29-летний разыгрывающий — про то, легко ли играть против ЦСКА как бывшего клуба, "Виктор" как принципиального соперника и давнее знакомство с Валентином Бузмаковым.
…Такое ощущение, что Денис Афонин в этом сезоне расцвёл именно ближе к плей-офф. И как пошли матчи на вылет — центральный "Пермских медведей" стал выдавать одну игру экстра-класса за другой.
Недаром же "Быстрый центр" включил его в символическую сборную по итогам марта и апреля. Собственно, можно процитировать наш текст: "…Но ещё ярче Свистунова в этих матчах был Афонин. С "Виктором" у плеймейкера 9 точных бросков из 9 и 6 ассистов! А в игре с ЦСКА экс-армеец оформил аж 10 голевых передач. Всего у него 23+28 (за два месяца — БЦ) и роль абсолютного лидера пермских атак".
Афонин для камбэка, Гирик для побед, Иванов для голов. Лучшие в Суперлиге в марте-апреле
А потом и в опросе на звание лучшего гандболиста Суперлиги по итогам этих двух месяцев Денис оказался среди сильнейших — от победы отделило чуть-чуть…
Впрочем, сам Афонин как человек не склонный к громким заявлениям свои заслуги просит не преувеличивать, напоминая: гандбол — игра командная.
— Прежде всего — в Перми замечательный коллектив. И это, поверьте, не просто красивые слова, а реальная картина. Я, конечно, и раньше слышал самые лучшие отзывы о пермской атмосфере, а оказавшись здесь, и сам понял: она — по-настоящему семейная, достаточно тёплая и очень душевная.
— В чём конкретно это выражается?
— Да в любой мелочи. В связке игрок — тренер — руководство нет никакой дистанции. Ты можешь обратиться с любым вопросом. Это важно!
Ну, допустим, когда ребёнка нужно было в детский сад устроить — Алексей Дмитриевич (Никифоров — БЦ) мгновенно откликнулся. Сейчас, кстати, с супругой ждём, что вторая дочка летом должна появиться на свет. В Краснодаре бы, наверное, решили вопрос с роддомом сами, а здесь тоже, видимо, придётся поинтересоваться у президента клуба, куда лучше обратиться.
И с главным тренером (Валентином Бузмаковым — БЦ) можно спокойно поговорить, и он войдёт в твоё положение. Все мы люди, у всех, помимо спорта, могут быть какие-то проблемы. Дети, жёны, родители… И очень хорошо, что всегда есть возможность с тренировки отпроситься, если что-то действительно неотложное.
Olimpbet Cуперлига. Илья Рябов: "Коллектив в Перми? Это и вправду — одна большая семья"
И второй момент: в команде собраны люди разных возрастов. Примерно от 17 лет до 35. И все общаются на равных, что мне очень нравится. Младше ты или старше — не столь существенно, по-любому никто не будет с тобой из-за этого как-то иначе разговаривать и тем более гнобить: всё максимально по-дружески, периодически бывают различные командные мероприятия.
— Я так понимаю, вы шли в Пермь к конкретному тренеру? Познакомились с Валентином Игоревичем в сборной России?
— Нет, мы уже давно знакомы, общались ещё тогда, когда он сам играл: наш гандбольный мир — достаточно тесный. Безусловно, я переходил в "Пермские медведи" во многом по той причине, что хорошо знаю Бузмакова, его человеческие качества.
20 вопросов не о гандболе. Валентин Бузмаков: "На Урале люди другие. Проще. Добрее. Отзывчивее"
— Адаптация в новой команде прошла легко, значит?
— Честно скажу: думал, что будет легче. Я вообще такой человек, что адаптация в новом коллективе для меня никогда не была проблемой. И как уже сказал, в бытовом плане и не случилось никаких трудностей. А вот в игровом, по моим ожиданиям, должно было быть проще. По ходу сезона постепенно вливался, так получилось.
— Помню, вы говорили, что Москва, как и любой мегаполис, вам не очень по душе…
— Определённо — в Перми лучше. А столичный город — действительно чужд. Пермь более удобна для семьи, проще куда-либо добраться. Вообще она очень сильно поразила нас. Тут невероятно красивая природа! Когда, например, выходные, всегда стараемся выехать за город — с командой или сами.
И зима здесь — тоже красивая. Правда, очень долгая (улыбается), месяцев шесть… Меня как человека с юга это всё здорово удивило. У нас-то с детства уже не помню такого, чтобы нормально снега выпало! А здесь на "ватрушках" кататься в горы ездили, дочке очень понравилось. А ещё больше ей нравится по лесу гулять, за грибами ходить.
— Даже в такой дружной команде, как в Перми, наверняка есть те, с кем больше общаетесь?
— Да, естественно, прежде всего — это те, с кем дольше знаком, чем с другими. Скажем, Артём Пономарёв, Дмитрий Свистунов, Роман Столяров — их всех давно знаю.
— А удивило ли что-то в клубе? Например, может, физподготовка иначе строится?
— Ну "физике" сейчас все ведущие команды много внимания уделяют. Вот раньше тренеров по ОФП не было, когда начинал. А теперь — это как само собой разумеющееся. Да и, наверное, таким тренерам, как Олег Михайлович Кулешов или Сергей Васильевич Бебешко, тогда особо и не требовались тут помощники, они сами замечательно дозировали нагрузку.
А про Армена Валерьевича (Антоняна — БЦ) могу сказать только самые добрые слова — это прекрасный специалист, который сильно переживает за своё дело и трепетно к нему относится. Как, собственно, Кирилл Ситов в ЦСКА. С ним мы немало общались. К сожалению. Потому что достаточно много пропустил из-за проблем со здоровьем, надо было восстанавливаться.
"На сборе перед плей-офф ребята выкладывались на 200 процентов". БЦ узнал секреты армейской "физики"
— А что касается защиты? Если не ошибаюсь, говорили же, что когда-то в сборной Велимир Петкович хотел, чтобы вы оборонялись вторым…
— Не то что хотел, просто у Петко идеальная модель — когда разыгрывающий может вторым защищаться. И у нас был на сей счёт разговор. Мол, надо работать в этом направлении, это даст много плюсов в карьере. Но пока у меня тут как-то не складывается (улыбается).
Ну а в Перми в нашей системе я вообще могу оказаться где угодно, как, в общем-то, и любой другой игрок: и справа, и вторым, и впереди при оборонительной схеме 5–1 — в зависимости от того, где будет соперник, за которого я и отвечаю.
— Насколько этот сезон вообще удаётся вашей команде? В той же СЕХА-лиге сейчас до "финала четырёх" не добрались — в отличие от прошлого года!
— Мне лично не показалось, что из этого делали трагедию. Скажу так: у каждого в СЕХА-лиге — свои задачи. Кому-то надо дойти до финала, а кто-то воспринимает это скорее как тренировочные игры. Конечно же, это не значит, что не нужно стремиться к победе в каждом матче! Но в приоритете на сезон изначально были Кубок России и чемпионат страны.
— Понятно, что Кубок, особенно когда стало ясно, что там "финал четырёх" будет домашним, вам выиграть хотелось. Стало ли поражение в решающем матче ударом — и сказалось ли потом в первой полуфинальной игре с тем же ЦСКА?
— Бесспорно, мы оставили много сил (как моральных, так и физических) в той финальной встрече, где для победы нам недоставало совсем немного.
Но и четвертьфинальные игры с "Виктором", мягко говоря, дались непросто. Соперник-то очень сильный и для "Пермских медведей", как все знают, принципиальный. Прошли дальше мы, если по большому счёту, потому что чуть-чуть больше повезло — благодаря большему количеству выездных голов.
Olimpbet Суперлига. Герой Дьяченко! После "удара Зидана" Пермь отыграла 9 мячей и выбила "Виктор"
— Не могу не спросить: когда стало "минус 9" по сумме двух игр — о чём-то успели подумать?
— Откровенно говоря, разные мысли промелькнули… Не могу даже сказать, что конкретно поменялось, но к большому нашему счастью — после этого мы резко стали сокращать разрыв. А это уже придало какой-то уверенности. И получился такой хороший, тяжёлый и рабочий камбэк! Что и говорить, это запомнится на всю жизнь…
В финале же Кубка России, напротив, капельки везения, на мой взгляд, не хватило. Но при этом могу гарантировать: отдали всё что могли! Вот многие говорят: мол, обидно, когда проиграли мяч-два, уж лучше бы все десять, было бы не так досадно. Я считаю — наоборот: если отстал совсем немного, но при этом знаешь, что выдал на площадке всё, не столь тяжело морально, как уступать по всем статьям.
Ну и, если вспомнить ту игру и первый полуфинальный матч — да, мы достаточно много ошибались сами, но… Есть и объективный фактор. Это не в оправдание — и всё-таки замечу: первый раз в карьере такое вижу, чтобы у команды столько игроков по ходу сезона вылетало. Всё время по 2-3 человека… И ладно бы — травмы, без них, к сожалению, в спорте никак. Но ведь и болезней было много!
— Давайте прямо: а второе подряд домашнее поражение от одного и того же соперника психологически не прибило?
— Вот тут могу вас заверить: нет! Проигрыш в первой полуфинальной встрече шоком точно не стал. Как уже не раз подчёркивалось, это была не отдельно взятая игра, а половина одного матча, который длится 120 минут. И сейчас мы старательно готовимся ко второй его половине.
Чем мы сможем удивить армейцев в ответной игре? Ну, понятно, всех секретов раскрывать и не стал бы, но глобально, думаю, ничего менять не стоит. Мы уже не раз посмотрели пермскую встречу со стороны. Увидели, где действовали правильно, а где нет, что было хорошо, а что плохо…
— Ну а насколько матч против ЦСКА принципиален для вас лично?
— Имеете в виду — как против бывшей команды? Абсолютно честно скажу: вообще об этом не думаю. А насчёт того, что меня соперники хорошо знают, так ведь тут можно посмотреть и с другой стороны. Мне они тоже хорошо известны — во всём свои плюсы и минусы!
Фото: пресс-служба "Пермских медведей", личный архив Дениса Афонина