Недавно расставшаяся с египетской "Смухой" голкипер белорусской сборной рассказала в эксклюзивном интервью БЦ о нескольких месяцах жизни в Стране фараонов.
— Огорчены, что ваше пребывание в "Смухе" вышло недолгим?
— Конечно. Этот клуб — очень большой спортивный комплекс, в который входит множество видов: гандбол, волейбол, теннис, футбол, конный спорт, баскетбол, бокс, гимнастика, водное поло, плавание и так далее. Также в нём большое внимание уделяется детям с ДЦП... Огромная территория, причём очень хорошо охраняемая, вход строго по пропускам.
Главный тренер — профессионал своего дела. Причём такой любви и заботы, какую он проявляет к каждому игроку, я раньше не встречала. Хороший опыт получила и благодаря работе с тренером вратарей. Если допускала ошибку, тут же отрабатывали её с ним — это очень хорошо отшлифовывает навык. Очень понравилось, как в клубе организован весь тренировочный процесс.
После прохождения "InBody" (это диагностика состава тела — БЦ) специалист по тренажёрному залу составлял индивидуальный план питания и занятий для каждого игрока. Также был отдельный человек, который снимал и делал видеонарезки.
Команда приняла меня отлично, тепло и душевно, появилось много друзей. Вообще я для себя называю "Смуху" "командой для души". Благодарна судьбе за то, что она показала мне такое.
— Почему не удалось закрепиться? Какие проблемы возникли?
— Увы, у судьбы другие планы. К сожалению, уровень инфляции в Египте превысил рекордный показатель, и клуб не смог выполнять финансовые обязательства по контракту. Поэтому новый президент "Смухи" принял решение расторгнуть соглашения со всеми легионерами во всех видах спорта.
— Как вообще появился вариант с египетским клубом?
— Случайности не случайны. Нынешний сезон я очень хотела провести в стране рядом с морем. И благодаря Анне Степановой — жене бывшего тренера сборной Беларуси Томажа Чатера — у меня это получилось, за что ей огромная благодарность.
Валентина Войтулевич: “Благодаря Томажу Чатеру поняла, что такое настоящий гандбол”
Также хочу отметить работу Алексея Южного, который отстаивал мои интересы в египетском клубе. В нашем деле очень важно иметь хорошего агента.
— Раньше бывали в этой стране? Чемпионат Египта — всё-таки экзотика. Сильно сомневались, прежде чем ехать туда?
— Это первая поездка в Египет. Мы с мужем увидели его, как говорится, изнутри. Экзотика ещё какая!
Изначально я даже не рассматривала эту страну. Огромную роль сыграл супруг Владимир — он меня поддержал, поехал со мной, был моим "секьюрити". И с ним адаптация прошла очень быстро. Без него я не рискнула бы, всё-таки арабская страна.
— Сколько команд выступает в чемпионате Египта? На что претендует "Смуха", какое место занимает?
— В национальном первенстве 16 участников. Сейчас мой бывший клуб занимает пятое место, причём идёт в трёх очках от первого. В числе восьми сильнейших дружин "Смуха" пробилась во второй этап чемпионата, и там всё может поменяться.
— Как был организован ваш быт в Египте? В каком городе жили?
— В Александрии. Клуб снял нам квартиру, жили на десятом этаже. Недалеко от мечети, которая каждое утро в пять часов будила нас молитвой муллы. Город по численности — как 85 процентов населения Беларуси. Рядом Средиземное море.
Побывали во многих исторических местах, таких, как Александрийская библиотека, мост Стэнли, крепость Кайт-Бей, где когда-то стоял знаменитый маяк, бывший одним из чудес света, колонна Помпея и так далее. Также съездили на пирамиды и увидели маску Тутанхамона.
— Как общались с одноклубницами? Были ли ещё легионерки?
— С девчонками говорили по-английски, да и в принципе египтяне очень общительный народ. Причем даже когда я выбирала квартиру, если она мне не нравилась, я не могла сразу уйти. Нужно было проявить вежливость, посидеть, рассказать о себе. Просто сразу уйти в Египте считается неуважением к хозяевам.
Девчонки приняли хорошо, засыпали вопросами, учили арабским словам, интересовались русскими. 90 процентов команды хорошо знает английский, потому что он у них в стране как второй официальный. Я была первой легионеркой из Европы в истории клуба. Кроме меня, во всей лиге играли лишь три иностранки: две из Туниса и одна ещё — не помню точно, откуда.
— Какие-то проблемы беспокоили за пределами площадки?
— Трудности были, например, при переходе дороги. Очень хаотичное движение. И если на проезжей части три полосы, то машины едут в пять рядов, почти нет пешеходных переходов и светофоров. Приходилось переходить дорогу через поток машин, причём они находятся на расстоянии вплоть до сантиметра друг от друга.
Пришлось адаптироваться к поздним тренировкам — в связи с жарой они начались в 10 вечера и заканчивались в 12 ночи. Нужно было привыкать к воде, мы пили только бутилированную.
— Что больше всего удивило в Египте?
— Наверное, как раз дорожное движение и доброжелательность людей. Также удивило вот что: когда в Александрии идёт дождь, в целях безопасности детей не отправляют в школу.
— Ваши ближайшие планы?
— Продолжать развивать своё мастерство, играть за сборную Беларуси и работать в серьёзном клубе.
— Трудно сейчас найти новую команду в ходе сезона? Может, уже есть варианты?
— Это сложно, но возможно! Рассматриваю варианты.
— Предпочли бы вернуться поближе к дому или играть в дальнем зарубежье?
— Долгое пребывание в Беларуси разожгло желание играть за рубежом, научиться чему-то новому.
— Некоторые вратари сборной Беларуси (Юлия Кунцевич, Валентина Войтулевич) выступают в России. Вас в российские клубы когда-нибудь звали?
— Да, предложения были.
— Прошлый сезон вы провели в румынской "Деве". Какие воспоминания?
— Это для меня был очень тяжёлое, но интересное время. Первый опыт за границей, языковой барьер, адаптация в чужой стране, ковид, разлука с родными и мужем на девять месяцев... Получила колоссальный опыт игры с гандболистками разного уровня.
За сезон в команде сменились четыре тренера, у каждого свои видение и методы тренировок. В общем, хорошая и интересная школа.
— С главным тренером сборной Беларуси Александром Сытько контактируете?
— Да, с Александром Сергеевичем мы на связи. Я ему благодарна за поддержку и хорошее, человеческое отношение к игрокам.
Александр Сытько: “Игрок может горы свернуть, когда смотрит на тренера влюбленными глазами”
— В Беларуси вы выступали за БНТУ-БелАЗ. А откуда сами родом, каким был ваш путь в гандбол?
— Появилась на свет в Брестской области. Но когда мне исполнилось пять лет, мы переехали в Гомель. Училась в художественном классе, пока тренер Надежда Евгеньевна Данилкина не пригласила съездить в санаторий (как оказалось, на спортивные сборы), после которого остаться в спорте было само собой разумеющимся.
Затем с седьмого, уже спортивного, класса другой школы начала заниматься гандболом, тренируясь у Елены Александровны Глушаковой и Сергея Николаевича Цыганкова.
После окончания школы 10 лет выступала за БНТУ-БелАЗ. Именно в этом клубе под чутким руководством Константина Григорьевича Шароварова и Алеси Сафоновой прошло моё становление как профессиональной спортсменки…
Воспитанный на "неуловимых". Константин Шароваров: "Тренер я не великий"
Фото: личный архив Юлии Грацкевич