Сборная России, составленная из игроков не старше 2006 года рождения, в Минске сыграла первые в своей истории "товарняки". Баланс положительный: 2 победы, 1 поражение.
Товарищеский матч. Первый выход в свет удался — юноши Клёнова уже умеют многое
Товарищеский матч. Крайние меры. Домашнее задание лучше выполнили россияне
Товарищеский матч. По методу Капабланки. Третий раунд за Беларусью — в лучших традициях Вайлупова
— Любые проведённые игры оставляют след, — подчеркнул в интервью БЦ главный тренер этой команды Сергей Клёнов, — и нам этот, назовём его так, мини-турнир действительно удался. Самой показательной стала третья встреча — именно из неё можно почерпнуть больше всего пользы на будущее. Хорошо царить на площадке, когда ведёшь с большим преимуществом, а борьба мяч в мяч требует от тебя ещё и волевых качеств. В четверг мне удалось это увидеть. И понять, что у нас пока ещё не получается, что нужно исправлять, к чему стремиться.
Первая игра тоже была хорошей, к тому же мы не понимали, чего ждать от соперника, играли с листа. Все были предельно мотивированы, что дало плоды. А вот во втором матче вообще борьбы не получилось, хозяева как-то уж совсем легко дали нам оторваться в счёте.
— Что помешало в третьей встрече?
— Потеря концентрации, которая обычно случается, когда ты уверенно выигрываешь два дня подряд и снова лидируешь. Подспудно начинаешь думать, что всё легко получится, на чём оппоненты и подловили. Возможно, слегка сказался и фактор усталости. Всё-таки игроки прошли полноценный сбор, а потом сыграли три матча за три дня. Но основной причиной всё же считаю расслабленность. Упустили контроль над игрой, а сборная Беларуси сыграла на огромном желании.
— Какие были эмоции у ребят, когда не получилось выиграть серию всухую?
— Да уж не обрадовались. Некоторые прямо сильно переживали, пришлось провести несколько бесед после игры. Они хотят играть и побеждать, что видно. Но есть нюансы, которые мешают это делать. Тут нужна и скидка на возраст, для парней это первые международные матчи, поэтому неудивительно, что не всё задуманное получилось.
— Бросилось в глаза, что у многих ребят очень крутая для этого возраста техника.
— Конечно, это заслуга клубных тренеров. У нас было всего два сбора, мы только вписываем игроков в тактические схемы. Разумеется, с учётом их технической оснащённости и исходя из того, на что способен конкретный гандболист. Кто-то больше любит и умеет обыгрывать, у других приоритет в бросках издали. Плюс мы стараемся не разрывать клубные связки — зачем портить то, что работает?
— Легко ли заставить 16-летних подростков пахать в защите?
— Непросто. Особенно в четверг с этим было трудновато — положительные моменты, присутствовавшие в двух стартовых играх, в третьей куда-то ушли. Потому и счёт такой: мы впервые получили в свои ворота за тридцатник. Это показатель откровенно слабой игры в обороне. Мы это понимаем, ребята тоже понимают — после игры долго об этом говорили.
У нас есть определённые схемы, но какой от них толк, если мы не защищаемся один в один? Когда тебя регулярно обыгрывают, заканчивается всё так плохо, как в последнем минском матче.
А насчёт заставить… Знаете, мы стараемся делать так, чтобы парни испытывали удовольствие, а не чувство рутины. Да, защитные действия — это больше про кропотливую работу, чем про творчество. Но мы и здесь прививаем интерес и азарт — человек должен понимать, что перехватить мяч, вынудить соперника ошибиться тоже весьма увлекательно.
— Раз уж заговорили о перехватах — меня впечатлил Иван Дьячук. У него от природы такая хитрость?
— Сама защита построена так, чтобы красть мячи. У Вани для этого отличная стартовая скорость, но ещё важнее, что имеется понимание того, что делает на площадке. Бегает быстро, а самое главное, быстро думает.
Пока он у нас один такой. Разве что могу выделить ещё Вячеслава Усачёва. Они действуют в схожем ключе, но, если Дьячуку повезло отличиться перехватами, то Слава сыграл более консервативно и надёжно, без рискованных выскакиваний. Но у него тоже имеется хорошее чтение игры, которое впоследствии, когда навыки наработаются, принести пользу.
— Александр Тюменцев — лидер команды?
Молодёжное первенство. Александр Тюменцев: "С Фильчевым можем и покричать друг на друга"
— Стараюсь не заострять внимание на ком-то одном, всё равно выигрывает и проигрывает команда. Но, судя по количеству заброшенных мячей, да, он претендует на роль вожака. Как и наш капитан Антон Аксюков, который получил приз лучшему игроку третьего матча. Меня весьма порадовало, что именно он возглавил погоню, когда мы проигрывали пять мячей. Значит, не зря выполняет капитанские функции.
— Неплохую игру показал Демьян Артёмов в линии. Есть ли у него сменщики?
— Пока нет. В апреле предстоит финал первенства России среди игроков 2006 года рождения, будем там подыскивать линейных. Хотели проверить в Минске Владимира Утку и Аркадия Тимитея, но оба на больничном.
— С крайними, надо полагать, проблем нет? Мне очень понравился Никита Кириленко.
— Да, Никита сыграл хорошо, как и действовавший слева Клим Карташев. Но вообще с правыми крайними сложностей меньше. На левых будем смотреть дальше, хочется, чтобы за место в основе конкурировали не двое ребят, а хотя бы три-четыре человека.
— Евгений Шейкин в розыгрыше сначала больше играл на партнёров, но в третьем матче завершал сам.
— Это диктовалось игровой ситуацией. Белорусы с первой до последней минуты строили активную высокую оборону, ни разу не перестроившись на 6–0. По сути, мы могли продемонстрировать домашние заготовки только в большинстве. Всё остальное было фактически с листа. По ходу игр, конечно, немножко готовились, придумывали взаимодействия, которые по плану должны приводить к взятию ворот.
При подобной защите наша задняя линия должна быть маленькой. Мы так и сыграли, выпустив к Шейкину невысоких Дьячука и Усачёва, быстрых игроков, способных разрывать чужую оборону, влетать в дыры между защитниками.
— Довольны ли вратарями?
— Вполне. Родион Рощупкин особенно порадовал, поскольку все три встречи провёл на высоком уровне, а в первой и вовсе получил приз MVP. Илья Теплухин вначале немножко вывалился, на затем набирал и к третьей игре уже окончательно освоился.
— Семиметровые часто бросают крайние, а у вас в роли пенальтистов выступили только игроки задней линии. И не всегда успешно.
— До этого Тюменцев всё забрасывал, но что творили он и его партнёры в четверг… Такое иногда случается. Что до крайних, то пока они проигрывают соревнования, которые мы устраиваем на тренировках. Никакой догмы тут нет — пенальтистами назначались те гандболисты, которые были лучше в этом компоненте на тренировочных занятиях.
— Есть понимание, что эту команду ждёт дальше?
— Мы получили приглашение на Partille Cup, в рамках которого пройдёт Открытый чемпионат Европы среди игроков этого возраста. Предполагаю, что окончательно наша соревновательная судьба прояснится в последний момент. В следующий раз же планируем собраться в конце мая.
Фото: пресс-служба БФГ, Дмитрий Христич / ФГР