Кажется, в "Ладе" просто обязана быть хотя бы одна белоруска. Линейная Виктория Шамановская пошла на повышение в ЦСКА, но взамен из БНТУ-БелАЗа выписана вратарь Валентина Войтулевич.
— Как стал возможен переход в “Ладу”? Давно ли на вас вышел клуб из Тольятти?
— Я работаю с агентом. В начале года попросила его помочь с поиском клуба, так как хотела еще раз попробовать себя на легионерских хлебах. И в конце февраля он сказал, что есть вариант с "Ладой". Я довольно долго думала, но в марте подписала контракт.
Попробую показать себя в российском чемпионате. "Лада" — молодая и амбициозная команда, готовая бороться за более высокие результаты. Приложу максимум усилий для их достижения.
— Жаль, что в команде не осталась соотечественница Шамановская?
— Да, очень. Хотелось еще поиграть с Викулей в одном клубе.
— Тренер вратарей “Лады” — олимпийская чемпионка Татьяна Ерохина. Интересно будет с ней поработать?
— Не сомневаюсь. Будет чему поучиться.
— Вы ведь наверняка могли перебраться в Россию и раньше...
— Был вариант после венгерского "Шиофока". Агент предлагал "Кубань". Но тогда я по семейным обстоятельствам решила вернуться в Беларусь.
— В Тольятти отправляетесь с семьей?
— Да, мы едем все вместе, с мужем и ребенком. Расстояние немаленькое, поэтому выбор был таким: либо едем все вместе, либо не едем вообще.
— Ваш муж — бывший гандболист Андрей Войтулевич, известный по выступлениям за "Кронон". Чем он сейчас занимается?
— Работает водителем-экспедитором. Но от гандбола далеко не ушел, играет в любительских турнирах.
— Первые годы после свадьбы вы продолжали выступать под девичьей фамилией Кумпель. Но после родов вернулись в гандбол уже как Войтулевич. Почему?
— Просто после свадьбы не было возможности сменить фамилию. Уже подписала контракт с “Шиофоком”, и все документы были оформлены на Кумпель. Решила, что поменяю фамилию, когда пойду в декрет. Так и получилось.
— После нескольких сезонов в “Гомеле” этот год вы провели в лагере его принципиального соперника БНТУ-БелАЗа. Сложно было настраиваться на игры с гомельчанками?
— В принципе изначально было сложновато влиться в команду. Ведь БНТУ всегда был моим конкурентом — и когда играла в “Гомеле”, и когда выступала в “Городничанке”. Но спасибо девчонкам и тренеру, помогли адаптироваться. Со временем смогла перестроиться. Да и “Гомель” уже не совсем тот: из тех, с кем играла, осталось только пару девчонок.
— Прежний опыт помогал? Например, в части знаний о любимых углах бывших одноклубниц…
— Скажу так: я вратарь, который не ищет легких путей. Пусть и знала, кто куда бросает, не стояла в этом углу и не ждала там мяч. Ведь девчонки тоже меня знали. К тому же в команде было много тех, с кем я не играла. Ха, но результат показал, кто кого знает лучше.
— За счет чего удалось вернуть титул в Минск?
— За счет огромного желания девчонок и сплоченности. Команда собралась молодая, амбициозная. Не могу не сказать про лидера, которая очень часто брала игру на себя. Сами понимаете, о ком речь — о Насте Кулак.
Беларусь. Золото вернулось в Минск. "Политех" не оставил шансов гомельчанкам
— Не скучновато было в последние годы в чемпионате Беларуси?
— В целом нет. Сезоны, проведенные в “Гомеле”, были очень насыщенными. Очень много игр, мы все время боролись за золото, скучать не приходилось. Переходя в БНТУ, хотела вновь стать чемпионкой. Тем более в этом сезоне все решалось в последней игре. К тому же в Бресте сформировалась хорошая команда, которая оказала сопротивление и нам, и “Гомелю”.
— Не кажется ли вам, что с прежней системой розыгрыша, подразумевавшей плей-офф, было бы интереснее?
— Думаю, нет. Без плей-офф настраиваешься на все игры, потому что понимаешь: очки терять нельзя. Все решается по количеству набранных баллов. А при плей-офф главное не опуститься ниже второй строки, ведь все равно все определяется весной. Можно выигрывать весь сезон, но проиграть основные матчи, а можно и наоборот.
— Не так давно не стало Томажа Чатера, с которым вы много работали в "Гомеле" и сборной. Какой была первая мысль, когда узнали об этом?
— Я долго не верила, думала: как же так? Такой здоровый мужчина — и умер. Как я его больше не увижу на тренировках… До сих пор кажется, что приеду на сборы, а он будет там, начнет травить свои шуточки. И ты не сможешь сфилонить, потому что он все видит и знает...
Для нас это очень большая потеря, да и для гандбола в целом. Ведь это один из немногих, кто верил в каждую из нас, верил, что мы можем играть в финальных стадиях чемпионатов мира и Европы. Но, к большому сожалению, мы так и не смогли оправдать его надежд.
Чатер верил в меня больше, чем я сама. Благодаря ему поняла, что такое настоящий гандбол, какими должны быть тренировки, какой должна быть команда. Он показывал, что играть нужно головой, пусть иногда и было сложно. Только сейчас понимаешь, что именно это приносит результат.
— Как можно охарактеризовать Чатера тремя словами?
— Тренер. Психолог. Амбициозный.
— Давняя мечта не только Чатера — участие сборной в топ-турнире. Когда белорусская команда к ней приблизится?
— Мне кажется, мы каждый раз к ней приближаемся, но всегда чего-то не хватает. То везения, то удачной жеребьевки. То команда не в полном составе, то не верим в себя и свои возможности. И все время что-то не то…
— Когда в отборе ЧМ-2021 сборная попала на черногорок, многие говорили, что шансов изначально немного. За счет чего удалось навязать борьбу?
— Думаю, за счет того, что в нас никто не верил и терять нам было нечего. Мы показали хорошую игру, продемонстрировали, что тоже умеем играть в гандбол.
— Что больше всего запомнилось из выступлений в “Шиофоке”?
— В Венгрии очень сильный и интересный чемпионат. Там невозможно было расслабиться ни с одной из команд. А еще запомнился сам город, в особенности — озеро Балатон. Еще раз съездила бы туда, но уже отдохнуть.
— В "Шиофоке" вы играли под руководством тренера российского происхождения Владимира Головина. Какое впечатление он оставил?
— Головин — профессионал своего дела, умный и тактичный тренер, доброжелательный человек. Очень интересно было с ним поработать.
Фото: пресс-службы БФГ, ГК "Гомель", ГК "БНТУ-БелАЗ".