Если вы вдруг забыли, кто лучший снайпер мужской Суперлиги-2019/20, то БЦ вам, конечно, напомнит. Это — нынче уже 25-летний полусредний Марк Ларин, выступавший тогда за астраханское "Динамо". В том чемпионате он забросил в "регулярке" 160 мячей, разделив лавры голеадора №1 с Русланом Макришиным.
Следующий сезон, в "Чеховских медведях", правда, получился у Марка, мягко говоря, не столь удачным, зато, когда он вернулся в родной Ставрополь, то опять обрёл бомбардирскую мощь.
И пускай снайперскую гонку в Суперлиге в целом год назад Ларин так и не выиграл, первым в "Викторе" стал именно он — со 150 голами за сезон во всех турнирах. Из которых 6 пришлись на финал Кубка России, вписанный, как все помнят, золотыми буквами в историю "викторианцев".
Кубок России. Первый титул "Виктора" как благодарность Будённовску и "Лукоморью"
Увы, вслед за взлётом опять случился спад (будем надеяться — вновь временный). На сей раз виной всему травма, случившаяся на предварявшей регулярный чемпионат Спартакиаде. Из-за неё-то Марк и пропустил почти весь сезон, забросив лишь один мяч — уже под его занавес. Или не только из-за неё? В любом случае — Ставрополь он вновь покинул.
Но разговор с Лариным мы начали не с этого. А с того, с чего обычно два интеллигентных человека и начинают беседу:
— Как здоровье, Марк?
— Благодарю, сейчас всё хорошо, тьфу-тьфу! Колено давным-давно уже не беспокоит.
— Осталось набрать форму?
— Именно так. Причём не только физическую, но и игровую. Что, сами понимаете, крайне проблематично сделать, когда ты не на площадке. Надеюсь, в новом сезоне с этим проблем уже не будет.
Что же касается физической формы, то тут, когда у всех пошли отпуска, у меня, совсем наоборот, началась самая плодотворная работа. Набираю потихоньку. Основной упор — на ноги, закачиваю. К началу сборов должен быть уже в абсолютном порядке. А пока тружусь индивидуально…
— А где, если не секрет?
— В Астрахани. Поехали к тёще.
— Так, это можно расценивать как намёк на месторасположение будущего клуба? Иногда они возвращаются?
— Нет-нет, на эту тему точно пока говорить не готов! Не потому, собственно, что есть что скрывать, а потому как раз, что реально ещё ничего не ясно. Просто жене надо было проведать маму — это святое, да и на море хотелось с ней вырваться.
— Что ж… Понимаю, не самый приятный вопрос, возвращаться-то к бедам никому не хочется, но всё же: давайте напомним — что за травма была?
— Порвал передние крестообразные связки на левом колене. Причём абсолютно на ровном месте… До этого у меня была похожая травма, только на другой ноге. Ещё когда за Астрахань играл. И ситуация — почти один в один. Ничто беды не предвещало. Выбыл тогда на 9 месяцев. Кстати, по словам врачей, в минувшем сезоне травма была полегче.
— А операция была в одной и той же клинике?
— Нет, в тот раз её делали в Хорватии. А сейчас в Ставрополе оперировал прекрасный врач Евгений Александрович Коновалов.
— В "Чеховских медведях", помнится, тоже понадобилось вмешательство докторов…
— Ну там-то было всё проще: удаляли межпозвоночную грыжу. Сразу, как сделали, стало намного легче. В феврале прооперировали, а в апреле уже играл. Кстати, тогда тоже была первая после паузы игра — с "Акбузатом", как и сейчас.
Самое интересное, и в 2018-м, когда вернулся после первых "крестов", тоже в матче с Уфой возвращался. Три раза, получается, у меня была первая игра после травмы с уфимцами — даже не знаю, чем это можно объяснить (улыбается).
— Нынешнее ваше возвращение и сейчас у меня перед глазами: дважды вам доверяли бросить в Уфе семиметровые. Первый раз — не получилось, второй — удачно!
— Да, и мне очень приятно было, что пацаны поддержали. И особенно — что в концовке игры доверили во второй раз. Сам очень обрадовался, когда забросил! А то, когда в первый раз в начале вышел и не забил, было, признаться, не по себе немного…
— Тем не менее — больше на площадке вам оказаться не довелось. Хотя нет, один раз вышли, в конце мая в бронзовой серии с чеховцами — но всего на 5 минут… Почему?
— Наверное, это вопрос к Сергею Валерьевичу (Горбоку — БЦ). Могу лишь предположить, что его не устраивала моя форма. Физически чувствовал себя нормально. А чтобы набрать игровые кондиции, повторю, нужна хоть какая-то практика. Но не хочется сор из избы выносить, давайте на этом сменим тему.
Итоги сезона. "Виктор". Сергей Горбок: "Худшее, что может сделать тренер — рассказывать, как играл!"
— Ну хорошо: если предположить, что не было взаимопонимания с главным тренером, может, стоило подождать — до его отставки?
— В любом случае — всё уже было ясно. Расстались с клубом, сформулирую так, по обоюдному согласию. "Виктор" уже нашёл другого человека на мою позицию (судя по всему — речь идёт про Павла Булкина — БЦ).
— Итак, с новым местом работы ничего не ясно. Но варианты есть?
— Да, имеются, к счастью. Обращался ко многим, кто-то откликнулся, теперь даже могу выбирать.
— Именно сами обращались?
— Да, пришлось. Изначально предложений не было.
— Наверняка вы хоть немного, но расстроены. Всё-таки столько было энтузиазма при возвращении в родной город!
— Да, честно говоря, очень хотелось проявить себя именно в Ставрополе — и в первый сезон это ведь удалось. Тут много факторов. И прекрасные болельщики "Виктора", которые заполняли зал, вырывая с трудом заветные билеты, и гнали команду вперёд: перед ними просто стыдно было играть плохо. И прекрасный тренер — Константин Валерьевич Игропуло.
— Он же был вашим кумиром в детстве?
— Да, именно так. Константин Валерьевич ведь тоже ставропольский, уехал покорять мир из нашего городочка, у него тот же первый тренер, что у меня — Виталий Владимирович Волынченко. И даже позиция та же — полусредний: только он левша, а я правша. Как я мог не равняться на него?
— И наверняка сейчас из-за Игропуло смотрели "финал четырёх" Лиги чемпионов?
— Ну не только из-за него, само собой, я вообще стараюсь смотреть больше гандбола, особенно такие знаковые матчи.
Ну а сейчас, конечно, за "Барселону" болел, хотелось, чтобы Константин Валерьевич победил в Лиге чемпионов. Но и за "Магдебург" рад, заслужили парни! А Кристьянссоном, получившим приз MVP, просто восхищён…
Лига чемпионов. "Магдебург" проявил характер! Особенно хотелось бы отметить Гисли Кристьянссона"
— Несколько месяцев назад в нашем разговоре вы восхищались тем, как организованы дела в "Викторе". Теперь так не думаете?
— Ну почему же? Иван Фаддеевич Фиев — директор клуба — действительно молодец, всё здорово организовал, всё на высшем уровне, любые вопросы решаются оперативно. Да, наши пути сейчас разошлись, но надо быть объективным, правда ведь?
— Раз вы уже упомянули первого тренера — Виталия Волынченко, давайте и про него? Чем он от других отличается?
— В первую очередь — тем, что добрейший души человек. Удивительный! Каждый раз, когда видимся (а виделись мы в последнее время часто), тепло очень обнимаемся. Да про то же колено сколько с ним говорили, у него была похожая проблема, советы давал.
Виталий Владимирович вложил и в меня, и в других своих учеников очень много. И я очень благодарен ему за то, что однажды пришёл к нам в школу и пригласил на гандбол!
— А чем занимались до того?
— О, чем только не занимался! И карате, и теннис, и баскетбол, и футбол — всё, мне кажется, перепробовал… Где могло ещё получиться, если не в гандболе? Скорее всего — в баскетболе. Пришлось, признаться, выбирать между двумя видами спорта. Но в Ставрополе нет баскета высокого уровня, в гандболе перспектив оказалось больше, это сыграло свою роль.
— Ну а если бы вообще не в спорт…
— Думаю, пошёл бы в правоохранительные органы. Был бы капитан Ларин (смеётся).
— С Никитой Лариным, кстати, не знакомы?
Высшая лига. Никита Ларин: "Возродил "Каустику" соцсети. Но не менее важно — вернуться в Суперлигу!"
— Нет. Но слышал, что есть такой парень в "Каустике", в сборную уже вызывался…
— Тогда такой вопрос, что называется, на посошок: лучший игрок, с кем вы выходили в одной команде?
— Ох, не хочется кого-то выделять — думаю, другие могут обидеться. Много классных гандболистов, с кем играл, но скажу всё же, что раньше у нас в УОРе была хорошая связка с Мишей Шарковым!
Фото: пресс-служба "Виктора"; личный архив Марка Ларина