Россиянки финишировали на чемпионате мира на восьмой позиции. Итог оформился после поражения от норвежек, у которых теперь лучше баланс встреч на топ-турнирах: +10=1-9.
Женщины. Чемпионат мира. 1/4 финала
НОРВЕГИЯ — Россия — 34:28 (19:15)
15.12. Гранольерс. "Palau D'Esports". 870 зрителей.
Cудьи: Мерц, Куттлер (Германия).
Норвегия: Силье Сульберг (4/18=22%), Лунде (6/20=30%); Рейстад (4/7), Арнтзен, Кристиансен (3/4), Мерк (9/12), Офтедал (4/5), Ауне (0/1), Браттсет Дале (5/5), Ингстад (1/1), Хегдал (н.в.), Якобсен (1/2), Херрем, Санна Сульберг-Исаксен (7/9), Брейстель (н.в.), Ордал (0/1).
Россия: Каплина (4/20=20%), Лагина (3/21=14%); Горшкова (2/3), Михайличенко (3/8), Фомина (3/4), Сабирова (1/1), Ильина (3/8), Манагарова (2/2), Скоробогатченко (4/6), В.Никитина (1/1), Таженова (2/2), Илларионова (2/2), Фролова (1/1), Корнеева, Щербак (0/2), Маркова (4/4).
Не забронзоветь. Подруги Нура Мерк и Стине Офтедал в погоне за олимпийским золотом и величием
ЧМ-2021. Статистическое сравнение: норвежки лучше россиянок, но шансы на успех есть
Норвежки все-таки частично поквитались за Рио, Кумамото, Токио и Берген, но не сказать, чтобы их месть была жестокой. Команда Торира Хергейрссона победила россиянок вполне убедительно, но без особого цинизма. Короче, не 34:17 образца чемпионата мира-2017.
Поединок полностью подтвердил довольно дерзкие предматчевые слова Ирины Корнеевой: "Играть с норвежками можно. Как и обыгрывать их". Действительно: скандинавки снова не произвели впечатление идеальной машины и разбросали по дистанции матча сразу несколько шансов отыграться для россиянок. Тем обиднее, что их не удалось реализовать...
Четвертьфинальный матч получился очень показательным — он выпятил все достоинства и недостатки обновленной сборной России на этом топ-турнире.
Давайте сразу о плюсах. Импонирует, что у этой команды есть характер, что она не бросает играть, даже когда матч, казалось бы, уже не спасти. Ведь "качели" во втором тайме — это не только вина сборной Норвегии, но и заслуга соперниц. В этом контексте можно вспомнить и камбэк в матче против словенок.
Эта сборная России пусть и не на уровне лидеров, но неплохо бежит в отрывы. В среду по голам в контратаках она даже превзошла скандинавок, которые питаются ими с давних времен, — 6 против 5. А всего на турнире таких мячей набралось 31.
Если переходить к персоналиям и отдельным позициям, то, безусловно, главный актив этой сборной — крайние. В матче с норвежками они нахватали 11 из 28 голов команды. Если бы Олимпиада в Париже начиналась завтра, можно было бы говорить, что края к ней абсолютно готовы: Полина Горшкова — 15 мячей после 20 попыток, Юлия Маркова — 16/21, Ольга Фомина — 20/25... Юлия Манагарова так вообще претендует на попадание в символическую сборную турнира, выдав умопомрачительный процент реализации — 93% (26/28).
Знаете, несмотря на периодический "хейт" болельщиков, стоит выделить из общего ряда и Антонину Скоробогатченко. Она стала самым стабильным игроком задней линии и лучшим бомбардиром всей сборной России (29 голов). При этом показатель реализации оказался вполне рабочим — 64%. А ведь до турнира позиция правой полусредней выглядела проблемной.
С остальными аспектами и амплуа, увы, не все гладко. Про отсутствие стабильности и спады по ходу отдельно взятого матча уже много сказано. Главной же проблемой остается оборона. 34 мяча, пропущенных от норвежек, — очередное цифровое подтверждение этому. Во втором тайме скандинавки перешли на прорезки и броски издали. В первом, как и француженки, легко прорывали защиту с помощью линейной — в основном Кари Браттсет Дале.
При назначении Людмилы Бодниевой много говорилось, что экс-линейная мирового уровня способна помочь российским игрокам этого амплуа, но оказалось, что не меньше ей надо трудиться и над нейтрализацией коллег-соперниц. Возможно, в среду тренеру россиянок стоило раньше активировать 5-1 с Миланой Таженовой впереди. Так или иначе, защита — это главный фронт работ для Бодниевой на ближайшие месяцы.
В свою очередь, собственным линейным в атаке надо также добавлять. Роль Илларионовой куда менее значима, чем у ее коллег из других топ-сборных — тех же Фоппа, Браттсет Дале, Линн Блом, Катрин Хайндаль... В 7 матчах на турнире у Анастасии 10 голов после 13 бросков.
Выступление Ирины Корнеевой и Ксении Закордонской оставим без оценок. Уж слишком мал их наигрыш на турнире — 12 и 21 минута. Карине Сабировой спасибо за помощь, но, кажется, куда большее пользы она способна генерировать в задней линии.
Несколько большего многие ждали от вратарей — особенно учитывая уровень их игры в Лиге чемпионов. Вот и в матче с норвежками у Анастасии Лагиной 14% сэйвов, у Полины Каплиной — 20%. Лагина сама признавалась, что находится не в лучшей форме (24% по итогам турнира). Эффективность Каплиной выше, но, по меркам современного гандбола, тоже не грандиозна (30%).
В целом Анастасия и Полина — отличный дуэт на этот олимпийский цикл. Но игра вратарей, защиты и линейных — повод поговорить о том, все ли ресурсы из возможных были задействованы.
Уважаем право тренеров на выбор состава — просто выскажем свое мнение. Кажется, в Испании сборной очень помог бы и один опытный голкипер — например, Виктория Калинина. Она могла бы создать полезную конкуренцию для Лагиной и Каплиной и прийти на выручку в моменты пикового напряжения. Иными словами, выступить в роли 41-летней норвежки Катрин Лунде, которая весь турнир имела бледный вид, но во втором тайме против россиянок сделала несколько важных сэйвов.
То же касается и возможной интеграции в центр защиты и на позицию линейной Анны Сень. Конечно, все проблемы в этих аспектах ростовчанка едва ли решила бы, но, на ваш взгляд, придала бы команде стабильности и баланса.
После Олимпиады жизнь сама подтолкнула сборную к обновлению: паузы в карьерах, декрет, травмы... Но был и отказ от услуг некоторых доступных игроков, с которыми процесс преемственности протекал бы более гладко. Не хотелось бы, чтобы эти гандболистки выпали из списков на олимпийский цикл. В Париже-2024 Виктории будет без малого 36, Анне — без малого 34.
На большее была способна и задняя линия. Целая группа исполнительниц ни разу не сыграла в Испании так, как в своих лучших матчах. Ярослава Фролова (6/12) — как в Кумамото-2019, Милана Таженова (4/12) — как на "Intersport Сup", Валерия Кирдяшева (4/7) — как в чемпионате России, Елена Михайличенко (17/43) — как в некоторых поединках Лиги чемпионов за ЦСКА.
Лена — отдельная тема. Кажется, помногу используя ее на самых трудоемких участках — в центре защиты и на позиции левой полусредней, и клуб, и сборная попросту перегружают лидера и не получают столько выгоды, сколько она способна давать.
И так далее... Екатерина Ильина по-лидерски начала турнира, но нарвалась на спад во второй его части (0 из 4 с игры против норвежек и 25/44 в целом). Вот и получается, что в Испанию приехали сразу пять разыгрывающих, а на важнейшем отрезке матча с норвежками Бодниева вынуждена была перепрофилировать в шестого (!) плеймейкера правую полусреднюю Ольгу Щербак. Ольга (8/15) и Вероника Никитина (12/21) не выбились в Испании из общего ряда, но в целом выступили в соответствии с ожиданиями. Екатерину Зеленкову добавим в компанию игроков с пометкой "без оценки".
Впрочем, здесь есть и обратная сторона. Представляете, как может заиграть команда, если на свой пиковый уровень выйдут даже не все, а еще хотя бы две-три гандболистки задней линии? То есть очевидно, что у команды есть и большие внутренние резервы для роста. Не говоря уже о внешних — возвращении Анны Вяхиревой, Дарьи Дмитриевой, Ксении Макеевой, Полины Ведехиной...
Резюмируем: выступление сборной России в Испании не назовешь ни успехом, ни неудачей — скорее, стоит говорить о чем-то среднем. Изначальная задача на турнир — место в топ-4 — не решена. Однако надо учитывать и обстоятельства. В другой части сетки или просто при равномерном распределении команд прорваться в полуфинал было куда реальнее.
Опыт получен — в том числе и Людмилой Бодниевой, которую теперь уже не назовешь неискушенным тренером. На следующих топ-турнирах должно быть лучше. Но и спрос с тренера и игроков будет уже другим.
Фото: пресс-служба ФГР