"Видел перед собой пример Растворцева!" Александр Поздняков — про гандбол, триатлон и спецназ МЧС

Экс-гандболист "Сокола" рассказал, что преодолел марафон на уровне первого разряда

19:45, 13 декабря 2024

Поиск себя в гандболе приводит к тому, что для одних эта игра становится делом всей жизни, а для других — стартовой площадкой к новым профессиональным и спортивным горизонтам.

"Гандболист, который выжил". Станислав Гусев — первый в России игрок, написавший книгу о гандболе

36-летний белгородец Александр Поздняков относится ко второй категории. В его, ещё достаточно молодого человека, судьбе переплелось множество направлений, по которым он увлечённо следовал и продолжает следовать, ничуть не утомляясь от собственной многогранности.

Двукратный чемпион высшей лиги в составе белгородского "Сокола", Поздняков рано завершил игровую карьеру, после чего поработал на водно-спасательной станции, в пожарной службе, а сейчас трудится в МЧС. При этом о спорте не забывает: тренирует триатлонистов-любителей, а бывает, и сам выходит на старт вместе со своими подопечными.

В интервью БЦ Александр рассказал о том, как ему удаётся существовать в нескольких измерениях.

В воронежской "Энергии" не задержался — не почувствовал себя своим

— Кем вы сами себя ощущаете в первую очередь: спортсменом, спасателем, наставником?

— Для меня сейчас приоритет — тренерская деятельность. А остальное соответствует каждому конкретному периоду жизни, на разных этапах которой я посвящал себя тому, что интересовало в тот или иной момент.

— Но начинали-то вы с гандбола. Как пересеклись ваши пути?

— В раннем детстве я очень хотел заниматься спортивной гимнастикой. Вот только там, где я тогда жил, такой возможности не было, а когда в 10 лет переехал в Белгород, в гимнастику уже опоздал по возрасту. Зато в школе была гандбольная секция под руководством Виктора Викторовича Коновалова, и я решил туда пойти.

Но не всё оказалось так просто: в группе занимались ребята 1989 года рождения, а я — 1988-го, поэтому брать меня тренер не хотел. Однако я так загорелся идеей, что был настойчив: поджидал Виктора Викторовича у подъезда и просил взять к себе. В итоге уговорил. Вот только из-за разницы в возрасте я не имел права выступать за нашу команду на соревнованиях.

А спустя три месяца парень из параллельного класса рассказал мне, что в городе есть гандбольный клуб "Сокол", и там — группа моих сверстников. Я отправился туда и после первой же тренировки решил: остаюсь!

Там нашёл именно то, к чему стремился, а помог мне в этом Иван Васильевич Ярковой, которого считаю своим учителем в гандболе. От него и его сына Сергея Ивановича, также работавшего с нами, я многое почерпнул. Как и впоследствии — от профессора Сергея Ивановича Крамского, заведующего кафедрой физического воспитания и спорта Белгородского государственного технологического университета, успешно совмещающего преподавательскую и тренерскую деятельности.

Полвека в гандболе. Сергей Крамской: "Когда ребята провинились, заставил их читать речь Брежнева…"

С детьми

— Когда поняли, что гандбол для вас — это всерьёз?

— В 8-9-м классе. Увидел перспективу, ориентируясь на примеры воспитанников белгородского гандбола, громко заявивших о себе на высоком уровне, в частности Алексея Растворцева, Дениса Зелинского, Константина Шиловских.

Потом меня пригласили в воронежскую "Энергию", но там не задержался — не почувствовал себя своим в коллективе. Вернулся в Белгород и в составе "Сокола" в 2004 и 2005 годах дважды стал чемпионом страны среди команд высшей лиги.

В БГТУ поставили условие: на экзаменах ни одной четвёрки!

— Сожалеете, что так и не добрались до Суперлиги?

— Перед нашим "Соколом" стояла такая задача — и мы способны были её решить, но для выступлений классом выше клубу не хватало финансового ресурса, поэтому он не воспользовался возможностью подъёма, на который имел право.

После этого ребята стали разбегаться по более статусным командам. А я понял, что необходимо задуматься о том, как себя обеспечивать.

В тот момент я учился на втором курсе кафедры физического воспитания и спорта механико-технологического факультета БГТУ, и меня отправили на практику на водно-спасательную станцию. Там и стал трудиться, а параллельно учился.

Кстати, интересно получилось: в университете мне разрешили свободное посещение лекций, но с условием, что на экзаменах не получу ни одной четвёрки. Я строго это условие выполнял и в итоге окончил вуз с красным дипломом.

— О гандболе пришлось забыть?

— Так сложились обстоятельства. Три года работал на спасательной станции, а ещё в этот период каждое лето брал отпуск за свой счёт и ездил в Германию, где сезонно трудился на одном из мясоперерабатывающих заводов. Играть было уже некогда.

— Потом — новый поворот судьбы?

— После окончания университета отслужил в армии, а затем устроился в пожарно-спасательную часть МЧС России, специализирующуюся на ликвидации крупных стихийных бедствий и катастроф. Это такой спасательный спецназ. Работал там до 2015 года. А в 2022-м, после начала известных событий, напрямую затронувших Белгородскую область, вернулся в МЧС на должность начальника караула. Посчитал, что таким образом буду наиболее полезен своему региону в столь тяжёлый момент.

"Устроился в пожарно-спасательную часть МЧС"

В триатлоне у меня порядка 60 учеников

— При этом вы не отошли от спорта и окунулись в мир триатлона. Почему сделали такой выбор?

— В гандболе, к сожалению, не увидел для себя перспектив в плане создания крепкого материального фундамента, а триатлон дал мне такую возможность. Получил дополнительное образование, в частности, в швейцарской школе триатлона, и был приглашён на должность тренера клуба "Темп". Это крупная сеть, объединяющая триатлонистов-любителей по всему миру.

Сейчас вхожу в тройку ведущих специалистов клуба, у меня порядка 60 учеников. Занимаюсь с ними в основном дистанционно, а дважды в год — весной и осенью — проводим сборы. Также встречаемся на соревнованиях.

— Вы же и сами в них участвуете?

— Последнее на данный момент выступление у меня было в прошлом году в Турции. Преодолел марафон на среднюю дистанцию на уровне 1-го взрослого разряда.

"Триатлон дал возможность крепкого материального фундамента"

— Вы в каком амплуа в гандбол играли?

— Поначалу — исключительно правого крайнего, а когда оказался в высшей лиге, по возникшей необходимости перевели на позицию разыгрывающего. У меня там неплохо получалось благодаря хорошему видению площадки, умению разогнать атаку.

— Сейчас нет ощущения, что не до конца реализовали себя в ручном мяче?

— Мне очень нравится то, чем я сейчас занят, поэтому сожалеть о чём-то несбывшемся не приходится. Тренерская деятельность захватила, я уже восемь лет ею занимаюсь и считаю, что сделал правильный выбор.

Тренер Иван Ярковой дал мудрый совет: прислушивайся к себе!

— Как вам удаётся совмещать работу в МЧС и триатлон?

— Я привык к этому стремительному ритму. В течение рабочей недели провожу удалённые тренировки, иногда для этого приходится просыпаться в 5 часов утра, чтобы успеть позаниматься с учениками. А отпуск для меня — это сборы, о которых уже говорил. Такой образ жизни мне по душе.

Александр Поздняков — справа

— Допускаете, что когда-нибудь вернётесь в гандбол в ранге тренера?

— Всё может быть. Мне было бы интересно поработать тренером по ОФП в клубе Суперлиги или в одной из сборных, например, юношеской.

Есть опыт, которым готов делиться, тем более с сожалением вижу, что сейчас у многих тренеров, в том числе детских, есть существенные системные ошибки, серьёзно влияющие на развитие и прогресс будущих спортсменов. Работая по старым методикам и опираясь на давно принятые стереотипы относительно предлагаемых подопечным нагрузок, эти специалисты совершенно не хотят вникать в что-либо новое, появившееся в наше время. И это очень плохо.

Вот мои триатлонисты-любители постоянно интересуются: для чего они выполняют одно, другое, третье задание? То есть пытаются понять суть тренировочного процесса, который я им предлагаю. А профессиональные спортсмены что привыкли делать?

— Что?

— Безоговорочно исполнять все тренерские указания! А мне в своё время тренер Иван Ярковой дал мудрый совет: "Саня, не всё из того, что тебе говорят, нужно обязательно делать! Необходимо ещё и прислушиваться к себе". Возможно, благодаря этому наставлению мне во время, проведённое в гандболе, удалось избежать серьезных травм.

— Каким, по-вашему, станет гандбол в скором будущем?

— В России его необходимо больше популяризировать. Возможно, в том числе — и с помощью создания любительских лиг, как сейчас повсеместно происходит в футболе: посмотрите, какой там ажиотаж! Ещё, наверное, пошло бы на пользу появление большего количества частных клубов, это откроет новые возможности для поддержки талантов, которые не должны исчезать по банальной причине сложных материальных условий.

Ну и, конечно, важен подход к образованию тренеров — надо повышать их компетентность путём проведения регулярных семинаров, симпозиумов, быть может, даже с привлечением ведущих специалистов из других видов спорта, способных обогатить гандбольную тренерскую школу новыми знаниями. Нельзя жить прошлым, даже если оно отмечено большими заслугами. Необходимо смотреть вперёд, в будущее. Я стараюсь делать это всегда, чем бы ни занимался.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»