БЦ поговорил с теперь уже бывшим главным тренером "Динамо-Сунгуля" Алексеем Павельевым о его карьере, сыне и о том, почему в этом сезоне его команде не удалось пробиться в восьмёрку сильнейших. Конечно, и о будущем спросили, но начали с прошлого.
— Вы много лет возглавляли сначала снежинский, а потом объединённый клуб Челябинской области. Эпоха ушла… А как она началась?
— Родился я и вырос в Снежинске, а первым тренером был Сергей Николаевич Владимиров. Он приложил много усилий для того, чтобы я стал игроком. В 9-10-м классе много ездили с Алексеем Французовым, с которым общаемся до сих пор, в Краснодар, где учились у Юрия Григорьевича Зайцева.
Найти свою жизнь. Чемпион мира-1993 воспитывает трудных подростков в Испании
Поступил в институт физкультуры, меня стали привлекать к тренировкам с основой челябинского "Полета". В 1992 году мы выиграли последний чемпионат СССР среди дублеров. Застал времена Гопина, Алешина, Шпонько, Жукова, Долгова, Мешкова... Тогда был союзный чемпионат, а после люди стали уезжать за границу. К нам приехала большая группа игроков из того же Краснодара — Стас Кулинченко, Эдик Москаленко, Саша Калмыков, Сергей Тропин, Леша Рагуткин, Петя Зубко, Василий Дубоносов, Володя Лысов.
Этим составом мы и пошли дальше. В первом чемпионате России стали вторыми, уступив лишь "Неве", но там была половина сборной страны. А в середине девяностых я получил травму. Прооперировали, начал бегать и случился рецидив. Оказалось — "кресты".
Но в семье случилось горе, умерла старшая сестра, Царствие ей небесное... У неё были дети, так что должен был помогать. Вынужденно вернулся в Снежинск, играл там полтора года.
А потом поехал в Казань. Там за победу в чемпионате обещали большие премиальные, а за попадание в шестёрку мы получили только премиальную поездку в Португалию. Кому она была нужна, по большому счёту? На следующий год в шестёрку не попали.
Потом мне позвонил Сергей Анатольевич Тяктев. Предложил помогать ему в роли тренера "Сунгуля". Я согласился и уехал из Казани. Проработал с Сергеем Анатольевичем год, но тут поступило предложение от Виктора Шпонько. Тогда наши гандболисты всё равно мечтали уехать в клубы из других стран, были предложения и у меня.
Но, напомню, я травмировал "кресты". Так что это было проблемой — уехать в хорошую страну. А тут Шпонько позвал в Турцию. Тяктев меня отпустил, за что ему благодарен. Год выступал там, а после вернулся и ещё год провёл играющим тренером "Сунгуля".
— И дальше пошли по тренерской тропинке...
— С 2004 года без перерыва работал здесь старшим и главным тренером.
— Кстати, о травмах. Ваш сын, кажется, тоже рвал "кресты", причём два раза.
— Три. Дважды на одной ноге и один раз на другой. Видимо, это наследственное. Других объяснений не выходит... И ведь следили за этими вещами! К тому же он не такой разгильдяй, как я.
Кубок России. Глазами профи: "С "Чеховскими медведями" надо быть внимательным, как пилоту Формулы-1"
— Алексей-младший пришёл в гандбол с вами за руку?
— Он сам так захотел! Никто его не заставлял, а начал с плавания, то есть с самого старта пошёл по моим следам. Тогда ему было шесть лет. Правда, тренер, с которой я был знаком, сразу сказала — ты же всё равно его заберёшь! Да ладно, ответил. Пусть плавает, может, понравится.
А из Казани он и на соревнования ездил, уезжал от нас на два дня. Это было во втором классе. Но потом перешёл в гандбол. Травмы помешали ему полностью раскрыться. Из своих тридцати он четыре года был вне игры.
Алексей Павельев: "Летом уже подумывал искать другую работу. Теперь осваиваю программирование"
— Вне игры теперь и вы…
— Я остаюсь в штате команды, мне платят деньги по контракту, до его конца ещё два месяца. Но при этом сказали, что в зале во время тренировок не должен появляться. Другой работы не предложили. Так что с 24 марта отдыхаю. А мне, на всякий случай, 52 года...
— А что не получилось, чтобы выполнить прописанную в договоре задачу попасть в плей-офф?
— Не хватило состава. В первой половине сезона играли неплохо, но нам патологически не везло. С другой стороны — везёт тем, кто везёт. Мы сами проигрывали. Упускали решающие моменты. И это не в одной игре — в четырёх!
Краснодару уступили два раза по одному мячу, с Астраханью были впереди на 4 гола за половину тайма до конца, а улетели на два… Словом, это психологически давило на ребят. Но если в тайм-ауте за 15 секунд до конца говоришь ребятам, что сейчас будет — и надо повнимательнее, а в итоге происходит то, о чём я предупреждал, и мы пропускаем... Как это?
А таких моментов было два. Это игра с Саратовом и первый матч с краснодарцами дома.
С другой стороны, про игру со ставропольцами никто не писал, что мы вели восемь мячей во втором тайме, а потом было ужасное судейство. Эти арбитры долго не работали, но у нас отбирали два гола в одной атаке. Можете пересмотреть, это концовка второго тайма!
Непонятные семиметровые и другие моменты… Зрители в Ставрополе, добавлю, лучшие в стране. А мы в концовке бросали семиметровый, чтобы вырвать хотя бы ничью. Но не забили.
В первом круге против "Пермских медведей" мы упустили 11 стопроцентных моментов. Как можно играть, не забрасывая столько?
Но была команда, коллектив. И нет проблем, спасибо ребятам, мы провели время вместе. Только тренер отвечает за результат, такова жизнь... Думал, дадут доработать до конца сезона, поэтому решение было неожиданным для меня. Однако понимал, что к этому шло, ведь после первой части сезона результаты были хуже.
У ребят три матча впереди, но после вчерашней игры Уфы и Омска команда уже получила право остаться в Суперлиге.
Olimpbet Суперлига. Вратарь "Акбузата" Максутов забросил "Скифу" больше, чем Василенко с Мишиным!
— Но вы сразу сказали о составе. Так почему его не хватило?
— Сашка Коваленко, который стал основным левым полусредним, в игре с Уфой получил травму... Хорошо, что взяли Лёню Кутепова. И он здорово играл, но люди начали готовиться к нему...
А ещё он в аренде. Как Лёха Коваль, Ваня Шаров, другие… А что будет потом? Время меняется, что-то нащупали, вот оно! Но потом кто-то теряется — и всё по новой. Дней за пять до игры с "Чеховскими медведями" к нам приехал Дудик. А значит, пришлось делать всё заново.
И мне не стыдно за свою работу. От души работал, как мог. Может, слишком демократичным тренером себя показал.
— Каждый год вы строили новый коллектив.
— Возможно, надо иначе к этому вопросу подходить. Саша Горбатиков в Уфе три года строил команду, которая потом играла в плей-офф. И он ведь потом в интервью объяснил, что так и было запланировано — попасть туда на третий год!
— С клубом из Снежинска вы закончили. А что теперь? Уже есть предложения?
— Пока нет. Нахожусь в творческом отпуске. Сплю лучше, никакая ответственность не давит (улыбается). Так что наслаждаюсь отдыхом. Но гандбол смотрю, конечно!
Фото: Дмитрий Марочкин; пресс-служба "Динамо-Сунгуля"