До официального старта российского сезона — всё меньше времени. Мужчины начнут чуть позже, чем прекрасный пол, но тоже — Суперкубком: ЦСКА и "Чеховские медведи" разыграют трофей в Москве — на Волейбольной арене "Динамо" на улице Василисы Кожиной — уже в следующую субботу, 2 сентября.
В какой форме чемпионы страны-2022/23 подходят к матчу? Об этом и не только БЦ поговорил с тренером по ОФП красно-синей дружины Кириллом Ситовым.
— Чуть больше месяца назад общался с новобранцем ЦСКА Романом Царапкиным — он в восторге от работы с вами. Насколько я понял, дело не только в правильных нагрузках, которые подходят именно гандболистам. Но и в том, что вы — человек весьма позитивный. Это важно для тренера по ОФП? Или можно быть букой, а главное — профессиональные качества?
Межсезонье. ЦСКА. Роман Царапкин: "В клубе европейский подход к ОФП, дают правильную нагрузку!"
— Отвечу так: у тренера обязательно должна присутствовать гибкость. Да, сейчас мы говорим про специалистов по физподготовке. Но вообще-то любой тренер — педагог. Неважно, работает он с детьми или с профессиональными командами. В общении педагогика играет важнейшую роль.
Что я подразумеваю под этим? В первую очередь — индивидуальный подход. К каждому игроку — со своими мерками. Все люди разные. Кого-то похвалить нужно. И он потом в два раза лучше работать будет, услышав некие правильные слова. А кто-то, напротив, может от похвалы излишне расслабиться. Таких гандболистов надо стимулировать: не то что наказанием — но подгонять, подбадривать.
— Не называя фамилии — каких типажей в ЦСКА больше?
— Навскидку — 50 на 50. Причём есть как яркие представители того и другого варианта, так и смешанные типажи, назовём их так… И это нормально. Так, полагаю, более-менее в любом коллективе.
Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу — думаю, немаловажную роль в моём случае играет возраст. Несмотря на целых 8 лет стажа, я всё-таки молодой тренер, мне 30 . У нас есть игроки постарше, как Вадим Богданов и Даниил Шишкарёв, есть, разумеется, помоложе, но в целом — мы плюс-минус одно поколение.
Так что общий язык с командой находим быстро. И с новичками — в том числе. Естественно, с тренерским составом — тоже. Так что я как переходный мостик между поколениями (улыбается).
— Итак, начало сезона… Готовились к нему иначе, чем год назад?
— Понятно, что цель остаётся неизменной — заложить фундамент. Нюансы же могут меняться. Всегда стараюсь находиться в поиске, открывать что-то новое. Вот и после окончания прошлого сезона что-то изменил, учитывая новые сведения, которые почерпнул из наших и зарубежных источников. Удалось найти много полезной и интересной информации.
Небольшая перестройка была неизбежна: жизнь на месте не стоит. И тут надо понимать, что в целом у всех тренеров более-менее одна и та же информация. Вопрос ещё в том, кто как ей будет пользоваться, как интерпретировать — от этого во многом и зависит конечный результат.
— Год назад была Спартакиада…
— Само собой, её наличие или отсутствие тоже заставляет вносить коррективы. Там был целый турнир, в этом году стараемся вывести команду на такой мини-пик формы непосредственно к игре Суперкубка с чеховцами. Соответственно — на сей раз подготовка была чуть менее интенсивной. Но, конечно же, не менее плодотворной (улыбается).
— Помню, по весне многие отмечали свежесть, с которой ЦСКА подошёл к плей-офф, то, что вы не перегрузили игроков.
— Тут сразу скажу: говорить, дескать, та или иная команда выглядит более свежей из-за того, что её меньше нагружали или дали больше выходных, нельзя изначально. Весь вопрос в правильном дозировании и распределении нагрузки.
И тут важно, что у нас в тренерском штабе хорошее взаимодействие. Перед значимым отрезком мы всегда вместе обсуждаем, как стоит построить подготовку. Я выражаю своё мнение относительно ОФП, набрасываю план, главный тренер говорит о том, что нужно от игроков, в каких кондициях они должны подойти, что-то может скорректировать…
В итоге подготовительный недельный сбор перед плей-офф мы провели в Красноармейске. И вот что мне хотелось бы выделить — это отношение ребят к тренировочному процессу. Именно такое, каким оно и должно быть. Выкладывались не на 100 процентов, а на 110. Нет, даже на 200!
Это бросалось в глаза не только мне, а всему тренерскому штабу. Все настроены были на работу, все нагрузку переносили очень хорошо. Но тут второй аспект надо отметить. В этом порой и заключается сложность. Настрой виден, ребята могли выполнить и ещё больший объём работы, а мы должны были его скорректировать, чтобы перетренированности как раз не было. И нам это удалось.
Как? Профессиональный секрет (улыбается). Хотя, если серьёзно, нет тут никакого секрета. Все источники в целом — открыты. Просто мы в известной степени угадали. Где-то сыграл роль опыт, где-то — упомянутая уже гибкость. Но тренерский штаб, как показывают результаты, сделал всё правильно.
Эксклюзив БЦ. Олег Ходьков: "После Кубка России ЦСКА не имел права на ошибку"
— Давайте вернёмся к нынешней предсезонке…
— Что касается сборов в Кисловодске — команда отработала так, как и было запланировано. Ну процентов на 95. Нагрузка распределилась плавно, это мы видим по показателям.
Турнир в Бресте? С точки зрения психологии — эти результаты пойдут только в плюс. Да, в каких-то моментах оступились. Но на то он и предсезонный турнир!
Кубок Белгазпромбанка. Брест оказался круче обеих российских столиц. Продолжение — в СЕХА-лиге!
Лучше там уступить, чем на финише — при том, что хотели выиграть, естественно. Что ж, ребята будут теперь злее с этими соперниками.
— С вратарями в плане физподготовки тоже работаете?
— Поясню: я тренер по ОФП, то есть — по общефизической подготовке. И есть СФП. Соответственно — специальная физическая подготовка. По ОФП готовлю всех, включая голкиперов. А дальше у них начинается СФП, которая, безусловно, отличается от той, что есть у полевых, это им уже даёт тренер по вратарям. Впрочем, всё, конечно, взаимосвязано, плавно перетекает из одного в другое.
На тренировках, которые я провожу, полевые игроки и вратари развивают те качества, которые нужны всем: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость… То есть мы закладываем фундамент. Но, разумеется, это тоже может помочь голкиперам спрогрессировать.
— Не могу не попросить вас рассказать о себе: не все знают, откуда пришёл в ЦСКА Кирилл Ситов.
— Сам я родом из сибирского города Междуреченск. Занимался горными лыжами. А в основном — баскетболом. В 15 лет играл за молодёжную команду новосибирского "Локомотива", привлекался и к основе. Потом отправился в омский "БК 1716". И там на второй сезон получил травму колена — порвал крестообразные связки.
А параллельно поступил в Омске в СибГУФК. Тогда, кстати, проректором по спортивной работе там был Олег Степанович Шалаев, нынешний ректор и патрон команды "Скиф".
После реабилитации подготовился к сезону, вышел. Но потом случилась травма на другой ноге — и снова крестообразные связки "полетели"… В 20 лет уже понял, что надо искать что-то другое.
Но амбиции в спорте остались. И думаю, что это на всю жизнь. Я понял, что просто обязан помогать спортсменам вне площадки. Закончил университет. Специализация — тренер по баскетболу. Во время обучения тренировал детей. И занимался индивидуальной подготовкой спортсменов, также трудился в фитнес-центре в Омске.
Затем поступил в магистратуру на направление "физическая реабилитация". Параллельно проходил интересующие курсы, углублялся. И работал со студенческими командами по баскетболу.
Переехав в Москву, трудился уже со спортсменами в алтимат фрисби, если слышали про такой вид спорта…
— Конечно — "летающие тарелки"!..
— …А ещё — в пляжном волейболе, в индивидуальных видах спорта, тоже помогал там с предсезонной подготовкой. Ну а в гандбольный ЦСКА попал, можно сказать, по стечению обстоятельств. Место освободилось, меня позвали на переговоры — даже не назову это собеседованием.
— А с кем говорили?
— С Игорем Левшиным, который тогда был спортивным директором. Затем побеседовал с тренерским штабом. Рассказал, как вижу свою работу. Тренерский штаб объяснил, что требуется. Довольно быстро стало понятно, что говорим на одном языке (улыбается).
Рекомендации? Как таковых, насколько понимаю, их не было. Но в ходе разговора упомянул, что Олег Степанович (Шалаев — БЦ) меня должен знать. Возможно, к нему потом обратились с вопросом про меня…
Как бы то ни было, хочу сказать большое спасибо университету как своей альма-матер. И лично Олегу Степановичу, к которому отношусь очень трепетно. С большой любовью всегда вспоминаю и моего научного руководителя — Елену Юрьевну Ковыршину. Благодаря тому, что они в меня заложили, я, по сути, и оказался в чемпионском клубе.
— И ещё немного про вас. Прочитал в соцсетях ЦСКА, что вы — фанат скандинавской мифологии, русской классики и книг по психологии. Всё так?
— Да. Что касается скандинавской мифологии — нравятся все фильмы на эту тематику, ну и "Старшую Эдду", естественно, читал.
Русская классика, как и многим из нас, вместе со школьной программой не давалась. Но постепенно стал в неё углубляться. Сейчас передо мной лежит книга Достоевского — "Идиот". Плюс "Братья Карамазовы", которую подарил один из игроков. Да, и какие-то вещи по психологии изучаю, конечно.
У меня вообще такая методика — читаю несколько книг одновременно. Две, допустим, узкоспециализированные по моей работе, а ещё разбавляю их классикой.
Фото: пресс-служба ЦСКА