Узнать о страшном диагнозе и впасть в отчаяние, или не дать обстоятельствам сломить себя? Для наших героев ответ очевиден.
Каждому гандбольному болельщику хорошо знаком целый ряд невероятных примеров возвращения в большой спорт после серьезных проблем со здоровьем. Кароль Белецки провел значительную часть карьеры, лишившись глаза. Бьярте Мюрхол появился на площадке спустя считанные недели после операции и двух курсов химиотерапии. Иван Чупич стал настоящей головной болью для лучших вратарей без пальца на бросковой руке…
Судьба человека. Кароль Белецки. Как потерять глаз, но спасти карьеру
Судьба человека. Любовь и боль Бьярте Мюрхола. Сопротивление полезно
Судьба человека. Иван Чупич. Бомбардир без пальца на бросковой левой
Новый сезон, едва начавшись, уже подарил нам две истории, которые займут достойные места в этом без преувеличения героическом ряду.
Антонио Серрадилья ("Логроньо")
В декабре прошлого года рослый левый полусредний в числе наиболее талантливых молодых игроков своего поколения был отобран Хорди Риберой для участия в подготовке национальной команды к чемпионату мира.
К 22 годам Антонио стал одним из лидеров "Логроньо", провел 14 встреч в футболке взрослой сборной Испании и не без оснований воспринимался специалистами преемником ветеранов Вирана Морроса и Гедеона Гвардьолы.
Серрадилья вполне мог бы выступить на Олимпийских играх в Токио, заменив травмированного Морроса. По иронии судьбы это место в июле занял экс-коллега Антонио по "Логроньо" Мигель Санчес-Мигальон, который с нового сезона выступает в "Кельце". Остановил же стремительный взлет карьеры даровитого испанца неожиданный недуг, обернувшийся тяжкими последствиями.
В середине апреля руководство "Логроньо" заявило, что Серрадилья вынужден досрочно завершить сезон из-за отслоения сетчатки правого глаза. Гандболист отправился лечиться в родную Севилью, где и должна была решиться его дальнейшая судьба.
"Это было очень странно, — вспоминает Антонио. — Я проснулся и понял, что вижу мутно правым глазом. Но не придал этому особого значения, потому что накануне вечером мы играли с "Гвадалахарой". Прошло дней пять, но зрение не вернулось в нормальное состояние. При первом обследовании в больнице предположили: это что-то очень серьезное, возможно, отслоение сетчатки".
При таком диагнозе прогноз может быть и вполне оптимистичным. Если степень отслоения невысокая, а проблема обнаружена быстро, то после операции и реабилитации реально вернуться в том числе и в профессиональный спорт. Именно поэтому больше тревог вызывала общая кадровая ситуация в клубе: Серрадилья дополнил и без того длинный список потерь по причине заражения коронавирусом.
В начале лета стало известно, что проблема Антонио намного сложнее. За симптоматикой отслоившейся сетчатки скрывалась хориоидальная меланома — опухоль, поражающая кровеносные сосуды в стенке глаза и под сетчаткой, лишая человека зрения.
"Врачи предложили мне два варианта, — продолжает Серрадилья. — Первый — лечение, которое могло длиться месяцами или даже годами. Это оставило бы меня с довольно невысоким процентом зрения и с риском повторения опухоли. Вторая опция — удалить глаз. Когда я это услышал, предпочел, чтобы все закончилось сразу. Если придется удалить, пусть так и будет".
Удивительно, но Серрадилья не подвергал сомнению идею о возвращении в спорт, и клуб полностью поддержал решение игрока, хотя обе стороны предполагали, что осуществить это будет нелегко.
Первые ночи после операции для Антонио выдались мучительными. Облегчали состояние только наркотические препараты. Испанец вспоминает, что тогда решил отогнать мысли о гандболе, чтобы больше сосредоточиться на выздоровлении.
Зато уже в конце июля он появился на тренировке. Правда, в специальных очках, чтобы защитить здоровый глаз и отчасти зафиксировать протез — при сильном толчке искусственный орган зрения может перевернуться или даже выпасть.
Альтернативный взгляд. Хорошо играть в гандбол можно даже в очках
"Самое сложное на сегодня — это контролировать одновременно, где находятся мяч и соперник. Не могу смотреть в двух направлениях, периферическое зрение ограничено, и мне постоянно приходится поворачивать голову. Здесь я теряюсь. А в нападении, когда завершаю атаку справа или в центре, не вижу тех, кто защищается", — говорил тогда Серрадилья.
Для облегчения положения Антонио пользуется подсказками партнеров и больше других просматривает видео, чтобы заучить, куда двигаться на площадке во время комбинации, интуитивно предсказывать перемещения игроков своей команды и соперников.
И, конечно, парня здорово заряжали оптимизмом родные, друзья и товарищи по команде. Не раз за время восстановления с Антонио связывались наставник национальной сборной Хорди Рибера и легендарный разыгрывающий Рауль Энтрерриос. Поддерживая Серрадилью на протяжении всего пути от постановки диагноза до возвращения в строй, гандболисты "Логроньо" пошли еще и на любопытный эксперимент. Чтобы понять, каково теперь Серрадилье, они пытались играть на тренировках, пользуясь только одним глазом и закрывая второй.
"Понимаю, что они делают это не для себя, а для меня. Вижу, как парни рады возвращению. Конечно, мои цели несколько изменились, но желание только возросло. Буду счастлив играть в хороших командах за границей и регулярно выступать в национальной сборной, но знаю, что до этого мне предстоит сделать еще тысячу шагов. И все же посмотрите — врачи говорили, что вернуться будет очень сложно, но вот я здесь", — заключает Антонио.
В конце лета полусредний вышел на площадку в первом после паузы официальном матче. Камбэк пришелся на встречу стартового раунда квалификации Евролиги против "Агуаша Санташа". Со времени операции прошло около трех месяцев.
Димитри Кюттель ("Шаффхаузен")
В системе главного тренера сборной Швейцарии Михаэля Зутера этот левша с мощным броском практически незаменим: к 26 годам Димитри принял участие в 62 матчах национальной команды, отличившись 136 голами. А важность его роли в "Шаффхаузене" и вовсе сложно переоценить. Будучи воспитанником клубной академии, в основном составе команды он выступает с сезона-2013/14. С 2017 года — в статусе капитана.
Канун 2020-го для Кюттеля — один из самых сложных периодов в жизни. В начале декабря, как и большая часть партнеров по команде, гандболист заразился коронавирусом. После выздоровления и окончания карантина Димитри вернулся к тренировкам, но стал чувствовать необычную усталость после занятий, которую списывал на последствия болезни.
Время шло, но ситуация становилась только хуже. Рентгеновский снимок, сделанный в рамках стандартного постковидного обследования, показал увеличение массы мягких тканей в верхней части легких. Незадолго до праздников Кюттель узнал результаты дополнительных исследований, а с ними и неутешительный диагноз — рак лимфатических узлов.
"Даже не предполагал, что у меня может быть онкология, — рассказывал Кюттель. — Я же молод, веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом… Говорил себе, что мои лимфоузлы просто воспалены из-за коронавируса. Когда перед Новым годом поставили окончательный диагноз, мой мир рухнул. Только после нескольких трудных дней в начале января я смог принять ситуацию и посмотреть вперед".
Отчаяние гандболиста развеял врач "Шаффхаузена" Жан-Жак Фаснахт. Именно он предоставил спортсмену необходимую информацию, а также выразил уверенность в успешном исходе лечения, первый цикл которого стартовал 11 января.
Слова поддержки в адрес капитана направил Михаэль Зутер: "Димитри — один из самых сильных парней, которых знаю, морально и физически. Вся команда борется за него и вместе с ним!" Бессменный лидер "крестоносцев" Анди Шмид выложил в социальной сети совместное фото с Димитри с подписью: "Я с тобой, ты справишься!" Добрые пожелания прилетали Кюттелю от поклонников из других стран и команд, соперничающих с "Шаффхаузеном" в чемпионате Швейцарии.
Но наибольшую поддержку, помимо семьи, Димитри дала его команда. В начале февраля, по окончании первого курса химиотерапии, когда Кюттель предсказуемо лишился волос, в знак солидарности с капитаном одноклубники побрили головы.
Всего Димитри перенес четыре блока лечения, каждый из которых длился по три-четыре недели. К счастью, даже лежать в больнице не пришлось — после капельниц он возвращался домой. Физически Димитри чувствовал себя неплохо: нормально питался и даже легко тренировался, если был не очень слаб.
Коварство рака лимфатических узлов заключается в сложной диагностике, ведь болезнь, как правило, дает о себе знать на поздних стадиях. Однако Кюттелю повезло — по завершении последнего курса химиотерапии медики констатировали ремиссию. Теперь организму гандболиста оставалось преодолеть стресс, вызванный препаратами. Димитри должен был внимательно реагировать на любые отклонения в самочувствии.
В начале мая в интервью пресс-службе "Шаффхаузена" Кюттель рассказал, что его цель — вернуться в клуб и, если получится, в национальную команду. Но о предполагаемых сроках спортсмен предпочел не говорить. 16 сентября, спустя десять месяцев с последнего выхода на площадку в матче Евролиги против "Еурофарма Пелистера", Димитри появился в заявке на поединок чемпионата страны с "Амицитией".
"Очень рад, что наконец-то имею возможность не просто смотреть, а играть в гандбол. Это было долгое и трудное время, под которым теперь могу подвести черту", — сказал Кюттель.
Фото: elpais.com, twitter.com/CdadLogrono, as.com, abc.es, kadettensh.ch, blick.ch, aargauerzietung.ch.