На финише 2022 года имя этой гандболистки из Казахстана гремело на различных азиатских площадках.
В октябре левая полусредняя национальной сборной и разыгрывающая "Кайсара" Вероника Хардина была признана самым ценным игроком азиатской Лиги чемпионов, где она выступала за "Достык": её команда финишировала на втором месте — позади южнокорейского клуба "Шугар Глайдерз".
В начале декабря Верона (именно так называют гандболистку) на континентальном первенстве помогла сборной Казахстана отобраться на чемпионат мира-2023 и заодно пополнила коллекцию индивидуальных наград. Из Южной Кореи в родную Кызылорду 26-летняя Хардина вернулась в статусе лучшей левой полусредней турнира.
А спустя несколько дней по возращении домой внесла весомую лепту в 12-е чемпионство "Кайсара", попутно став лучшей разыгрывающей национального турнира.
БЦ пообщался с одной из героинь прошедшего года на гандбольном постсоветском пространстве. Знакомим читателей поближе с умницей, спортсменкой и просто красавицей — Вероникой Хардиной.
А начали мы беседу с вопроса о подготовке к новому сезону.
— Сезон у нас стартует в марте, в феврале начнутся сборы. Но я пока залечиваю небольшие болячки и закачиваю колено, никак не успевала это сделать в конце прошлого года, так как было много различных соревнований и с клубом, и со сборной. Через месяц-полтора должна быть уже в боевой форме. Тьфу-тьфу!
— Но несмотря на небольшие проблемы с коленом, думаю, 2022 год можно назвать знаковым в твоей карьере?
— Да, конечно. Сто процентов — это самый успешный для меня гандбольный год, я осталась довольна (улыбается). Медальки разные добавились и индивидуальные награды, к которым я долго стремилась.
— Про индивидуальные награды, кстати. А какое достижение ты ставишь выше: MVP азиатской Лиги чемпионов или попадание в символическую сборную континентального первенства?
— Безусловно, всё, что связано со сборной Казахстана и чемпионатом Азии, имеет наибольшую ценность. Вы знаете, что я же никогда до турнира в Южной Корее не признавалась лучшим игроком даже отдельного матча на подобных чемпионатах? Обидно было (улыбается). Настраивалась очень серьёзно, чтобы закрыть этот гештальт. Получилось чуточку больше: войти в символическую сборную всего турнира. Это стало для меня полнейшей неожиданностью.
— Давай разберёмся: ты стала лучшей разыгрывающей или левой полусредней? На турнире играла вроде бы слева, но на церемонии награждения тебе вручили табличку с аббревиатурой CB (сentre back)…
— Да, это забавная ошибка корейских организаторов. Они перепутали таблички (улыбается). Так что на фотосессии по окончании турнира у меня есть фотографии, на которых я с двумя разными призовыми табличками. Но в итоге меня признали всё же лучшей левой полусредней, а не разыгрывающей.
— Но в своём клубе из Кызылорды ты как раз разыгрывающая. Твоя связка с линейной сборной Казахстана — одно из самых ярких впечатлений турнира. Создавалось впечатление, что от голевых передач ты кайфуешь не меньше, чем от голов...
— Когда Арайлым (Абдихамит — БЦ) вылавливает передачи и забрасывает, совершенно точно я радуюсь не меньше, чем своему голу. Впрочем, от меня многого и не требуется... Арайлым у нас девушка фактурная. Руку подняла вверх — и мне лишь повыше мяч подкинуть, а она всё сделает как надо (улыбается).
— Своей наградой ты осталась довольна, а пятым местом сборной?
— Не вполне. Мы с девчонками хотели войти в тройку призёров — считаю, что у нас были все шансы на это. Но первая же игра на турнире с Китаем фактически оставила нас без полуфинала. Проиграли всего два мяча…
Ну а в матче с японками наши шансы изначально были невысоки. Всё-таки сборные Южной Кореи и Японии превосходят всех остальных в Азии. Но мы постарались дать бой. А главный итог турнира — минимальную задачу выполнили, отобравшись на чемпионат мира.
Ирина Антонова после чемпионата Азии: "Сыграть за Казахстан через год? Оставлю вопрос без ответа"
— Как считаешь, чего не хватило в матче с Китаем? Равная игра ведь была, вы ни в чём не уступали соперницам...
— Я думала над этим вопросом. И вроде бы мы были уверены в собственных силах, но не хватило буквально чуть-чуть. Видимо, в решающие минуты встречи китаянкам помог фактор их участия в чемпионате России. Игровая практика многое решает в равных концовках: то, что не смогли сделать мы, получилось у них... Обидно.
— Давай пофантазируем. Если бы и сборная Казахстана в каком-нибудь виде заявилась в Суперлигу…
— …то мы бы обыграли Китай и были в медалях (улыбается). Мне кажется, это был бы очень интересный и полезный опыт для нас. Нам очень не хватает международных матчей. Хотя бы даже провести просто серию товарищеских игр с российскими командами! Вроде бы в этом году в планах есть поиграть с зарубежными соперницами.
— Азиатская Лига чемпионов — что за турнир такой? И как так получилось, что ты в нём сыграла не за родной "Кайсар", а за "Достык"?
— Это была специально созданная команда под Лигу чемпионов, как "Феникс" у вас в Суперлиге. А возглавлял нас воспитавший меня главный тренер "Кайсара" Ким Вячеслав Чан-Себович. Просто Казахстан имел возможность заявить на домашний турнир две команды, так как в предыдущем турнире победил клуб "Алатау Арулары" из Алма-Атинской области.
Турнир проходил в Алма-Ате. Соревновались 7 команд из 6 стран. Наши две команды из Казахстана опередили представителей Ирана, Индии, Кувейта, Узбекистана и заняли 2-е и 3-е место. Против кореянок пришлось очень тяжело. "Достык", хоть и занял второе место, но по-настоящему с "Шугар Глайдерз" смогли зарубиться не мы, а девчонки из "Алатау Арулары".
— У тренера, воспитавшего тебя, достаточно необычное имя...
— Ким Вячеслав Чан-Себович — наш казахский кореец. Под его началом я уже в возрасте 16 лет начала играть в Суперлиге. Глядя со стороны на проделанную им работу, понимаю, насколько это тяжёлый и нервный труд. Очень ему благодарна за то, что он сделал меня спортсменкой.
Кстати, на прошедшем в Корее чемпионате Азии Вячеслав Чан-Себович тоже присутствовал. И его подсказки, несомненно, помогли мне продемонстрировать сильные стороны и завоевать индивидуальные награды.
— Расскажи немножко о последнем чемпионате Казахстана: сколько команд играло, какая формула турнира? "Кайсар" там — вне конкуренции?
— Календарь национального чемпионата у нас традиционно подстраивается под интересы сборной. В соревнованиях принимает участие 6 команд. У нас в Казахстане туровая система. Всего этих туров в течение года — пять. Последний, шестой — это плей-офф с участием четырёх сильнейших команд.
А поражений в течении сезона у нас хватает (улыбается). Бывает, что у какого-то соперника выиграем больше 10 мячей, а уже в следующей встрече можем и потерпеть минимальное поражение. Всё-таки недонастрой имеет место, хоть это, конечно, и не очень профессионально...
— Как гандбол вошёл в твою жизнь, конкурировал ли с другими увлечениями в детстве?
— Я была с малых лет гиперактивным ребёнком и очень любила физкультуру, всегда первой мчалась в класс. Там меня однажды заприметили и пригласили попробовать свои силы в гандболе. Сразу же согласилась и влюбилась в этот вид спорта.
Помимо ручного мяча, я ещё ходила на кружок по английскому языку, занималась лёгкой атлетикой и играла на фортепиано. Но потом стало невозможно совмещать всё сразу, и родители попросили определиться, расставить приоритеты. Тогда из моей жизни исчезли лёгкая атлетика и фортепиано. Так что сейчас, кроме "Собачьего вальса", и не сыграю ничего, наверное.
Опережая вопрос: о выборе не жалею и бросить гандбол никогда не хотела (улыбается).
— А что же было в 2021 году? Кажется, после олимпийской квалификации в Венгрии ты на полном серьёзе собиралась завязать с гандболом… Или целенаправленно делала паузу в карьере?
— Я думала, что заканчиваю. Это правда. Решила, что с меня уже хватит, пора заняться чем-то другим. Первые месяца три кайфовала без гандбола, мне было хорошо. Занималась в фитнес-индустрии. Но потом началось... С каждым днём всё больше и больше стала скучать и поняла, что гандбол — моя жизнь, ещё не пришло время с ним распрощаться.
— А ведь после того венгерского турнира у тебя были на руках предложения из зарубежных клубов…
— Да, тогда были варианты с переездом в Европу. Но я, если честно, даже не стала их всерьёз рассматривать, так как уже решила для себя заканчивать карьеру. Возможно, тогда я допустила ошибку... Но всё что ни делается — к лучшему.
— Я правильно понимаю: если сейчас ты получишь новое приглашение, то отнесёшься к нему куда серьёзнее, чем тогда?
— Да, конечно. Больше я просто так отмахиваться от интересных вариантов не буду (улыбается). Но сейчас моя главная задача — подлечиться и набрать хорошую форму, чтобы заслужить к себе внимание.
— Прошлой зимой в российской Суперлиге неожиданно для многих оказалась другая гандболистка сборной Казахстана —Ирина Александрова. Но не слишком надолго...
— Да, Ира четыре месяца провела в "Астраханочке". С моей стороны было бы некорректно обсуждать, почему её пребывание в России оказалось столь коротким. Сейчас она дома в приятных хлопотах вне гандбола — в декретном отпуске (улыбается).
— Продолжая астраханскую тему: какие у тебя воспоминания остались о работе в сборной под началом Георгия Заикина?
— Ой, я очень запомнила этот период работы с российским тренером. Георгий Юрьевич с нами проработал не так много, но мы успели с ним поиграть на разных международных соревнованиях.
Как сейчас помню первую тренировку Георгия Юрьевича, которую он тогда ещё назвал просто втягивающей. Но мы на ней столько бегали, что я уже боялась представить: а дальше-то что будет, если это всего лишь "втягивающая" (смеётся)?
Но ничего, потом привыкла к нагрузкам. А сами тренировки были очень интересные, постоянно вводились новые для меня упражнения. Всё это приносило свои плоды в играх. Чувствовала, что при Георгии Юрьевиче я по-другому стала видеть площадку и росла в мастерстве.
— Ты начинала карьеру в "Кайсаре" и сейчас играешь за родной клуб, но какой-то длительный период времени ты провела в другом казахстанском клубе. Почему меняла команду?
— Сразу после окончания школы уехала в Алма-Ату поступать в Казахскую академию спорта и туризма. Пока обучалась на тренера (то есть с 2014 по 2019 год) — и играла в чемпионате за алма-атинский клуб. Но когда отучилась, меня позвал домой в Кызылорду мой тренер. Сказал, что хватит играть за чужих (улыбается).
— Отвлечёмся от гандбола... Почему ты для друзей Верона, а не Ника? Звучит даже немного пафосно...
— Правда вам кажется, что пафосно (смеётся)? Ну это не я сама придумала! Когда начала заниматься гандболом, ко мне все стали так обращаться. Да и домашние сразу сказали, что Ника мне не подходит, а Верона самое то (улыбается)! Так что я и тренеров прошу себя так называть.
— Обратил внимание, что в твоих соцсетях очень много профессиональных фотографий. А ещё есть постоянные героини сторис, две очаровательные малышки, которые буквально висят на любимой "тёте Вероне". Два вопроса: тебя никогда в фотомодели не звали? И что это за малышки?
— Нет, почему-то не звали (смеётся), это я сама себя балую фотосессиями. А две малышки — дочки моей самой близкой подруги Диляры Гоголадзе, с которой мы вместе со школы... Получается, уже 16 лет! Диляра — тоже спортсменка. Да ещё какая! Мастер спорта по тяжёлой атлетике, чемпионка мира по пауэрлифтингу, а также — чемпионка Казахстана IFBB (Международная федерация бодибилдинга и фитнесса — БЦ) в категории wellness.
Фото: ihf.info; личный архив Вероники Хардиной