Скоро пройдет год, как 32-летний разыгрывающий по прозвищу Пал Палыч находится вне игры. По иронии судьбы тяжелую травму он получил в матче против своей нынешней команды.
В декабре Павел Кунгуров расстался с "Невой" и вернулся в Астрахань, откуда уехал в Санкт-Петербург в далеком уже 2013 году и где собирается перезапустить карьеру после вынужденного годичного простоя.
Olimpbet Суперлига. Официально. Разыгрывающий Павел Кунгуров вернулся в астраханское "Динамо"
— Как добрались до Астрахани?
— Тяжеловато ехать одному, но все прошло нормально. Дорога была хорошей, до Москвы по платной трассе вообще быстро добрался.
— Как здоровье?
— Спасибо, не жалуюсь. Коронавирус, тьфу-тьфу-тьфу, меня не коснулся. С прооперированной ногой тоже все в порядке. Стараюсь держать себя в форме, не делая больших перерывов, чтобы потом легче втянуться в тренировочный процесс.
Конечно, сразу после операции было совсем другое состояние. Я ведь порвал не только крестообразную связку, но и мениск, плюс сломал хрящ. Реабилитация вместо обычных шести-семи месяцев заняла больше десяти. Только на то, чтобы снова начать ходить без костылей, понадобилось около двух месяцев. Естественно, это доставляло неудобства. Да и психологически чувствовал дискомфорт.
Врачи убеждали: главное — не форсировать реабилитацию. Если бы сразу подверг ногу большой нагрузке, это было бы чревато откатом в процессе восстановления. Поэтому никуда не спешил и делал упражнения в меру. Потихоньку, с каждой неделей увеличивал нагрузку. Где-то через семь месяцев после операции начал бегать. С появлением новых упражнений становилось веселее. Видел улучшения, и настроение сразу поднималось.
А на первых порах, безусловно, было непросто. После операции нога болела. Ходишь на костылях и не понимаешь, что будет дальше. Старался гнать прочь негативные мысли. Ведь когда всю жизнь в спорте, хочется заниматься им и дальше. Поэтому, повторюсь, главным было найти правильный подход при восстановлении. Все-таки я уже немолод.
— Вы травмировались в матче с астраханским "Динамо". Как это было?
— Прыгая за мячом, приземлился на правую ногу и тут же получил удар сбоку в колено. Не помню, кто из игроков "Динамо" въехал в меня, я тот эпизод не пересматривал. Поначалу думал, что ничего серьезного. Да, было больно, но я поднялся на ноги и в принципе мог самостоятельно дойти до скамейки. Однако в итоге партнеры по команде помогли.
По возвращении в Питер прошел медобследование. Сначала пришло заключение о разрыве мениска и легком разволокнении крестообразной связки. Но когда после МРТ отправили снимок хирургу, он сказал, что картина намного печальнее: полный разрыв "креста", мениска и перелом хряща. Этот врач потом меня и оперировал.
— Вы не единственный, кто попал в лазарет "Невы". Эпидемия травм может быть связана с тренировочным процессом?
— За других не скажу, а в моем случае это контактная травма, полученная в игровом моменте.
Но, возможно, команда действительно была перегружена на сборах, так как пауза из-за пандемии прилично затянулась. Грубо говоря, мы "переотдохнули". И когда пошли немаленькие нагрузки, организм не успевал их переваривать, то есть недовосстанавливался. Об этом и специалисты говорили, и некоторые игроки.
Николай Емельяненко: "Не думал, что в сборную можно попасть и в 29 лет. Верю, что это только начало"
— За год вне игры не растеряли гандбольных навыков?
— Время покажет. Хочется верить, что нет. Перед Новым годом я уже тренировался в общей группе. Самочувствие нормальное. Сейчас после праздников втянемся в работу, наберем форму, а там посмотрим.
— Когда снова увидим вас на площадке?
— Надеюсь, в феврале.
— Как возник вариант с возвращением в Астрахань?
— Когда стало ясно, что покидаю "Неву", связался с руководством астраханского клуба. Обрисовал ситуацию и вскоре получил ответ. Вопрос был решен буквально за один день. В "Динамо" сказали, что будут рады меня видеть.
— С "Невой" расстались без обид?
— Да, пожали руки и разошлись в хорошем настроении. Никаких обид у меня нет, и, надеюсь, со стороны клуба тоже.
— Вам устроили теплые проводы на матче с "Акбузатом".
— Было приятно. Подарили памятную футболку с напоминанием о моих достижениях в бытность игроком "Невы". Вместе мы семь раз занимали призовые места в чемпионате России — с 2013 по 2020 годы.
— Когда узнали, что клуб больше не рассчитывает на вас?
— Где-то за три недели до Нового года сказали, что контракт будет расторгнут в одностороннем порядке. Дело в том, что это соглашение заключил уже после той травмы. И в нем была прописана опция: если не успеваю набрать форму до конца календарного года, то клуб вправе расторгнуть контракт. Так и произошло.
— Что вам дали восемь с половиной лет в "Неве"?
— Прежде всего в Санкт-Петербурге у меня появилась семья, которую очень сильно люблю. У меня прекрасные жена и двое детей. Считаю это своим главным достижением в жизни.
Что касается непосредственно гандбола, то много пользы почерпнул, поработав под началом Дмитрия Николаевича Торгованова. Он был классным игроком, который повидал в жизни многое, и стал таким же тренером. Благодаря ему полностью изменилось мое представление о гандболе. Я стал гораздо лучше понимать игру. В моей карьере еще никто так скрупулезно не подходил к тренировочному процессу и так толково не доносил индивидуальные требования. Да и теоретическая подготовка на уровне. При просмотре матчей с участием соперников все досконально разбирается, объясняется и показывается: куда бежать, какой должна быть постановка ног, что делать в той или иной ситуации и так далее.
— В "Неве" вы приобрели опыт игры на краю. Насколько он был полезен?
— Это было стечением обстоятельств. Серега Кузьмин травмировал крестообразную связку, и место на краю опустело. В задней линии хватало людей, поэтому довелось попробовать себя в новом амплуа. Ничего страшного. Не скажу, что многое получалось, но хороших матчей хватало. Меня все устраивало. Лучше играть, чем сидеть на скамейке.
— Цели на оставшуюся часть сезона?
— Хочу вернуться на площадку и максимально помочь "Динамо" выполнить задачи на сезон. В Астрахани хороший подбор исполнителей, многих ребят знаю. Вот только для меня загадка, почему команду так лихорадит. Шесть ничьих за полсезона — не припомню чего-то подобного раньше ни в одном клубе.
Как по мне, у "Динамо" все шансы бороться за призовые места. Почему нет? Астраханцы обыграли "Чеховских Медведей", другим лидерам дома тоже не уступили. В плей-офф должно быть интересно. При нынешней формуле нет преимущества своей площадки: даже если уступишь дома, можно отыграться на выезде.
— Алексей Павельев из "Динамо-Сунгуля" назвал вас одним из лучших разыгрывающих Суперлиги, при этом явно недооцененным. Что думаете на этот счет?
Алексей Павельев: "Летом уже подумывал искать другую работу. Теперь осваиваю программирование"
— Спасибо, очень приятно. Но, честно говоря, мне здесь нечего добавить. Со стороны виднее.
— А кого вы сами считаете сильнейшим плеймейкером Суперлиги?
— Из молодежи выделю Сашу Аркатова из "Невы". Быстрый, юркий и хитрый парень, который при условии роста игрового времени и сокращения количества ошибок способен вырасти в отличного гандболиста.
Если брать более опытных и зрелых мастеров, то тяжело выбрать кого-то одного. Валентин Воробьев в ЦСКА демонстрирует хорошую игру в последние год-два. Денис Афонин неплох. Кирилл Котов из "Чеховских Медведей"… В Суперлиге немало сильных разыгрывающих, особенно в клубах первой шестерки.
— Как часто бываете в Снежинске?
— Обычно два раза в год. Приезжаю к родителям летом во время отпуска и на Новый год.
— Как оцените развитие гандбола в родном городе?
— Мало с кем общаюсь по этому поводу и могу судить только со стороны. Думаю, со спортом в Снежинске не все гладко, но гандбол, наверное, остается самым популярным видом в городе. В свое время команда выигрывала медали чемпионата России, что должно способствовать приросту детишек в секциях.
— Как восприняли весть об объединении челябинского "Динамо" и снежинского "Сунгуля"?
— Как и большинство. Мне кажется, это не лучшее решение. У каждого из этих клубов своя история, и объединять их неправильно. Хотя понимаю, что это, возможно, был единственный выход в связи с финансовыми проблемами. Но что дальше? Слышал, клуб перебазируется в Челябинск и будет комплектоваться на базе местных воспитанников, а в Снежинске останется только детская академия. Грустно.
— Напоследок о сборной России, с которой у вас как-то не сложилось.
— Почему так — не мне судить. Рассказывали, что тренеры сборной были во мне заинтересованы, когда играл в Астрахани, и хотели вызвать, но помешала травма плеча. Однако все это на уровне слухов. Лично со мной никто не связывался, поэтому здесь сложно что-то комментировать. Конечно, как любой нормальный спортсмен, очень хотел попасть в национальную команду и показать себя. Не судьба…
Фото: из личного архива Павла Кунгурова; пресс-служба "Невы"