снежинском на два года плюс один.
— Но сезон отыграли — и тут "Сунгуль" объединили с челябинским "Динамо". Евгений Лысаков мне рассказывал в интервью для БЦ, да и от многих других слышал, что и в том, и в другом городе это восприняли в целом негативно…
Olimpbet Суперлига. Евгений Лысаков: "За моим пловом очередь выстраивается!"
— Ну а как иначе? Всё же у каждой команды своя история, свои болельщики. Я понимаю — бюджет, всё такое… Но до этого ведь всем хватало? Да и было классно, когда играли между собой. Такая заруба шла, настоящее уральское дерби — это круто!
— Вопрос, который задаю всем левшам — например, вот недавно с юным Макаром Дебелым общались: в правшу вас переделывать не пытались?
— В школе — нет, а дома попробовали. Мама с папой, когда увидели, что я левой рукой всё делаю, решили: надо переучить. Почему-то многие думают, что левша — это неправильно. Дали вилку в правую руку. Показали, как сами держат. Я посмотрел на них удивлённо: вы чего, зачем это? Переложил обратно и начал есть левой. На этом попытки закончились (улыбается). А потом оказалось, что для гандбола это только лучше!
Olimpbet Суперлига. Иван Мишин: "Пишу правой, в футбол играю правой… А в гандболе — левша!"
— Вас сразу определили на край?
— Нет, играл и полусредним. А потом, когда все выросли, стало понятно, что с моим ростом 1,82 м — лучше на краю. Сначала тяжеловато было. Неудобно, на линию наступал постоянно… Но сейчас уже, понятно, таких проблем нет — и давно.
— Есть крайние, у которых учились чему-то, пытаясь что-то перенять?
— Вне конкуренции на моей позиции — француз Люк Абало. Прыжок, кисть… Из наших крайних, хотя он и слева играет — Тимур Дибиров.
— Кстати, вам стало легче с новой трактовкой правил?
— Да, в целом — безусловно, легче. Лишний раз теперь крайних не трогают. Но тут ведь тоже от арбитров многое зависит. Без конкретики, но иногда ведь бывает такое выездное судейство — что по старым правилам, что по новым…
Фото: пресс-служба ГК "Динамо-Сунгуль"