В Новогорске женская сборная России закончила подготовку к стартующему уже сегодня, 22 апреля, OLIMPBET Кубку Дружбы. С командой работала и правая полусредняя Анна Вяхирева.
Звезду сборной России и клуба "Ростов-Дон" болельщики не видели на площадке 218 дней: именно столько прошло с решающего матча Олимпиады-2020 до 15 марта, когда Аня снова сыграла в гандбол.
Вяхирева вернулась в совсем другую сборную России — с главным тренером Людмилой Бодниевой и круто обновленным составом.
О причинах паузы в карьере и о том, как она прошла, у Анны спрашивали часто, поэтому наша беседа посвящена последним событиям в карьере и судьбе олимпийской чемпионки.
Сборная России в Новогорске. Возвращение Вяхиревой, просмотр новичков и воспитательная новация
— С возвращением! Как здоровье?
— Спасибо, всё хорошо, ничего не беспокоит.
— Какие перемены бросились в глаза с последнего появления в сборной?
— Главные изменения — в составе. Появилось много новых молодых девочек, на этих сборах познакомилась с Алиной Синельниковой, Альбиной Мурзалиевой и Машей Дувакиной. Конечно же, изменился тренерский штаб. Ранее под руководством Людмилы Валериевны как главного тренера не работала. У нее в целом стандартные требования, с чем-то кардинально новым не столкнулась. Самое главное — выкладываться на тренировках.
— Когда состоялся первый разговор с Бодниевой как главным тренером?
— Она позвонила мне незадолго до "финала четырёх" Кубка России. Хотела рассказать, что планирует вызвать на сборы опытных гандболисток, мол, ситуация складывается таким образом. Я сразу ответила, что хочу в сборную, поэтому приеду в Новогорск с большим удовольствием.
— Распределение игроков по номерам на базе осталось прежним?
— Нет, раньше я жила с сестрой, Полиной Кузнецовой. Сейчас Людмила Валерьевна дает список, в котором указано, кто с кем будет соседствовать. Меня поселили с Тоней Скоробогатченко. Конкуренты? Да, но у нас дружная команда!
— Над чем работали на сборе?
— Первую неделю – над защитой, со второй начали больше времени уделять нападению. Много времени посвящаем индивидуальным действиям, проводим бросковые тренировки. Все комбинации сборной для меня пока в новинку, девочки с ними знакомы лучше, но трудности в том, чтобы их понять, нет. Над ОФП работали только в тренажёрном зале. Больше времени этому аспекту уделяется в клубах, тут же основной упор делается на тактику.
— Впереди OLIMPBET Кубок дружбы. Какие ожидания?
— Очень рада, что на трибунах будут болельщики. Это прекрасная возможность дать людям насладиться зрелищем: спорт у нас остался в локальном формате. Будем делать всё, чтобы порадовать людей. Надеюсь, в Москве на сборную соберутся полные трибуны.
— После игры с ЦСКА, первой за долгое время, вы сказали, что на восстановление физических кондиций уйдёт пара недель. А в двух матчах "финала четырёх" Кубка России вы провели на площадке почти 120 минут!
— Скажем так, особого выбора у меня не было. Сейчас довольна физической формой, она практически оптимальна, но всегда хочется лучшего. В финальном матче не было ощущения усталости, нас хорошо подготовили. После матчей в физическом плане чувствовала себя хорошо. И это говорит о многом.
Шикарный финал Кубка России: Москва прервала гегемонию Ростова. Трофей – впервые у ЦСКА!
— Полуфинал с "Кубанью" вы назвали негодным. Как готовились к решающему матчу?
— Ответственных игр у нас было много, поэтому дополнительно настраиваться на финал не пришлось. Игра с "Кубанью" могла выбить из колеи, но наше внимание было сфокусировано на ЦСКА. После полуфинала прошло меньше суток, за это время много не сделаешь. Больше занимались физическим восстановлением, тактикой и разбором соперника.
— "Ростов-Дон" играл в сверхусеченном составе. Откуда команда черпала силы в концовке финала?
— Наверное, трудности нас и мотивируют. Мы действительно хотели победить, выложились максимально. Установка была отдать для победы всё. Думаю, мы её выполнили.
— Болельщики сильно помогали?
— Конечно. Очень чувствовалась поддержка сектора с ростовскими фанатами, а также остального зала. На протяжении всего матча трибуны не замолкали — потрясающие эмоции! Конечно, я скучала по такой атмосфере, тем более в пандемийные времена трибуны были совсем пустыми.
— Если за "Ростов-Дон" болели две трети зала, то за Анну Вяхиреву — все трибуны. Ощущали это?
— После возвращения чувствую поддержку со стороны болельщиков. Невероятно приятно. И поднимает дух. Уже на разминке перед финалом слышала, как детки кричали мою фамилию. Возможно, до паузы в карьере такого не было, это приносит большое удовольствие.
— Как долго тренировались с командой до дебютного матча после паузы?
— Провела буквально несколько тренировок в общей группе. По индивидуальной программе начала заниматься в январе… Через месяц стали обсуждать с тренерами, что скоро смогу выйти на площадку. Было ли это секретом? Нет, по крайней мере я не пряталась.
— Поддерживали связь с Пером Юханссоном?
— Я не участвовала в командной работе, поэтому не было необходимости. А когда стала вливаться в команду, с Пером уже не пересеклись.
— Какой тренер Томаш Главаты?
— С приходом Томаша тренировочный процесс сильно не изменился. Он голоден до побед, всегда переживает за результат. Очень много времени уделяет гандболу, часто пересматривает наши игры и матчи соперников, постоянно ищет что-то новое в тактике.
— Кто кого поддерживал после финала больше — тренер команду или наоборот?
— Сразу после игры с ЦСКА я была вынуждена уехать, но видела, как Томаш переживал. Думаю, по дороге в Ростов-на-Дону команда и тренер всё обсудили и помогли друг другу.
— Понятно, что цель ростовской команды — чемпионство. Каковы шансы на титул?
— Шансы есть всегда. Несмотря на тяжелую ситуацию, мы можем дать бой, что и показали в Кубке России. Проанализируем, в каких аспектах нам надо добавить. Будем биться за победу.
— Согласитесь с мнением Надежды Муравьевой, что эмоции, отложенные на Лигу чемпионов, будут реализованы в играх Суперлиги?
— Наверное, да. Для всех Лига чемпионов является потерей, но поделать ничего нельзя. Главная задача для нас сейчас — радовать зрителей в России. Думаю, что концовка чемпионата будет круче обычного.
— Во время паузы вы снялись в рекламе партнёра клуба. Как вам подобный опыт? Предлагали рекламировать что-то ещё?
— Было интересно и приятно, что позвали, ранее никогда в таком не участвовала. Но это случай, других предложений не было. Не сильно я популярна, получается.
— Но ведь вы и не развиваете личный бренд. Создали бы, например, "АВ13"…
— Я думаю, что это слишком громко для меня. Не считаю себя человеком, который сейчас может делать что-то подобное. У меня фокус исключительно на гандболе. Но если кто-то предложит, можно рассмотреть. Главное, чтобы приоритеты оставались расставлены правильно.
— Норвежский эксперт Стиг Нюгорд поставил вас на второе место в списке лучших гандболисток прошлого года. А вы когда-нибудь задумывались, какое место занимаете в рейтинге лучших?
— Нет, не люблю этим заниматься. Если честно, не понимаю, как это делают эксперты. Крутых игроков очень много, их сложно ранжировать…
— Вспомните самые пиковые моменты журналистского интереса к вам.
— Ажиотаж был в первые месяцы после Олимпиады-2020. Часто звонили и иностранные журналисты, и отечественные. Однако это быстро сошло на нет, думаю, пресса поняла, что всё это мне давалось тяжело.
— Во время паузы не посещали мысли сменить обстановку?
— Предложения от клубов приходят, поэтому так или иначе думаешь об этом, абстрагироваться сложно. Но у нас в Ростове есть цель на концовку сезона. К тому же ситуация в мире непростая...
— Продолжаете заниматься тем, чем начали во время паузы?
— Единственное, что успеваю — учить испанский. Тяжело найти время, прогресс есть, но всегда можно лучше. Главное не забрасывать.
— После мартовской игры с ЦСКА вы во всех интервью сказали, что кайфанули от возвращения. Продолжаете получать удовольствие от гандбола?
— Да, кайфую от каждой минуты на тренировках и особенно на играх. Постоянно чувствую, что мне мало, хочется ещё. Дай Бог, чтобы это продолжалось всегда.
— Тогда же вы сказали: человек-ребёнок счастлив…
— Во время перерыва много нового открыла для себя в области психологии. Поняла, что долго держала своего человека-ребёнка взаперти, не давала себе расслабиться, открыться, получать удовольствие от каких-то моментов, потому что сильно была сфокусирована на гандболе, очень хотелось побеждать. Возможно, какие-то дверцы подсознания были закрыты. Сейчас, наверное, ребёнок во мне преобладает, очень хочется правильно расставлять всё у себя в голове. Например, находить время побыть инфантильной, почувствовать мелкие радости.
— То есть вы в процессе понимания, как сохранить это состояние?
— Да, пока получается ещё не всегда, но надеюсь, что нахожусь на пути к этому. Очень сильно помогает замечательный психолог Жанна Симак. Мы продолжаем держать связь, я ей благодарна за помощь. В один момент пришло понимание, что сама не справляюсь, поэтому обратилась за помощью. Очень собой горжусь, что не побоялась пойти к психологу.
— Важен ли психолог для спортсменов или всё индивидуально?
— Бывает, когда чувствуешь, что не можешь преодолеть проблемы сам. Правда, понять, что пора обратиться за помощью — сложно. Поэтому психолог должен работать в клубах.
— О чём ещё мечтает гандболистка Анна Вяхирева?
— О том, чтобы наслаждение от гандбола длилось как можно дольше. Чтобы та гармония, которая у меня сейчас, присутствовала всегда, не хочу её терять.
— Гармония в спорте передаётся в жизнь?
— Скорее, наоборот. Хотя это сложная ситуация. Думаю, важен определенный баланс — гандбол приносит много удовольствия, из него черпаю энергию. Точно так же, как нахожу мотивацию в каких-то жизненных моментах.
Фото: пресс-службы ФГР и ГК "Ростов-Дон"; Мария Болотько