Детский, молодежный, даже армейский гандбол — о каких только ответвлениях игры не доводилось писать БЦ. Но студенческий пласт мы, кажется, еще не возделывали. Пора!
Чтобы гандбол в России развивался, успехов клубов и сборных недостаточно. Прозвучит банально, но любому виду спорта нужно идти в массы, если он хочет соперничать с более популярными собратьями.
Идея на поверхности: почему бы не поискать ресурсы для роста в студенческой среде? Ведь к ней принадлежит довольно внушительная группа жителей страны, проводящих полдесятка лет в стенах вузов. Почти в каждом из них, на секундочку, есть спортивная кафедра и игровой зал.
У нас ведь как выходит? Профессиональные гандболисты худо-бедно появляются, спортшколы работают (пусть иные из них и находятся в состоянии, близком к летаргическому). Но где-то на полпути все теряется.
Нередко это происходит именно в студенческие годы, когда волей-неволей — таковы реалии — приходится выбирать: спорт или "солидная" денежная профессия? И это мы говорим только о тех, кто знаком с ручным мячом с детства. А если заинтересовать и других?
Взять хотя бы американцев, которые о студенческом спорте давно все поняли. Его популярность и влияние за океаном огромны, а нам остается лишь читать новости и завидовать. Там и условия другие, скажете? Пожалуйста, пример из российской практики — Ассоциация студенческого баскетбола, за десяток лет превратившаяся в мощную структуру.
Словом, было бы желание. Да, поддержка сильных мира сего в России входит в обязательную программу, но это уже другой вопрос. А инициатива у нас всегда идет снизу. Так уж повелось. Отличная иллюстрация — Саратов. Здесь имеются не только команда Суперлиги и спортивные школы, но не первый год существует и студенческая гандбольная лига.
Ее организатор — Роман Данилов, заведующий кафедрой спортивных игр Саратовского государственного университета.
— Идея возникла в 2012 году, — рассказывает Роман. — Тогда только начинали волейбольная студенческая лига и Ассоциация студенческого баскетбола. Подумалось: а почему бы не сделать такое и в гандболе? На первых порах — хотя бы в Саратовской области.
Создали открытую лигу: тогда было не так много команд, поэтому решили подключить средние учебные заведения, ветеранов и пару областных коллективов. Начинание активно поддерживали тогдашний министр спорта, молодежной политики и туризма региона, а также руководство нашего учебного заведения. Дело пошло. С тех пор существуем параллельно с привычными вузовскими соревнованиями.
Один важный нюанс был обозначен сразу: к участию в студенческой гандбольной лиге не допускаются игроки, имеющие контракты с профессиональными клубами. В ином случае она просто дублировала бы систему универсиад, в которой гандболисты, выступающие за команды Суперлиги, становятся призерами областных соревнований и едут представлять свой регион на федеральном уровне.
Последнее, впрочем, касается не только Саратова, И не только гандбола.
— Получается, у всех остальных попросту нет стимула к развитию, — рассуждает Данилов. — А здесь он появился, образовались новые команды. И борьба идет интересная, жесткая. Есть парни, занимавшиеся в спортшколах. Но преобладают те, кто просто пришли поиграть.
Наша главная цель — популяризация ручного мяча среди студенчества. Можно сказать, что это родители будущих потребителей гандбола.
Аналогичные турниры, если приглядеться, есть во многих регионах. Казань вот недавно проводила у себя что-то подобное. В 2014 году мы приглашали к себе Астрахань, Новочеркасск, еще ряд команд. Но тогда ничего не получилось по техническим причинам.
Было бы неплохо перейти уже на всероссийский формат, объединив все эти ручейки студенческого гандбола. Для начала можно взять ближайшие к нам точки: Казань, Астрахань, Волгоград. Разговаривал с некоторыми тренерами и думаю, что объединение вполне возможно.
На мой взгляд, пяти регионов будет достаточно, чтобы дать толчок дальнейшему развитию идеи.
Но с помощью чего можно перетянуть на свою сторону студентов? Глупо отрицать, что гандбол — далеко не самый популярный вид спорта.
— Трудно найти какой-то общий рецепт, — считает Роман. — Каждый идет своим путем. У меня в соревнованиях участвовали самые разные факультеты, а студенты-заочники, к примеру, получали зачет только после того, как приходили на игру и смотрели ее. Никогда не было критериев отбора. В команду приходили и единоборцы, и футболисты, и многие другие — лишь бы хоть какая-то спортивная подготовка наличествовала.
Девчонки вот постоянно предлагают сделать команду. К сожалению, пока из этого ничего не выйдет — конкуренции в Саратовской области нет.
Студенческая лига существует под эгидой Саратовского государственного университета. Региональная федерация гандбола сейчас способна помочь лишь документально, придав мероприятию официальный статус. Матчи обслуживают местные арбитры, работающие на играх Суперлиги и высшей лиги — с этим как раз проблем нет. Хорошо, когда можно обходиться своими силами.
Очередной розыгрыш запланирован на весну. Планируется, что за титул сразятся семь команд. Помимо студентов СГУ, это представители политехнического института, академии госслужбы, РЭУ имени Плеханова и медицинского университета, а также парни из Вольского военного института материального обеспечения (становившиеся призерами всероссийской спартакиады военных вузов) и сборная потенциальных абитуриентов — одиннадцатиклассников и учащихся средних специальных учебных заведений.
— Саратовский государственный университет традиционно в числе лидеров. Мы и победили в прошлом сезоне. Все-таки в структуре СГУ есть институт физкультуры и спорта, а я курирую весь студенческий гандбол в области.
Но победителями в разное время становились и представители ссузов, и политех. В качестве эксперимента однажды пригласили поучаствовать дублирующий состав СГАУ-"Саратова", он и выиграл турнир, — говорит Данилов.
Он же до недавнего времени являлся и тренером сборной СГУ.
— Сейчас команду принял мой воспитанник, молодой специалист Евгений Григорьев, — уточняет Роман. — В свое время он занимался у тренера дублирующего состава СГАУ Виталия Галкина, был голкипером. Затем поступил к нам, сейчас учится в магистратуре института физкультуры.
Вот такой, можно сказать, побочный эффект получился: еще несколько выпускников уехали в другие регионы работать тренерами. А четверо парней, к слову, сейчас играют в любительском чемпионате Москвы.
Как сказал один великий наставник: если один из десяти тысяч последовал за мной, то это уже неплохая работа. Но главный, пожалуй, успех — мы стали довольно узнаваемы. В вузовских журналах регулярно пишут о гандболе.
По крайней мере, теперь не спрашивают, какой формы у нас мяч, какого формата площадка и нужно ли перед выходом на нее надевать шлем.
Еще один довод в пользу развития студенческого гандбола — вузы сегодня далеко не бедствуют. Во всяком случае по сравнению с другими образовательными учреждениями.
— Действительно, деньги у вузов есть. Им проще отправить студента на соревнования, в отличие от тех же спортивных школ, в которых затраты на поездки ложатся на плечи родителей. Те к концу сезона иссякают и финансово, и морально. А университету это выгодно — есть ведь определенный рейтинг по части спортивных достижений, так что можно получить необходимую галочку. По крайней мере, у нас с возможностью куда-то выехать проблем нет, — отмечает Данилов.
Саратовские студенты успели поиграть и в первой лиге. Сейчас это турнир, проводящийся под эгидой Федерации гандбола России, а начиналось все, напомним, точно так же — усилиями горстки энтузиастов. Аналогии напрашиваются.
— Пока были игроки хорошего уровня, команда СГУ-"Буревестник" выступала там, — продолжает Роман. — Считаю, вполне удачно. Но, повторюсь, в нашей студенческой лиге нет места профессиональным спортсменам. В первой лиге ведь и ветераны играют. Мы тоже, безусловно, можем позвать такие команды. С условием: если они становятся первыми, медали не получают. Таким образом, сохраняем стимул для вузовских коллективов.
Но самое главное, о чем мы уже упоминали, — наличие у вузов спортивных залов. Не всегда находится стандартная гандбольная площадка, но для любителей это, согласитесь, не принципиально. Вот и саратовская студенческая лига пошла в этом вопросе на некоторые уступки.
— Это тоже важный нюанс. Команды у нас могут играть в залах, не соответствующих требованиям гандбола. Не везде есть площадка размером 40 на 20 метров, но 36 на 18 или даже 37 на 17 — почему нет? Оплачивать аренду чужого зала вуз вряд ли согласится, так что идем по пути наименьшего сопротивления. Да и не такая уж это большая разница. Речь идет, напомню, прежде всего о популяризации.
По возможности те, у кого площадки лучше, принимают соперников у себя. А однажды проводили финал чемпионата в зале, где играет СГАУ-"Саратов", — рассказывает идейный вдохновитель турнира.
И с удовольствием отмечает, что соревнования не остаются без внимания болельщиков:
— В первую очередь это студенты. Далеко не все из них что-то понимают в гандболе, многие приходили просто потусоваться. Но какая разница? На прошлом финале человек пятьдесят зрителей набралось. Для региональных вузовских состязаний число более чем приличное. Причем во многих вузах болельщиков сгоняют на спортивные мероприятия, а здесь сами просились!
К вопросу о популяризации. У меня раньше было такое правило, не слишком принципиальное, правда: каждый игрок должен привести с собой двух болельщиков. Так что приходили мальчишки с подругами, братьев и сестер приводили. Для нас все важны.
Для придания интереса любому турниру не лишним будет добавить толику экзотики. Есть у саратовцев и такой опыт.
— Один год у нас играла команда иностранных студентов. Основу составили парни из Ирака, был африканский гандболист и туркмены. Бились с нами в финале за золото. Гандболисты очень серьезного уровня, трое сейчас у меня в команде: вратарь, правый крайний и полусредний, — вспоминает Данилов.
Словом, вот вам готовый рецепт интересного турнира. Но это не значит, что раз у кого-то получается, то и хорошо. Пусть, мол, дальше копаются. Энтузиастов нужно поддерживать. И следовать их примеру.
Фото: из архива Романа Данилова.