Тренер по физподготовке — ответственная должность в любой команде. А в женской, тем более в такой, как звенигородская "Звезда", где немало молодёжи — вдвойне.
Александр Колотев, сам замечательный в прошлом линейный (кстати, ещё и отец перспективного хоккейного вратаря!), ныне отвечающий у "звёздочек" за "физику", пообщался с БЦ прямо накануне первого полуфинального матча с ЦСКА. С предстоящих игр, первая из которых пройдёт в Звенигороде в среду, 11 мая, мы и начали разговор с тренером.
Olimpbet Суперлига. Первый полуфинал. "Звезда" — ЦСКА. Тонус или свежесть: что сейчас важнее?
– Как подошли к встречам с ЦСКА с точки зрения физподготовки? В конце сезона – своя специфика ведь, так?
– Конечно. Финиш сезона – всегда особый разговор. У девчонок накапливается усталость. Физическая и психологическая. Снижение нагрузок тут – даже не обсуждается. Хотя поддерживающие, как их называют, занятия в любом случае присутствуют. Связанные с ОФП. Сильно же нагружать точно нельзя – даже если игра через неделю.
– Выходной как даёте: сразу после игры или спустя сутки?
– На следующий день отдых непременно должен быть. Соревнования – всегда экстремальная нагрузка. По себе ещё помню, когда играл: после матча – как перееханный "камазом". Голову восстановить надо, тело восстановить надо… Так что выходной – обязателен. Иначе начинается перетренированность, а это может быть самым страшным. Бывает, когда тот, кто меньше участвовал в игре, на следующий день тренируется, но это – редко.
– В мужских командах в былые годы – в разных видах спорта – тренеры порой чуть опасались отпускать команду на выходной. Сами понимаете, почему…
– Понимаю (улыбается). Но вы правильно заметили: в мужских. Потому что у прекрасного пола не бывает по большому счёту проблем с нарушением режима. В этом плане – вообще вопросов нет и не было.
Другое дело – иногда тренеры, напротив, специально собирают команду за столом. Тимбилдинг такой. Там девчонки могут обсудить далеко не только игровые, но и бытовые, и семейные вопросы. Закон: чем дружнее они в жизни – тем дружнее потом и на площадке.
– Ещё вспоминаю из опыта общения с представителями других видов. Вот Анатолий Мышкин, легендарный наш баскетболист, работавший как тренер и с мужскими, и с женскими командами, объяснял мне так специфику: у мужиков – надо стоять с палкой, а женщина, если она тебе верит, сделает все упражнения от и до, даже когда ты вышел из зала. А если не верит – хоть с чем стой над ней, бесполезно!
– Согласен абсолютно. Женщины – более дисциплинированные. Впрочем, и невозможно проконтролировать всех. Вот представьте: заходит в зал одновременно 20 человек… Как ты за всеми уследишь? Первое время я ещё пытался. Потом понял, что это просто не нужно. Увидел, что они все приходят и работают. И как вы выразились, не надо с палкой над ними стоять.
Вот Алексей Николаевич (Гумянов, главный тренер "Звезды" – БЦ), бывает, повышает голос. Чисто психологический момент: иногда требуется завести людей. Это не ругань, скорее, рабочие моменты. Все, к нашей радости, нормально это воспринимают.
Мне же вообще кричать не приходится. У нас всё проще: упражнение объяснил, технику поставил, дальше – уже знают, как выполнять. Иногда мелочи какие-то, нюансы поправишь – и достаточно…
А насчёт доверия: ну я же пришёл тоже из гандбола. Если бы из другого вида или из фитнес-клуба – наверное, не сразу бы стали доверять, пришлось бы завоёвывать их, скажем так. А так – всё на себе ведь испытал, всё прошёл. Тот же травматизм: я линейного играл, место в этом плане самое опасное. Так что ко мне, как заметил, как-то сразу все прониклись.
– Но потом важно это доверие не растерять, такое ведь тоже бывает…
– Конечно. Нужен постоянный контакт. Я прислушиваюсь к ним, а они – ко мне. Никогда никого не заставляю через боль работать. Лучше поменяю упражнение, если что не так идёт, найду безболезненное. Группу мышц ту же загрузим, но иначе. Не тираним, в общем. Наоборот – у нас правило: если у кого что болит – подходим, говорим, будем менять.
В общем, как приехал летом на первый сбор, так сразу с коллективом, как мне кажется, общий язык и нашёл. Они мне доверяют, я – им. Ну а как иначе? Общаемся всё время: с растяжениями, с мелкими травмами – все ко мне. Несколько девчонок было и с серьёзными уже: Марианна Егорова, Алиса Дворцевая… Там уже была полноценная реабилитация.
Марианна Егорова: "В 17 лет была на грани ухода из гандбола. Заканчивать отговорил Александр Ревва"
– Вообще травматизм в гандболе сильный?
– Ну у нас вид спорта не для неженок, конечно. А у женщин предрасположенность, скажем, к травмам нижних конечностей – высокая, на 30 процентов выше, чем у мужчин. Это природа, ничего тут не сделаешь. Но! Травматизм можно было бы и снизить. Всё из детства ведь идёт. Ну даже если не всё, то многое. А у нас за механикой передвижений, за техникой бега в детском спорте почти никто не следит – вот и получаем потом проблемы у взрослых гандболисток.
Переучивать – в сто раз сложнее. Чтобы этого избежать, выступал даже на Конференции ФГР. Предлагал методы решения проблемы. Посмотрим, может, удастся тут что-либо изменить. Надеюсь на это…
Вот с нашим УОРом, училищем олимпийского резерва, тоже пытаемся в этом плане взаимодействовать. Контакт есть, но не настолько плотный, как хотелось бы. С логистикой не всё просто: знаете, у нас УОР далековато находится. Но когда ко мне обращаются, просят что-то – никогда не откладываю, помогаю. Всё же это наше будущее.
– Вот вы сказали, у женщин выше предрасположенность к травмам нижних конечностей, правильно? Специфика тренировок сильно отличается от мужских в связи с этим?
– Нет, не очень сильно. В ручном мяче, как говорят обычно в таких случаях, волка ноги кормят. И в мужском, и в женском. Поэтому и работаем в первую очередь над ногами. 50 процентов тренировки точно этому посвящаем. Хотя, конечно, возвращаясь к началу нашего разговора, на предсезонных сборах – одна специфика, в соревновательный период – другая, в нюансы уж позвольте не вдаваться. Но в целом: и гандболистам, и гандболисткам нужны сильные ноги. Чтобы меньше травм было.
– А хоккеистам? Понимаете, на что намекаю?
– На сына?
– Да-да, именно на вратаря Ярослава Колотева, который на днях стал чемпионом России среди юношей 2006 года рождения, с чем вас от души и поздравляю!
– Спасибо большое. Да, команда "СКА-Стрельна", за которую он выступает, ранее ставшая победителем первенства Санкт-Петербурга, 8 мая выиграла и всероссийский турнир. В финале встречались с ЦСКА, счёт – 5:2. Невероятно рад за сына, для него это огромное достижение. Сказать, что Ярослав любит хоккей – ничего не сказать, он живёт хоккеем! И трудолюбивый: его на тренировки загонять точно не надо.
– Так ему в плане физподготовки что-то советуете?
– Ну нет, конечно. Там в штабе у них – четыре тренера, включая специалиста по "физике". Зачем же со своим самоваром в Тулу поеду? Для меня главное, что сын развивается, шагает вперёд. А влезать – смысла не вижу, всё же хоккей с гандболом – довольно разные виды. Хотя оба – игровые, да и площадка – похожих размеров… Так что стараюсь в первую очередь морально поддержать. Чтобы не раскисал, если где-то пропустил необязательные шайбы. Он очень ответственный, всегда сильно переживает по этому поводу.
– Вратари вообще – не такие, как все. В любом виде спорта.
– О, это точно. У них – своя вселенная. И в гандболе, само собой, тоже.
– В плане физподготовки всё равно с ними работаете?
– Разумеется. Хотя и тут есть своя специфика, которой, безусловно, Светлана Владимировна (Андрюшина, тренер вратарей "Звезды" – БЦ) владеет лучше. Но силовой работой с голкиперами – уже я занимаюсь. Как и реабилитацией после микротравм. Серьёзных повреждений, слава Богу, у наших вратарей не было. Надеюсь, и не будет, тьфу-тьфу!
Евгений Тимирбулатов: "В моем приходе в гандбол виновата любовь"
Фото: личный архив Александра Колотева; пресс-служба "Звезды"