Российская линейная — не новичок в турецком чемпионате. Воспитанница тольяттинской школы гандбола Валерия Бараник после ухода из родного клуба успела поиграть за "Ростов-Дон", а после отправилась в иностранное плавание.
Минский БНТУ-БелАЗ, четыре года в "Муратпаше", возвращение на два сезона в российский чемпионат в составе "Кубани" и снова — Турция. После двух лет в "Ялыкаваке" 29-летняя линейная пошла на повышение: из стана бронзового призёра чемпионата страны в расположение серебряного медалиста. В "Коньяалты" Лера будет не единственной россиянкой.
— Игроки из российского чемпионата частенько проводят отпуск в Турции. А куда вы отправились на летний отдых?
— В Тольятти, на родину. К семье и друзьям.
— Всё правильно, лучшее времяпрепровождение. Тем не менее в Турции уже полностью освоились?
— Можно сказать и так. Турцию я люблю, к местному чемпионату уже привыкла.
— Язык за эти годы выучили?
— Специально не учила, за учебниками не сидела. Но то, что требуется для каждодневной жизни, на слух выучила. Общаюсь с девчонками по команде, понимаю тренера — с этим проблем нет. Меня уже здесь в целом считают своей, не воспринимают как иностранку (улыбается).
— Не секрет, что в Турции финансовый кризис, лира обновляет исторические минимумы. На регулярности выплат зарплаты эти сложности не отражаются?
— В этом сезоне в "Ялыкаваке" были задержки, но это всё не критично, больших проблем не было. А вот в "Кастамону", например, всё куда серьёзнее.
— В минувшем сезоне вы с "Ялыкаваком" взяли Кубок Турции. Это уже второй такой трофей для вас — был аналогичный успех с "Муратпашой". Когда эмоции были сильнее?
— Однозначно сейчас. После сирены мы всей командой просто плакали. До последнего не могла поверить, что мы выигрываем.
За 10 секунд до конца финала мы вели "+1". Девочка из "Кастамону" сделала пробежку, судьи отняли мяч. Я бегу в атаку, а на меня уже прыгает подруга по команде, поздравляет!
В оставшееся время наша вратарь забросила через всю площадку — "+2"! Сначала у всех пошла радость: танцевали, обнимались, целовались. А потом — слёзы из глаз! Я этот Кубок называю не иначе как выстраданным.
Победа, безусловно, была заслуженной. К успеху мы шли тяжело и долго. Понимали, что можем взять Кубок, обыграть "Кастамону" в одном матче. Это проще сделать, чем дойти до золота в чемпионате.
— Если в национальных турнирах дела у вашей команды шли неплохо, то с Евролигой дважды подряд не получилось пройти дальше первого раунда. Фатальное невезение?
— Да, фарта не хватает. Год назад попали на Венгрию. Все знают, какой сильный там чемпионат. Играли с МТК Ани Пунько (Кекезович после замужества — БЦ), пообщались с ней. Соперницы, конечно, были сильнее нас.
А в этом году у нас была Дания — вариант не лучше (улыбается). "Нюкёбинг" ведь в итоге дошёл до финала.
Европейская лига. На форме "Нюкёбинга" изображены флаги разных государств. Разве так можно?
В минувшем сезоне в целом было тяжелее играть. В команде было многовато проблем, это отражалось и на выступлении на площадке, и на общей атмосфере.
— Эти проблемы вас и сподвигли к смене команды?
— Во многом да. Я человек, которого ещё надо постараться вывести из эмоционального равновесия. Прошла российскую школу, работала в том числе и с Евгением Трефиловым.
Но даже с таким опытом этот сезон дался очень тяжело именно морально. Поняла, что нужно что-то менять. Мне хочется продолжать играть в гандбол и кайфовать от процесса, наслаждаться. Я люблю этот вид спорта, хочу получать от него положительные эмоции.
Надеюсь, что в "Коньяалты" у меня всё получится, будет комфортно. Смена клуба — это новый коллектив. Для меня очень важно, чтобы внутри команды были хорошие отношения, мы были одним целым, семьёй.
— Вам есть у кого поинтересоваться положением дел в "Коньяалты". С Алёной Ихневой и Александрой Санниковой вы ведь прекрасно знакомы по "Ладе"?
— Конечно, вместе играли и в основной команде, и в "Ладе-2". Я знаю, что это за команда, но в межсезонье там будут изменения. Тем не менее в составе точно остаются хорошие гандболистки, с некоторыми я уже знакома.
Когда девочки взяли Кубок ЕГФ, я была очень рада! Смотрела финал, болела за них. Хотела, чтобы они забрали и золото в чемпионате, но в пятом матче "Кастамону" всё же победил. Надеюсь, в следующем сезоне покорим эту вершину.
Евротрофей — в руках россиянок! Алёна Ихнева с Александрой Санниковой завоевали Кубок ЕГФ
— Как часто вашу фамилию ошибочно пишут с удвоенной "н"?
— В Турции — почти никогда, а в России такое случалось постоянно. Турки зато мне дали статуэтку с именем "Валерина" (улыбается).
Часто ещё удивляются, почему меня называют Лера? Приходится объяснять, что есть полное имя Валерия, а это его сокращённая форма. Для турок это странно и непривычно.
— Есть какая-то история, связанная с 17-м номером? Вы под ним выступали во всех командах…
— К сожалению, в "Коньяалты" его взять скорее всего не получится. Кроме меня, на этот номер претендуют ещё два человека (улыбается). Не знаю, как будем решать, кому он достанется.
Когда выдавали форму перед первыми соревнованиями, мне достался 17-й номер. Тогда у меня не было никаких предпочтений и желаний, вообще об этом не думала. Та поездка была в ноябре, а у меня день рождения как раз 17-го числа этого месяца. Подумала, что это хороший знак.
А уж когда вышел фильм "Легенда №17"… Друзья постоянно шутили: "Бараник, твой номер 17-й!"
— И "Муратпаша", и "Ялыкавак", и "Коньяалты" базируются в курортных городах на морском побережье. Вам такой ритм жизни пришёлся по нраву?
— Когда поехала в Анталью, в свою первую местную команду, совсем не представляла, что вообще такое Турция.
До этого здесь была лишь однажды — "Ростов-Дон", за который я тогда выступала, играл в еврокубке как раз с "Муратпашой". Тогда было представление, что Турция — страна закрытая, со своими нравами.
Когда приехала сюда надолго, поняла, что у местных совсем другое отношение ко времени. Они очень расслабленные и не отличаются пунктуальностью. Назначить встречу и опоздать — абсолютно нормально. Поначалу злилась: как же так, обговорили же время! А мне в ответ, мол, Лера, не переживай. Мы же пришли, сейчас всё сделаем (улыбается).
После России — разительный контраст. Там порой времени позавтракать не было, а в Турции — это трапеза на пару часов. Сидят, никуда не торопятся, общаются. Я быстро всё съедала, на что получала вопросы, куда я так тороплюсь. Надо же не спешить, всем насладиться.
Сейчас уже влилась в эти установки, привыкла. Но всё равно осталась пунктуальной. Зато теперь проще отношусь к опозданиям других людей. Турки живут на своей волне. Нам есть чему у них поучиться.
— Линейные — достаточно дефицитное амплуа для Суперлиги. Поступали предложения вернуться в российский чемпионат?
— Да, предложения были. Этот сезон мне давался настолько тяжело, что не была уверена по поводу дальнейших планов. И гандбольных, и в целом по жизни.
На этом фоне поняла, что пока не хочу снова ехать в Россию. Переход в команду из Антальи — это намного проще и ближе. Да и тренер в "Коньяалты" мне знаком; девчонки, с которыми уже работала... Решила, что ещё останусь в Турции.
Не соглашусь, что в России сейчас дефицит линейных. Я слежу за чемпионатом. Много хороших девочек, молодых и перспективных. Например, в Волгограде Олеся Горячева мне очень понравилась по ходу сезона.
Олеся Горячева: "На игру собираюсь дольше, чем на свидание. Быть красивой — моя фишка"
Алёна Амельченко прибавила, в последних играх выглядела здорово. В "Кубани" есть опытная Маша Гафонова и Ксюша Трухина, хотя сезон она почти полностью пропустила из-за травмы. В "Звезде" хорошие девочки, пусть многим и помешали повреждения…
Так что — в линии есть кому играть!
Фото: личный архив Валерии Бараник