Поговорили с Ларсом Бойсеном Микальсиком — экс-гандболистом, а ныне специалистом по физподготовке, который пишет книги, читает лекции и причастен к успехам сборных Дании и Бразилии.
Ларс Бойсен Микальсик — автор многочисленных статей и нескольких книг по физиологии тренировок и анализу разных видов спорта. Он написал первую в мире докторскую диссертацию по физиологии гандбола и известен как человек, способный внедрять результаты научных исследований в тренировочный процесс.
Ларс читает лекции для Датской, Европейской и Международной федераций гандбола, отвечает за обучение в области физиологии тренировок и физической подготовки в рамках программы "Master Coach Course". Он бывший гандболист высокого уровня, отыгравший 16 сезонов в элитной лиге Дании. Кроме того, он трудился наставником по физической подготовке в Датской футбольной премьер-лиге, тренировал ряд отдельных именитых спортсменов, в том числе экс-первую ракетку мира Каролин Возняцки, а также работал с мужскими и женскими гандбольными командами.
В качестве тренера по физподготовке Микальсик причастен к медальным выступлениям женских сборной Дании и Бразилии на топ-турнирах.
— В последнее десятилетие лучшие команды мира уделяют физической подготовке особое внимание. Почему?
— Потому что ее значимость в достижении результата повысилась. Вспомните матч Россия — Швеция на мужском чемпионате мира-2021 или поединок "Ростов-Дон" — "Кристиансанд" в Лиге чемпионов в этом году. В концовке российские игроки выглядели слабо. Было ясно, что им не хватало сил, и в итоге физическая подготовка существенно повлияла на исходы этих встреч. Побеждать в матчах и чемпионатах в современном гандболе способна только команда, хорошо подготовленная функционально.
От игроков требуется поддерживать высокий уровень физической готовности непрерывно в течение 9-10 месяцев, невзирая на количество тренировок и матчей. Гандболисты топ-уровня могут проводить до 80 поединков за сезон. Плюс 6-10 тренировок еженедельно. На чемпионатах мира и Европы одна сборная проводит 8-10 матчей в течение 12-14 дней. Соответственно, игроки должны находиться в хорошей форме и правильно восстанавливаться.
— На каком месте, по-вашему, находится Россия в части физической подготовки?
— Несколько десятилетий назад команды из СССР отличались выдающейся физической подготовкой и были лидерами в этом аспекте. Сегодня это уже не так. Российские мужчины отстают. Женщины выступают на высоком уровне, но нестабильно. У них огромный потенциал. Но некоторые команды выглядят неподготовленными к отдельным играм: во второй половине матча или ближе к концу длительного турнира налицо явное ухудшение кондиций.
В целом создается впечатление, что в процессе физического противостояния с соперниками игрокам порой не хватает сил. К тому же они часто травмируются. Думаю, это одна из причин того, что команды из России больше не имеют преимущества на международной арене. Возможно, пришло время сосредоточиться именно на этой решающей стороне подготовки, улучшить ее качество и организацию.
— Но ведь российские игроки много бегают, прыгают, а также занимаются в тренажерном зале. Разве это неправильный способ тренироваться?
— В целом нет. Суть не в том, что нужно много заниматься, выполняя большой объем упражнений. Тренер и игроки должны понимать, что такое перегруженность и перетренированность. Важны качество тренировок и их правильность. Еще есть технический, тактический, умственный аспекты, и на их отработку также нужны время и усилия. Поэтому физподготовка должна быть тщательно спланирована, чтобы максимально эффективно использовать время и другие ресурсы. При этом большое значение имеют разнообразие и развитие, чтобы у игроков не пропадала мотивация. Тренировочный процесс должен включать только то, что пригодится конкретному игроку на площадке.
Гандбол — командный вид спорта, но научный анализ матчей показывает: физподготовка обязана учитывать конкретную игровую позицию спортсмена, а также его индивидуальные физические способности и потребности в восстановлении, чтобы игрок мог выходить на пик формы в нужный период. Кроме того, физическая подготовка у мужчин и женщин должна проводиться по-разному.
Таким образом, не существует оптимальной программы тренировок, которая подходила бы для всех.
— Почему "физика" так важна? И как она помогает игрокам?
— Правильные объем и интенсивность не только повышают эффективность, но и предотвращают перегрузки и травмы. Даже один матч может вызвать острую усталость, а если поединки проводятся два раза в неделю или чаще, то у постоянно играющих спортсменов эта усталость грозит перерасти в хроническую. Ввиду сокращения восстановительного периода повышается риск получить травму.
Исследование в женской гандбольной команде высшего уровня показало, что почти 40% повреждений во время сезона получены в результате перенапряжения. Сокращение количества травм косвенно помогает командам повысить результативность просто потому, что они могут использовать своих лучших игроков на протяжении всего сезона.
— У многих клубов есть тренер по физической подготовке, который работает один-два дня в неделю. Этого достаточно?
— Нет. Но многое зависит от уровня тренера. Нужно уметь учитывать научные рекомендации и индивидуальные особенности. Тогда тренировки будут более эффективными, что поможет сократить общую нагрузку и минимизировать количество травм. Необходимы не только силовая работа в тренажерке, аэробные и анаэробные занятия вне игровой площадки, но и упражнения на ней с мячом. Также нужно регулярно тестировать игроков. Как вы понимаете, быть тренером по физической подготовке в гандболе довольно непросто.
— Нередко таким специалистом является человек из фитнес-центра, не обладающий знаниями о гандбольной специфике. Нормально ли это?
— В профессиональном клубе — ни в коем случае. Нельзя приглашать молодого фитнес-инструктора, проводящего силовые тренировки в тренажерном зале два-три раза в неделю. Физическая подготовка гандбольной команды высшего уровня включает в себя гораздо больше. Ну и, конечно, такая работа не должна планироваться и осуществляться врачом или физиотерапевтом. Этим должен заниматься специалист, разбирающийся в гандболе и обладающий доскональными познаниями в области физиологии.
Он может разработать план подготовки в соответствии с эмпирически обоснованными научными принципами, а также понять причинно-следственную связь между занятиями и формой спортсменов. Затем практикующий тренер получает знания и опыт непосредственно от подопечных. Кроме того, в отличие от научных исследований, практическая работа с командой обычно длится годами.
Идеальный тренер по физподготовке — это человек, который совмещает знания и опыт научной деятельности с практическими наработками. В серьезных командах таких специалистов берут на полную ставку, как, например, в футболе или американском футболе. Однако возможны и другие подходы.
Как я уже говорил, главное — знание. Тренер по физподготовке обязан разбираться в игре и смотреть матчи, чтобы оценить кондиции спортсменов. Главная цель не в том, чтобы достичь максимальных результатов в упражнениях по приседанию или преодолеть большую дистанцию во время "Йо-йо"-теста. Она в том, чтобы игроки были способны, например, выпрыгнуть выше при броске, оказаться быстрее при прорыве или финте, сильнее при выходе на игрока и прибавить в интенсивности в течение матча или долгого турнира.
Итак, главная задача — повысить уровень функциональной готовности. Но как понять, оптимальна ли она у отдельного игрока во время матча? Можно составить план тренировок с большим суммарным объемом нагрузки и при этом вымотать спортсмена. Но хороший специалист способен улучшить форму игрока с помощью минимально необходимой нагрузки.
Тренеры по физподготовке обязаны присутствовать на каждой тренировке, проводить разминки и восстановительные упражнения в дни матчей. Они должны стать неотъемлемой частью команды. Даже в лучших клубах многие так называемые специалисты отвечают только за силовые занятия в тренажерном зале и иногда за беговые. Я считаю: это не то, что нужно. Ведь таким образом ни команде, ни отдельным игрокам не удастся достигнуть оптимальных кондиций к нужному сроку. Результаты подобных тренировок будут, скорее, произвольными и, вероятно, с неодинаковыми функциональными значениями.
Не исключено, пришло время — и в России тоже — сократить игровой состав в пользу приглашения компетентного тренера с богатым практическим опытом и научными знаниями о тренировочном процессе и гандболе. Это пойдет на пользу всей команде.
— Разве таким наставником не может стать бывший игрок или тренер, хорошо разбирающийся в гандболе?
— В большинстве случаев нет. Многие тренеры в прошлом были гандболистами, и нередко довольно высокого уровня. Однако здесь необходимо иметь базовые знания о физиологии, позволяющие глубоко понимать концепции, принципы и последствия тренировок. Большинство игроков такими знаниями не обладают. Наука постоянно движется вперед, поэтому иногда трудно уследить за изменениями.Как следствие (сужу по опыту преподавания на курсах "Master Coach"), уровень знаний многих тренеров довольно низкий. По крайней мере он значительно ниже, чем, например, их уровень знаний о техническом и тактическом аспектах гандбола. Многие наставники признают, что это для них слишком сложно.
Физическая подготовка даже в топ-клубах ведется на основе традиций, интуиции или наблюдений. Без применения современных методик успеха не добиться. Поэтому в командах, в том числе российских, должен быть тренер, специализирующийся на физической подготовке, а не просто бывший игрок, который будет проводить занятия в точности по той же программе, по которой в прошлом тренировался сам.
— Однако большинство клубов в России ограничены в финансах и, вместо того чтобы нанять узкопрофильного профессионала, скорее купят еще одного игрока.
— Поймите: если клуб нанимает квалифицированного тренера по физической подготовке, это не только повысит результативность, но и сократит количество травм. Неважно, сколько хороших игроков у вас в команде. Если эти игроки окажутся в лазарете, они бесполезны. И в плане анализа экономической эффективности это нерациональное расходование средств. Мне рассказывали, что некоторые команды Суперлиги с трудом завершили прошлый сезон из-за перебора травмированных.
Да и штатная работа тренера по физподготовке, как правило, стоит недорого. Нанять компетентного человека на условиях неполной занятости все равно намного лучше, чем вообще не нанимать. В тесном сотрудничестве с главным тренером он может улучшить форму игроков, а также снизить нагрузку на рулевого, у которого полно других задач.
Еще как вариант — привлечь специалиста дистанционно, чтобы он мог планировать тренировочный процесс и управлять им в сотрудничестве с местным тренером по физподготовке.
— Что требуется для планирования и реализации оптимального процесса физической подготовки?
— Прежде всего понимание того, что именно делают игроки на площадке. Плюс практические наработки и научно-обоснованные рекомендации.
Тренер по ОФП обязан хорошо знать:
— физические требования, предъявляемые к игрокам в матче;
— начальный физический уровень игроков;
— цели тренировочного периода;
— принципы и результаты разных видов тренировок;
— стандартные упражнения вне игровой площадки и на площадке с мячом;
— методические новинки;
— время, которое в перспективе потребуется для внедрения методов;
— специфику реабилитации, поддержания формы и детренированности;
— принцип сокращения нагрузки (тейперинг) в период соревнований;
— специальное планирование: длительность, интенсивность и частота занятий;
— методы тестирования в гандболе.
— Постоянно находиться в отличной форме непросто. Вдобавок много времени у российских команд отнимает дорога. Как избежать спадов в течение сезона?
— Это непросто, но спады можно сократить за счет грамотного планирования. Тренировки обязаны иметь определенную периодичность с тем расчетом, чтобы игроки достигали пика формы к наиболее важным соревнованиям или матчам. Программа физподготовки составляется с учетом изменений вида, интенсивности и объема нагрузок в разные периоды или циклы. Она разбивается на внесезонные, предсезонные и сезонные тренировки — с дальнейшим дроблением для выхода на несколько пиков в течение игрового года.
В гандболе рекомендуется сокращать объем занятий (осуществлять подводку к соревнованиям — тейперинг) в течение определенных периодов, чтобы лучше подойти к важным матчам или соревнованиям. Однако тейперинг иногда проводится и для того, чтобы избежать перетренированности, уделить время проработке других аспектов игры либо как можно скорее восстановиться после травмы.
Уменьшение нагрузки в последние недели перед важными соревнованиями должно привести к существенному улучшению результата. Исследования показали: чтобы избежать снижения уровня физической подготовленности во время тейперинга, нужно поддерживать или повышать интенсивность тренировок.
В течение сезона можно чередовать периоды с большим и маленьким объемами тренировок. Эти же принципы резонно применять, когда командам приходится путешествовать и реже тренироваться. Во избежание спада вводятся индивидуальные программы. Например, короткие и интенсивные занятия по ОФП (не на площадке), силовые тренировки с большими весами и незначительным количеством повторений или упражнения с собственным весом без снарядов.
— Как планировать и проводить физическую подготовку в национальной сборной?
— Это довольно трудно. Основная проблема в том, что сборная и клубы должны выйти на пик формы в разное время. Поэтому между ними необходимо конструктивное сотрудничество. Иначе есть риск перегрузить гандболистов.
Я оказывался в подобной ситуации в женских сборных Дании и Бразилии. Написал статью об опыте работы с латиноамериканками перед Олимпиадой-2016 в Рио-де-Жанейро, которая была представлена на научной конференции ЕГФ в Вене в 2017 году.
— Что скажете по поводу готовности сборной России к Играм в Токио?
— Для этого нужно было видеть ситуацию изнутри. Есть множество нюансов, о которых снаружи узнать проблематично. Это могут быть травмы, болезни, разногласия между игроками или игроками и тренерами, между клубами и федерацией. Никогда не работал со сборной России, поэтому не могу судить. Я только читал отчет о подготовке команды к Токио. Допускаю, что при переводе какая-то информация могла быть упущена.
Очень хорошо, что такой отчет впервые стал доступен для тренеров и всех, кто интересуется гандболом в России. Остается удивляться, почему этого не происходило ранее, ведь обмен знаниями — необходимое условие для развития тренеров и улучшения качества тренировок. Замечательно, что со сборной отдельно работала целая команда научных специалистов и что подготовка стартовала за пять месяцев до Олимпиады. Похвально, что была поставлена цель улучшить кондиции, уровень которых у многих игроков оказался, на удивление, низким на начальном этапе подготовки.
"Жаль, что клубы забыли о беговой работе". Научный взгляд на подготовку сборной России к Олимпиаде
Очевидно, что команда научных специалистов уделила много внимания вопросам восстановления, что важно для длительных соревнований. Вероятно, для проверки этой способности в лабораторных условиях потребовалось немало времени, а измерения проводились при выполнении упражнений с низкой интенсивностью. Возможно, вместо этого было бы интереснее измерить максимальное потребление кислорода.
Полагаю, научная группа могла сэкономить часть времени за счет проведения более релевантных тестов с одновременным задействованием большего количества игроков. Однако за этим выбором может скрываться что-то другое. В отчете делается вывод об улучшении формы сборниц в ходе подготовительного периода, что положительно сказалось на эффективности команды непосредственно в Токио. Стало быть, цель была достигнута.
— Вы проводили бы подготовку таким же образом?
— Я сосредоточился бы главным образом на силовых упражнениях (особенно на развитии взрывной силы и скорости нарастания силы), а также на физической подготовке с мячом на площадке. Исход матчей часто решается в ситуациях, когда абсолютно критичными становятся такие факторы, как анаэробная производительность, взрывная сила и мощь. Это подтвердили многочисленные исследования физических потребностей гандболистов в ходе поединка.
Также уделил бы особое внимание периодичности, индивидуальным тренировкам и сократил бы объем нагрузки для вывода команды на пик формы к Олимпиаде. Время на физическую подготовку ограничено и должно быть использовано строго на то, что нужно улучшить каждому игроку.
Далее. Гандболистки у меня и в периоды отдыха следовали бы индивидуальным программам бега и силовых тренировок. Они проводили бы до десяти занятий в неделю, а затем отправляли бы мне отчеты. Тем самым я был бы уверен в их способности плодотворно работать на очередных сборах.
— Представим: российский клуб захотел улучшить физические показатели игроков. Что посоветуете?
— Обратиться к квалифицированным тренерам по ОФП, специализирующимся на гандболе. Может быть, из другой страны. Понимаю, что не у всех есть возможности нанять такого специалиста на полную ставку. Как вариант — привлечь его дистанционно.
Работа начинается со знакомства с главным тренером, игроками, медицинским персоналом и местным тренером по физподготовке, если он есть. Затем проводятся тесты физической готовности гандболистов, намечаются цели команды и отдельных игроков в сезоне. Главный тренер по физической подготовке выстраивает план тренировочного процесса, разрабатывает программы и обучает местного специалиста. Последний же руководит повседневной работой и остается в тесном контакте с главным. А тот, в свою очередь, также держит связь с рулевым и может приезжать раз в два-три месяца, чтобы проводить тестирование и корректировать методы и нагрузки в соответствии с конкретной ситуацией в команде.
Такая форма взаимодействия намного дешевле привлечения тренера в штат. Еще более простым, хотя, возможно, менее эффективным решением может стать обращение к квалифицированному тренеру по физической подготовке, чтобы он прочитал лекции, тем самым "обучив" наставников, других тренеров по физподготовке, игроков клуба или региона, тренеров молодежных команд. Это принесет пользу всем подразделениям клуба или региона — мужским и женским, взрослым и молодежным.
— Может ли для вас быть интересно в какой-либо форме поучаствовать в физической подготовке спортсменов из России?
— Конечно, меня могло бы заинтересовать участие в подготовке команд или игроков из Восточной Европы и, в частности, из России. Прежде всего и главным образом потому, что это крайне увлекательно — познакомиться с командой с совершенно другой культурой гандбола. Но также и потому, что российские тренеры говорили мне, что мой экспертный опыт реально может помочь изменить какие-то составляющие.
Даже в упомянутом отчете сказано, что многие клубы не занимаются физической подготовкой (аэробными тренировками) систематически. Также возможен вариант с лекциями.
Редакция БЦ благодарит Романа Абраменко за помощь в подготовке материала.
Фото: пресс-службы ФГР, ГК "Ростов-Дон".