Давайте-ка честно: если кого называть прямо сейчас тренером-победителем в нашем женском гандболе — так в первую очередь его, Минина. Дважды подряд выиграть молодёжный чемпионат страны — не шутки. При том, кстати, что по крайней мере в этом сезоне фаворитом его ЦСКА-2 явно не считали: и девчонки помоложе, чем у той же Астрахани, да и в целом…
А он — снова на коне! Даже удивительно, что про Олега Валентиновича писали в наших СМИ не так уж часто и известно про него не так уж много. Хотя "Быстрый центр", конечно же, периодически давал Минину слово — и интервью получались яркими.
Олег Минин: "Астраханский дубль был фаворитом турнира, тем приятнее наше чемпионство"
И всё же хотелось узнать про него больше. Тем более человек и тренер — интереснейший (часто ли кто-то из наших героев интервью берётся сам подписи к фото придумать?), да и судьбы нетривиальной, как выяснилось. Так что — лучше поздно…
Да, так уж получилось, что познакомились мы и поговорили уже после ухода Олега Валентиновича из ЦСКА в свежесозданный китайский "Феникс", что возьмёт по осени старт в российской женской Суперлиге. По окончании пляжного чемпионата Москвы, последнего турнира, где Минин и прощался со своими девчонками. Хотя, возможно, и просто говорил: "До свидания".
— Такое ведь тоже может быть, Олег Валентинович?
— Вполне. Мир же тесен, а наш гандбольный — тем более… Вышло так, что мой переход оказался достаточно неожиданным. Была поставлена задача: работать с китайской командой в российской Суперлиге. Нашему штабу нужно подготовить китаянок к Азиатским играм и ориентироваться в дальнейшем на отбор на Олимпийские игры-2024 в Париже.
Для такого короткого периода времени задача, конечно, очень сложная, но будем её решать.
— А как вы прощались с цээсковками? Некоторые из них ведь с вами с самого детства!
— Ох, эта тема тяжёлая, конечно! Что скрывать: мой уход из молодёжки вообще-то девчонки воспринимали с грустью. Переживали очень, даже слёзы были. И мне самому тоже нелегко это всё далось. Как от сердца отрываю…
Сами посудите: такой большой кусок жизни связан с детским и затем молодёжным гандболом. Все мои знания и часть души там.
Знаете, о своих девчонках я могу говорить бесконечно, горжусь ими. Это — настоящая команда. Мы друг другу доверяли, могли опереться друг на друга. А в любой командной деятельности это самое важное.
Со многими из них я начинал ещё в 53-й московской школе в Вешняках у Эдуарда Леонидовича Борисова в 2012 году. Не могу не отметить самую первую мою воспитанницу Валю Шальнову. Удивительная девчонка!
Я же, кстати, Валю тут на пляжке в ворота поставил, видели? Нет? О, так она там поотбивала всё. Даже потом шутил над ней, показывая на нашего вратаря — Леру Мореву, с которой они давно не разлей вода: "Всё, подругу ты потеряла, считай…"
Все — на пляж! Снег на горячем песке. Первый чемпионат Москвы и двойной триумф "Территории спорта"
Потом уже была сборная Москвы, в которой к тем девчонкам из 53-й присоединились воспитанницы Оксаны Зюзиной. Наш уровень рос потихоньку. В 2016 году 5-е место заняли, в 2017-м — уже 2-е.
В итоге, получается, путь из детского гандбола до молодёжного золота проделали со мной, кроме Шальновой и Моревой, и Вика Юрченкова, и Лера Василенко, и Даша Прокудина, и Соня Алиева, и Настя Мочалова, и Юля Крупенникова.
Три из них — Василенко, Крупенникова и Мочалова — стали серебряными призёрами чемпионата Европы-2021 в составе молодёжной сборной России под руководством Михаила Измайлова, в тренерский штаб которой я входил.
Но москвички — это, конечно, только часть команды, с которой мы работали. Наша молодёжка имеет широкую географию: Тольятти, Краснодар, Питер, Волгоград… Везде тренеры поработали на славу, это нельзя не отметить.
Как и то, что наши воспитанницы уже пополнили ряд команд Суперлиги, например, "Луч" и ЦСКА.
— Взрослый гандбол — это хорошо, но давайте пока всё же вернёмся к серебряному Евро. Расстроились тогда сильно, проиграв венгеркам и оставшись без золота?
— Да вообще-то, знаете, нет. Выступили, можно сказать, успешно. Заняли второе место, хотя не все в нас верили, в том числе и в прессе писали, что команде ничего особо не светит. На финал — да, нас, увы, не хватило. Но сказалась не усталость, а психология, скорее.
Больше расстроились, что на чемпионате мира так и не сыграли. Вполне могли выстрелить там этим летом. Ну что ж, видимо, не судьба. Сложилось как сложилось, ничего не поделаешь...
Сейчас в любом случае наступает кардинально новый этап в моей тренерской деятельности. Работа в Суперлиге с иностранной командой в составе российского чемпионата!
— Там вы будете помогать уже Наталье Дерепаско. Знакомы хорошо? И если нет, какое впечатление оставила при встрече?
— Ну как сказать — знакомы. Само собой, я её знал, как и весь гандбольный мир. В той же Словении на играх взглядами пересекались, здоровались. Но лично пока не общались. Встретимся уже 16 июля, когда команда соберётся. Там и будем решать, как работать и кто конкретно за что будет отвечать.
Наталья Дерепаско о работе в "Фениксе": "Бодниевой не пришлось меня убеждать. Я быстро согласилась"
— А подопечных новых уже хорошо знаете?
— Пока, честно говоря, не особо. Видел, разумеется, на Кубке дружбы, где мы все пересекались. И ещё два раза играл против них с ЦСКА-2... Будем знакомиться в работе. Как и со штабом. Знаю, что туда также войдёт Мария Воробьёва, трудившаяся в Ростове.
— Познакомим и с вами читателей БЦ. Про вашу карьеру гандболиста известно не так много, расскажите, как и с чего начинали?
— Как и многие в советское время — с того, что в нашу школу в Одессе пришёл в 3-м классе тренер и пригласил в секцию. Нас, пацанов, человек 40 собрали. Ну а дальше — тоже всё по традиционной схеме. Кто-то отсеялся, кто-то до конца дошёл.
Вадим Михайлович Родионов, известный тренер, с нами работал. Кстати, у него же занимался и Володя Головин, который тренирует национальную сборную Венгрии: мы с ним и в МАИ потом вместе играли. Ну и до сих пор общаемся, регулярно перезваниваемся…
— Подождите, а как вас из Одессы в МАИ занесло?
— Обычно путь у нас, одесских мальчишек, занимавшихся гандболом, лежал в СКА (Тирасполь). Да, формально команда относилась к Молдавии. Но при этом базировалась в Одессе.
Ну а я конце 8-го класса поехал в киевский спортинтернат. А дальше — очередной поворот судьбы. Вместо того, чтобы идти в киевский СКА, отправился в Москву. Меня в МАИ Владимир Николаевич Кравцов пригласил. Легендарный гандболист — он на правом краю играл, если кто не помнит, олимпийский чемпион-1976 и чемпион мира-1982.
Поступил я, таким образом, в институт. И два сезона за молодёжку играл. В первый из этих сезонов мы пятыми стали, а потом и вовсе — чемпионами СССР! Это было в 1986-м.
Удивительное дело по тем временам, скажу вам, что не армейская команда выиграла первенство Союза среди молодёжи. Тогда ведь и в ЦСКА московском, и в киевском СКА, и в минском, где работал Спартак Петрович Миронович, сколько было перспективных ребят… Но вот смогли всех опередить.
Далее попал уже в основную команду МАИ — к не менее легендарному Юрию Михайловичу Климову (а Николай Чигирёв вторым тренером тогда был). С 86-го по 92-й отыграл там. Ну а потом — девяностые. Уезжали все. И практически куда угодно. Точнее, куда звали.
Меня пригласили в Испанию — и я на сезон в "Гвадалахару" уехал. Ну а в 93-м оказался в Германии. Во второй бундеслиге. Здоровье уже, откровенно сказать, не позволяло на самом высоком уровне играть…
У меня же была тяжёлая травма. Кресты. И потом восстановление долгое. Так бы, вполне возможно, претендовал и на поездку в Сеул, на Олимпийские игры-1988, на которых наша сборная выиграла.
Но вот получил травму — и отряд не заметил потери бойца, как у нас в то время говорили. Конкуренция-то какая на моей позиции была — закачаешься! Александр Тучкин, Раймондас Валуцкас... В общем, так получилось, что в сборной на крупных турнирах не сыграл.
— Если о Германии говорить, то там много наших играло…
— О, это да. Только навскидку: Миша Васильев, Жора Свириденко, Валуцкас тот же… Хотя лимит на легионеров тогда достаточно жёсткий был. Сначала — один иностранец на команду, потом двоих разрешили. Впрочем, это касалось лишь тех, кто не из ЕС. По ним как раз все лимиты отменили, тех же норвежцев условно — сколько угодно можно было брать.
Я сначала в Котбус поехал, потом перебрался в Цвиккау. И то, и другое, кстати, бывшая ГДР. Ещё застал там наши гарнизоны, но как раз уже войска уходили. Время было, вы помните, переходное.
Кстати, Котбус — это буквально в 30 километрах от польской границы. Помню, что там многие и заправляться в Польшу ездили. Это же дешевле. Как направлялись, скажем, в Люксембург те, кто уже на западе Германии жил.
— Вторая бундеслига ведь не чисто профессиональная была?
— Да, всё верно. Мы, легионеры, только тренировались и играли. А вот остальные приходили уже в свободное от работы время.
Но при этом что всегда поражало: гандбольные команды ведь часто располагались в небольших городках. А иногда даже деревнях, прямо скажем: тысяч на 10, а то и меньше. Но залы при этом — полные! И люди в игре разбираются, культура боления — на высочайшем уровне.
— Закончили вы, насколько понял, по здоровью?
— Именно так. Чтобы на двух ногах своих ходить. Иначе, увы, могли быть печальные последствия…
Но самое интересное — это не все знают — через 5 лет после окончания карьеры я вернулся на площадку. Жена, Светлана, уговорила — сказала, сын-то не видел, как ты играешь, покажи ему (улыбается).
Правда, клуб был региональной немецкой лиги, даже название его смысла нет писать. Но всё же пять лет паузы есть пять лет! Да и контракт-то был настоящий, профессиональный, всё чин по чину. И команде помог тогда, решили задачу…
Ещё один момент любопытный вспомнил. Как сын на площадку выбежал. Толя в первый раз на гандбол тогда пришёл в свои 4 года, так что вы думаете? Когда Светлана отвернулась, он взял и вниз с трибуны рванул. Она кричит: "Толя, стой, ты куда?" А он спокойно так: "Я к папе". И побежал…
Хорошо, игра на другой половине шла. Судьи увидели, остановили её, спрашивают: "Чей ребёнок?!" Никогда такого не было, все в шоке… Смешно ещё потом было, когда Толя бабушке рассказывал: "Меня там эти лошади чуть не затоптали!" Она не поняла: "Вы что, на ипподром ходили?" — "Да нет, — говорит, — это гандболисты".
— Вам ведь предлагали не уезжать из Германии?
— Да, варианты были. Но остаться никогда не хотелось. Тут у каждого, наверное, свой путь. Я вот так решил. А тот же Головин, с которым мы и в Одессе, и в МАИ играли, нашёл себя в Венгрии, стал там замечательным тренером.
— Да, столько выиграл с венгерской молодёжкой: и Европу, и мир! Или с игроками ему повезло? В Венгрии ведь много талантливой молодёжи — даже если посмотреть на следующую генерацию, с которой уже вам довелось столкнуться…
— Нет, думаю, его заслугу не стоит преуменьшать. Как и других тренеров. Да, несколько лидеров там есть. Но в целом юные венгерки — это в первую очередь сыгранность: недаром они молодёжной сборной в местном чемпионате принимали участие. И это вполне можно брать, кстати, на вооружение.
Вообще не так просто оценить, кто из молодых гандболисток станет звездой во взрослом гандболе, а кто сойдёт с дистанции до времени. Переход из молодёжного спорта — самое, наверное, тяжёлое в карьере любого игрока. Не все с этим справляются. И очень важно, чтобы в этот момент рядом был грамотный и понимающий тренер.
— Понятно, что вы недавний чемпионат мира U-20, где Венгрия проиграла в финале Норвегии, смотрели с тяжёлым сердцем: на их месте, перефразируя одного киногероя, должны были быть мы… Но ведь смотрели же?
— Конечно, а как же? Это ведь нужно. Что отметил по тем же венгеркам — защита у них тренером качественно была построена. Но, на мой взгляд, у норвежек всё же лучше, если говорить про финал. И было видно, что те вообще индивидуально сильнее. В общем — по делу победили.
— Но вот, насколько знаю, не все тренеры так много гандбола смотрят…
— Не знаю, про кого вы, но ещё раз скажу: без этого никак. Какие-то вещи для себя подчёркиваю обязательно, что-то даже из Лиги чемпионов бывает применимо и к моей команде. Ну а кое-что можно попробовать, но сработает или нет — это только практика покажет.
Тренер, моё твёрдое убеждение, не имеет права игнорировать современные тенденции, он должен развиваться. Всегда. В том числе и поэтому мне сейчас интересен новый вызов по имени "Феникс"…
Фото: личный архив Олега Минина